ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2008 года № 360
(с изменениями на 30 марта 2009 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.03.2009 № 162
------------------------------------------------------------------------
В целях формирования областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2009 год и на период до 2011 года.
2. Министерству экономики Нижегородской области:
- ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2009 год. Результаты мониторинга направлять Губернатору Нижегородской области - Председателю Правительства;
- Абзац исключен постановлением Правительства Нижегородской области от 30.03.2009 № 162- см. предыдущую редакцию
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова. (Пункт 3- в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 30.03.2009 № 162- см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П.Шанцев
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области
на 2009 год и на период до 2011 года
Общие подходы к разработке прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2009 год и на период до 2011 года регламентированы Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Законами Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области", от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и Концепцией бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 апреля 2008 года № 145.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области на 2009 год и на период до 2011 года для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также хозяйствующих субъектов при принятии конкретных управленческих решений в области социально-экономической политики.
Прогноз социально-экономического развития разработан Правительством Нижегородской области в соответствии c Посланием Губернатора Нижегородской области Законодательному Собранию Нижегородской области, Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года), сценарными условиями, определенными Правительством Российской Федерации, и методическими указаниями Министерства экономического развития Российской Федерации. Прогноз учитывает выполнение мероприятий программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на 2007-2010 годы.
При расчетах количественных показателей использовались индексы оптовых и потребительских цен, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации, по состоянию на 20 мая 2008 года, а также тарифы на электро- и теплоэнергию по данным региональной службы по тарифам Нижегородской области по состоянию на 1 июля 2008 года.
Прогноз по основным бюджетообразующим показателям сформирован в разрезе территорий с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области и намерений крупнейших организаций, расположенных на их территориях. Районный разрез по основным бюджетообразующим показателям (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, фонд оплаты труда, прибыль прибыльных организаций и др.) является основой для формирования консолидированного бюджета области на 2009-2011 годы и межбюджетных отношений на период до 2011 года.
Информационная база формирования прогноза:
- данные статистического и налогового учета за 2007 год и по состоянию на 1 июня 2008 года;
- сценарные условия и макроэкономические пропорции развития Российской Федерации, принятые Правительством Российской Федерации на 2009-2011 годы (на основе которых представлены итоги развития Российской Федерации (далее - РФ) в 2007 году и прогнозные пропорции на 2009-2011 годы);
- прогнозные расчеты органов местного самоуправления;
- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
В 2007-2008 годах социально-экономическое развитие Нижегородской области происходит на фоне роста внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, роста объемов финансовых ресурсов и ускорения темпов инфляции.
График 1
Темпы роста основных макроэкономических показателей,
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Положительные тенденции в развитии области обеспечены за счет:
- высокой инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, стимулируемой мерами региональной государственной поддержки;
- развития рыночной инфраструктуры;
- активной внешнеэкономической деятельности предприятий;
- роста доходов населения, способствующих повышению потребительского спроса на рынке товаров и услуг.
Достижению положительных результатов также способствовала дальнейшая реализация национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, начало реализации программ развития производительных сил территорий.
1.1 Реальный сектор
Промышленное производство.
В 2007 году промышленная политика в области осуществлялась в соответствии с Программой развития промышленности на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2006 года № 356, в рамках которой дополнительно был принят ряд отраслевых подпрограмм: развития нефтехимического комплекса, развития авиастроительной отрасли, развития радиоэлектроники и приборостроения, развития судостроительной отрасли, развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов.
Индекс промышленного производства в 2007 году (по полному кругу предприятий) составил 108,1% и превысил среднероссийский уровень - 106,3%. Наибольший вклад в рост объема промышленной продукции внесли обрабатывающие производства, по которым объем промышленного производства, увеличился на 9,3% в реальном выражении.
График 2
Индекс физического развития (далее - ИФО) промышленного производства в разрезе подвидов экономической деятельности,
в % к предыдущему году
Важнейшими факторами, повлиявшими на рост промышленного производства, в прошлом году стали: благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на товары экспортно-ориентированных производств, рост внутреннего спроса, увеличение объемов работ в строительстве и объемов жилищного строительства, инвестиционный рост.
