ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2004 года № 95
Об утверждении плана мероприятий по реализации
Концепции семейной политики в Нижегородской области
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" и постановления Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области (далее - План мероприятий).
2. Органам государственной власти Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора Нижегородской области, учитывать План мероприятий при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов.
3. Министерству финансов Нижегородской области при формировании проектов областного бюджета на 2005 и последующие годы предусматривать средства на реализацию Плана мероприятий с ежегодным уточнением объемов финансирования.
4. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о.Губернатора В.И. Попов
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 21.04.2004 № 95
ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области
Наименование: | План мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области |
Основание для разработки: | Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области" |
Заказчик: | Правительство Нижегородской области |
Основной разработчик: | Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
Сроки реализации: | 2004 - 2006 гг. |
Цели и задачи: | 1. Формирование правовых, методических и организационных механизмов реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области. 2. Развитие межведомственной координации в сфере реализации Концепции семейной политики. |
Исполнители основных мероприятий плана: | - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, - министерство образования и науки Нижегородской области, - министерство здравоохранения Нижегородской области, - министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, - министерство финансов Нижегородской области, - министерство культуры Нижегородской области, - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, - министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области, - управление общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области, - комитет физической культуры и спорта Нижегородской области, - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию), - Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (по согласованию), - Нижегородский отдел института социологии Российской Академии Наук (по согласованию). |
Ожидаемые конечные результаты: | - Создание областного координационного совета по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области. - Формирование перечня нормативных правовых актов по реализации семейной политики в Нижегородской области. - Создание единого банка данных учреждений и организаций социальной сферы, а также интернет-сайта по реализации семейной политики. |
Предполагаемые | - Финансирование основных мероприятий Плана мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области планируется осуществлять за счет текущего финансирования федеральных, областных и муниципальных программ в сфере реализации семейной политики. - Областной бюджет - 1495 тыс. руб., в том числе: 2005 г. - 915 тыс. руб., 2006 г. - 580 тыс. руб. - Местные бюджеты при условии участия органов местного самоуправления в реализации Плана мероприятий |
Система контроля: | Контроль за реализацией Плана мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской области и областной координационный совет по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области (после его создания). |
План мероприятий составлен с целью осуществления первого этапа реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области и направлен на разработку и внедрение правовых, методических, организационных и финансовых механизмов обеспечения семейной политики в области в соответствии с утвержденной Концепцией.
План мероприятий имеет межведомственный характер.
Настоящий документ разработан в развитие Концепции семейной политики в Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2003 № 371, и представляет собой первоочередные меры для реализации данной Концепции.
В настоящее время в области имеется материально-техническая база для проведения социальной работы с семьей, а также существует определенная нормативная правовая база семейной политики, предусматривающая как меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, так и меры в отношении отдельных категорий семей (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами и др.). Вместе с тем, нет полной картины проблем и потребностей нижегородской семьи. Кроме того, отдельные государственные меры поддержки семьи зачастую носят декларативный характер, так как либо вообще не реализуются, либо не реализуются в полном объеме. В связи с этим необходимы всесторонние исследования, с одной стороны, состояния, интересов, ожиданий семьи, а с другой стороны - мониторинг нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной семейной политики, а также мониторинг эффективности областных программ, действующих в отношении семьи. Это необходимо для совершенствования нормативной правовой базы семейной политики и для более рационального использования имеющихся ресурсов.
Концепция семейной политики в Нижегородской области отражает долговременную стратегию семейной политики для всех категорий семей. В связи с этим необходимо приступить к реализации этой долговременной стратегии через создание соответствующих механизмов обеспечения семейной политики на основе всестороннего изучения состояния института семьи и мониторинга эффективности реализуемых программ и мер в отношении семьи. Именно эти направления работы и содержит предлагаемый план мероприятий.
План мероприятий разработан в целях формирования и совершенствования механизмов реализации семейной политики в соответствии с Концепцией семейной политики в Нижегородской области.
Основными задачами, решаемыми в ходе реализации плана, являются:
- формирование нормативной правовой базы семейной политики, соответствующей целям и задачам Концепции семейной политики в Нижегородской области;
- формирование организационных, методических и финансовых механизмов реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области;
- усиление межведомственной координации в сфере реализации семейной политики.
2. Организация исследований и мониторингов:
2.1. Исследование состояния института семьи в Нижегородской области.
