ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2003 года № 371


Об утверждении Концепции семейной политики
в Нижегородской области



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" и укрепления социального института семьи Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция).

2. Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области обеспечить разработку плана действий по реализации Концепции и представить его на рассмотрение Правительства Нижегородской области в марте 2004 года.

3. Органам государственной власти Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора Нижегородской области, считать одной из приоритетных задач работу, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов учитывать положения Концепции.

4. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить информирование общественности об основных положениях Концепции.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области разработать муниципальные программы семейной политики с учетом Концепции, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.


Губернатор                                                                                             Г.М. Ходырев


Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 23.12.2003 № 371

Концепция семейной политики
в Нижегородской области

1. Введение


На каждом витке своего развития от общества и органов государственной власти и органов местного самоуправления требуется пересмотр целей, задач, средств и методов социальной работы с различными группами населения, учет происходящих изменений в объектах и субъектах социальной политики.

Семья - один из основных социальных институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом.

Одной из задач государственной семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института. Этот кризис является всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он усугубляется особенностями нашего исторического пути, социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким жизненным уровнем значительной части населения.

Семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния. В связи с этим, главный упор делался на необходимость компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной помощи, но объем этой помощи оставался довольно скромным ввиду нехватки финансовых ресурсов. Эта помощь лишь в незначительной степени компенсировала инфляционное падение уровня жизни, так как кроме семьи в помощи нуждаются одиноко проживающие пенсионеры, беженцы и т.д. Поддержка малоимущих семей находится в плане первоочередных мер, но Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер.

Семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты социально-уязвимых семей.

Концепция семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом социального состояния, тенденций и перспектив развития института семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается не только как объект, но и как субъект семейной политики.

В Концепции наряду с результатами теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из кризиса и обеспечению эффективности семейной политики.

2. Семья и ее современное состояние в Нижегородской области


Семья является одной из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социо-культурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах.

Семья определяется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством или усыновлением и живущих вместе. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. К важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная, социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, духовного общения.

На протяжении XX века семья в России пережила глубокие перемены. Современная семья приходит на смену традиционной патриархальной семье: семья перестала быть основной хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению численности нуклеарной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9 человека).

Анализ состояния семьи в Нижегородской области

В настоящее время в области проживает около 1 млн. семей, в том числе более 500 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Нижегородская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в 2,9 раза (таблица 1, график 1).

                                                                                              Таблица 1

1999

2000

2001

2002

Родилось

27006

27699

28187

28585

Умерло

62131

65310

66754

68141


Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на одну женщину за всю ее жизнь, в 2002 году в Нижегородской области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме простого воспроизводства - 2,15. Значительно выросла доля однодетных семей (по данным органов социальной защиты населения - 72,9 % от общего количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции. Нижегородская область превращается в регион с вымирающим населением. Причем социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс смены моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется тем, что происходит изменение ценностных ориентации - уменьшается ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать, что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.

     


                                                                                                    График 1

В Нижегородской области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.

Вместе с тем, типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным социологических исследований, доля таких семей составляет 12-14%.

Значителен удельный вес неполных семей (более 18%). 22,5 % детей в Нижегородской области в 2002 году рождены вне брака. Свыше 50% детей какую-то часть детства проводят в неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным явлением.

Постоянно повышается уровень "добровольного безбрачия". Он достиг уже 17% среди мужчин и 18,7% среди женщин.

Малодетные и бездетные семьи, разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.

Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость традиционной полной детной семьи зримо снижаются.

В то же время, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи. Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой зависимости от фактора детности (таблица 2, график 3).

                                                                                                                   

Таблица 2

Удельный вес семей с детьми в целом по Нижегородской области
с доходами ниже черты бедности (%)

2002 год

Семьи с 1 ребенком

20,6

Семьи с 2 детьми

44,3

Семьи с 3 детьми

70,3

Семьи с 4 и более детьми

90,8


По данным органов социальной защиты населения на 1 сентября 2003 года 294688 семей являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

                                                                                                                График 2


Вместе с тем, в Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи, предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Также в области имеется определенная материально-техническая база для проведения социальной работы с семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:

- 8 центров социальной помощи семье и детям,

- 29 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,

- 6 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- 11 социальных приютов для детей и подростков.

В 2003 году создан областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина".

Также в области работают 13 межрайонных центров планирования семьи и 1 областной.

Однако проведенный анализ состояния семьи убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной семейной политики.

Создаваемая новая Концепция семейной политики должна учитывать все неблагоприятные факторы, воздействующие на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а также место семьи в структуре общественного производства. Кроме того, сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи семье, а также инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.

3. Цели и задачи семейной политики


Стратегическая цель семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки.

Достижение этой цели  требует специальной поддержки со стороны общества и государства успешной семьи, поощрение семей с детьми.

Это не предполагает дискриминации других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого социально-экономического, социокультурного и социопсихологического явления, как успешная семья.

При этом успешной может называться семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить следующие положительные результаты в функционировании общества:

а) стабильность демографической ситуации и оптимальная динамика социума / региона; ориентация супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство;

б) обеспечение здорового генофонда; воспроизводство, рост и сохранение качественного человеческого капитала, трудовых ресурсов общества;

в) адекватная включенность семьи в обеспечение экономического потенциала социума на основе самообеспечения и самозанятости, т.е. организации неприбыльного производства продуктов, товаров и услуг, а также на прибыльной основе, т.е. участии в различных формах предпринимательства. Максимальная   экономическая   отдача   семей,   занятых   в   государственном секторе экономики;

г) успешная социализация подрастающего поколения, формирование у него "вертикали" социальных и духовно-нравственных потребностей; обеспечение трудовой, социокультурной, патриотической преемственности поколений.

Приоритет в работе с семьей необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким жизненным потенциалом. Именно с ними государство сможет строить партнерские отношения, сменить свою традиционную "патерналистскую" политику, поощряющую "потребительскую" позицию и иждивенческие настроения семьи, на мобилизационную политику, призванную раскрыть потенциал семьи в социально-экономическом поведении. Это семьи, проявившие успех ранее и готовые в современных условиях к постоянному духовному, профессиональному, карьерному, предпринимательскому росту.

Таким полноценным, работоспособным семьям необходимо оказывать поддержку в создании условий для рождения и воспитания детей.

Таким образом, семейная политика должна включать в себя:

1) поддержание института семьи на уровне реализации его функций;

2) повышение социального статуса успешной семьи;

3) обеспечение условий для удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;

4) использование творческого потенциала семьи в развитии общества.

Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер:

1. Совершенствование семейного законодательства.

2. Мобилизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем  и т.д.).

3. Формирование эффективного механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.

4. Формирование субъектности семьи в использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в обществе.

5. Обеспечение организационных и материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.

6. Создание условий для получения детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской безнадзорности и правонарушений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»