2.2. Мониторинг нормативной правовой базы семейной политики и мониторинг эффективности областных программ.
2.3. Контроль за обеспечением действующих государственных гарантий и льгот в отношении семьи, материнства и детства.
3. Совершенствование нормативной правовой базы, выявление эффективных моделей реализации семейной политики и разработка пилотных проектов в данной сфере.
4. Внедрение инновационных технологий, тиражирование эффективных моделей семейной политики.
5. Развитие сети организаций, обеспечивающих реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области:
5.1. Расширение сети и укрепление материально-технической базы организаций социальной сферы, обеспечивающих реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области.
5.2. Совершенствование кадрового обеспечения данных организаций.
Финансирование основных мероприятий Плана мероприятий по реализации Концепции семейной политики будет осуществляться за счет финансирования федеральных, областных и муниципальных программ в сфере реализации семейной политики.
Областной бюджет - 1495 тыс. руб., в том числе:
2005 г. - 915 тыс. руб.,
2006 г. - 580 тыс. руб.
Местные бюджеты при условии участия органов местного самоуправления в реализации Плана мероприятий.
Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области обеспечивает создание, а в дальнейшем и деятельность, областного координационного совета по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области, который осуществляет организацию, координацию и контроль за ходом реализации Плана мероприятий.
Участники реализации Плана мероприятий ежегодно, при необходимости, вносят коррективы в отдельные мероприятия Плана мероприятий с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
Меры и мероприятия | Цель | Ожидаемый результат | Сроки | Предпола- гаемый объем финанси- рования | Источники финанси ро вания | Исполнители | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Создание единой целостной системы (организационной структуры) государственной семейной политики в Нижегородской области | |||||||||
1.1. Создание областного координационного совета по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области (далее - Координационный совет) | Развитие и усиление межведомственной координации в сфере реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области | Формирование целостной единой системы государственной поддержки семьи и защиты прав и законных интересов ребенка через деятельность Координационного совета | 2004 | Текущее финанси- рование | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области | |||
1.2. Формирование экспертного совета по оценке действующих областных программ в отношении семьи (далее- Экспертный совет) | Обеспечение экспертизы и анализа действующих областных программ на соответствие их целям Концепции семейной политики в Нижегородской области |
| 2004-2006 |
|
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области; Нижегородский отдел института социологии Российской Академии Наук (по согласованию) | |||
1.3. Организация постоянно действующего научно-практического семинара по решению проблем семьи, материнства и детства | Объединение усилий ученых и практиков в решении проблем семьи, материнства и детства (соединение теории и практики в решении проблем) | Обеспечение научного консультирования и сопровождения деятельности Координационного и Экспертного советов | 2004-2006 | 2004 | - | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского (по согласованию) | ||
| |
|
| Всего -220 |
|
| |||
2. Организация исследований и мониторингов | |||||||||
2.1. Организация и проведение социологических исследований состояния и интересов семьи | Изучение состояния нижегородской семьи как социального института | Типология семей и проблем, наиболее характерных для различных типов семей. Прогноз развития семьи как социального института | 2005 | 250 | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; Нижегородский государственный университет им.Н.И.Ло-бачевского (по согласованию); Нижегородский отдел института социологии Российской Академии Наук (по согласованию) | |||
2.2. Мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области, обеспечивающих реализацию государственной семейной политики | Выявление несовершенства законодательной базы по обеспечению государственных льгот и гарантий семье, женщинам и детям | Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области | 2004-2005 |
|
| министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области; министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского (по согласованию) | |||
2.3. Мониторинг эффективности действующих областных программ и проектов программ, имеющих отношение к семейной политике | Определение уровня эффективности действующих областных программ и проектов программ | Разработка системы критериев (методики) оценки эффективности выполнения программ - формирование унифицированной системы оценки. | 2004-2006 | 2004 | - | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; | ||
|
| |
| Всего -320 |
| | |||
2.4. Выявление эффективных моделей реализации семейной политики | Выявление наиболее эффективного регионального и муниципального опыта работы в сфере реализации семейной политики | Подготовка методических рекомендаций для распространения передового опыта работы в сфере реализации семейной политики | 2004-2006 | 2004 - | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию); органы местного самоуправления (при условии их участия в реализации Плана мероприятий) | |||
|
|
|
| ||||||
3. Совершенствование нормативной правовой базы и разработка пилотных проектов | |||||||||
3.1. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего социальные вопросы, в части учета интересов семьи, обеспечения фамилистического подхода в процессе осуществления государственной деятельности | Совершенство- вание нормативных правовых актов. | Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов социальной политики: | 2004-2006 |
|
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию) | |||
3.2. Разработка пилотных проектов по результатам проведенных социологических исследований и построенного по результатам социологических исследований прогноза развития семьи как социального института | Создание условий для поэтапной реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области | Пилотные проекты, обеспечивающие реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области. Обеспечение для различных категорий семей адресности получения государственной поддержки, льгот и др. | 2005 | Текущее финанси- рование | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; Координационный совет; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию); некоммерческие негосударственные организации (при условии их участия в реализации Плана мероприятий) | |||
3.3. Разработка стратегии социальной рекламы в рамках Концепции семейной политики в Нижегородской области с целью повышения статуса семьи | Формирование образа успешной семьи, здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей. Формирование восприятия (образа) семьи как субъекта правоотношений | Формирование установок самосохранитель- ного поведения, ответственности за себя и семью, потребности создать успешную семью, иметь детей и т.п. | 2004-2005 | 2004 - | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; управление общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области; Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачев-ского (по согласованию) | |||
4. Внедрение инновационных технологий, тиражирование эффективных моделей семейной политики | |||||||||
4.1. Реализация пилотных проектов | Апробация пилотных проектов и внедрение наиболее эффективных технологий | Оптимизация расходования бюджетных средств. | С 2006 г. | Текущее финансиро- вание в рамках утверж- денных областных программ | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по | |||
4.2. Внедрение эффективных инновационных технологий |
|
|
|
|
| Нижегородской области (по согласованию) | |||
4.3. Мониторинг эффективности пилотных проектов по семейной политике | Оперативный контроль за ходом реализации проектов. | Внесение изменений в реализуемые проекты по результатам мониторинга их эффективности (корректировка реализуемых проектов). Рекомендации по внедрению проектов | С 2006 г. | Текущее финанси- рование в рамках утверж- денных областных программ | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; Координационный совет; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию); некоммерческие негосударственные организации (при условии их участия в реализации Плана мероприятий) | |||
4.4. Формирование единого областного информационного банка организаций социальной сферы, способных обеспечить реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области (всех форм собственности): | Изучение состояния ресурсной базы семейной политики. | Создание единого информационного банка организаций социальной сферы, в том числе некоммерческих организаций, способных обеспечить реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области. | 2004-2006 | 2004 - | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; управление общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию) | |||
4.5. Тиражирование выявленных эффективных моделей реализации семейной политики | Распространение передового опыта работы в сфере реализации семейной политики | Повышение качества предоставляемых социальных услуг. Обеспечение для различных типов семей адресности получения государственной поддержки, льгот и др. | С 2006 г. | Текущее финанси- рование в рамках утверж- денных областных программ | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию) | |||
5. Развитие сети учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию Концепции | |||||||||
5.1. Расширение сети организаций социальной сферы, обеспечивающих реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области, укрепление их материально-технической базы | Организационно- методическое и кадровое обеспечение реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области. | Обеспечение доступности социальных услуг различным типам семей | 2004-2006 | Текущее финанси- рование в рамках утверж- денных программ | Бюджеты всех уровней | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию); органы местного самоуправления (при условии их участия в реализации Плана мероприятий) | |||
5.2. Анализ кадрового потенциала организаций, способных обеспечить реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области | Изучение уровня профессиональной подготовки специалистов | Получение информации о состоянии кадрового потенциала. | 2004-2006 |
|
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию) | |||
5.3. Развитие кадрового потенциала органов и организаций, обеспечивающих реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области | Повышение уровня профессионализма работников организаций, обеспечивающих реализацию Концепции семейной политики в Нижегородской области. | Наличие квалифицированных кадров, действующих в сфере реализации государственной семейной политики. | 2004-2006 | Текущее финанси- рование в рамках утверж- денных областных программ | Областной бюджет | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство образования и науки Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; комитет физической культуры и спорта Нижегородской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию); Нижегородский государственный университет им.Н.И.Ло- |