Вместе с тем, в прошедшем году отмечалось снижение производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 3,8% в основном за счет снижения производства тепловой энергии в теплый зимний период 2007 года на 8,9%.
В 2008 году ожидается рост физических объемов промышленного производства - на 8%. Объем отгруженных товаров собственного производства (по крупным и средним предприятиям) составит: по добывающим производствам - 495,1 млн. руб., по обрабатывающим производствам - 632,2 млрд. руб., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 51,4 млрд. руб., с индексами производства (по полному кругу предприятий) 109%, 109% и 103%, соответственно.
Инвестиции и строительство.
В Нижегородской области большое внимание уделяется стимулированию инвестиционной деятельности. В 2006 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило уровень законодательного риска Нижегородской области как минимальный среди всех регионов РФ и присвоило первое место.
В области взят курс на максимальное усовершенствование законодательной базы, упрощение процедуры получения земельных участков и сокращение процесса получения инвесторами полного комплекта необходимых документов. Оказывается поддержка приоритетных инвестиционных проектов в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, минимальных ставок аренды земельных участков, государственных гарантий Нижегородской области и т.д. Особое внимание уделяется инновационной деятельности организаций.
2007 год охарактеризовался для Нижегородской области как год инвестиционного и строительного бума.
График 3
Динамика показателей инвестиций и строительства Нижегородской области,
в % к предыдущему году
По итогам 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил по полному кругу организаций - 121,7 млрд. руб. или 116,3% в сопоставимых ценах к уровню 2006 года. Рост инвестиций наблюдался (по крупным и средним организациям): в обрабатывающих производствах (доля в общем объеме инвестиций - 28,4%) - 116,7%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (5%) - 151,7%; на транспорте и связи (20,9%) - 107,8%; в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (где значительную долю занимает наука) (19,4%) - в 1,6 раза.
В 2007 году проведена работа по признанию приоритетными инвестиционными проектами Нижегородской области 13 проектов, из них 11 проектов предусматривают финансовые меры государственной поддержки, 2 проекта - нефинансовые.
В 2008 году ожидается, что объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций составит 152,8 млрд. руб. с индексом физического объема на уровне 117%.
За счет реализации крупнейшего инвестиционного проекта ЗАО "ЯМАЛГАЗИНВЕСТ" - строительство газопровода в шести районах Нижегородской области, запланированного до 2011 года, значительный объем инвестиций - 28,6 млрд. руб. предусматривается освоить до конца текущего года в трубопроводном транспорте с ростом к 2007 году в сопоставимых ценах - 136,3%.
В 2008 году осуществляется подготовка к реализации, а также реализация крупных стратегических инвестиционных проектов, таких как: строительство технопарка в сфере IT-технологий "Анкундиновка", строительство завода по производству автокомпонентов- завод "Либхерр", строительство завода по производству ПВХ - ООО "РусВинил", строительство завода по производству кровельных материалов - ООО "Ондулин-с.-м.", строительство предприятия по производству свинины и последующему производству мясопродукции - ООО "Нижегородский бекон" и др.
Рост иностранных инвестиций составил в 2007 году 1,9 раза или в абсолютном выражении - 409,6 млн. долл. США. Лидером среди отраслей экономики по привлечению иностранных инвестиций стала обрабатывающая промышленность - 85,4% от общего объема, 5% - было направлено в связь, и 4,6% - в сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (наука). Среди реализованных крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала следует отметить: ввод в действие второго трубопрокатного стана "ФАИ Зойте" (Германия) на ОАО "Борский трубный завод" (объем инвестиций 4,7 млн. евро), открытие совместного предприятия "Шотт Флэт Гласс Россия" по производству стекла для бытовой техники в г. Бор, открытие в Нижнем Новгороде второго центра оптовой торговли "Метро Кэш энд Керри" (Германия) (объем инвестиций - 18 млн. евро.), открытие гипермаркета "Реал" (Германия) (объем инвестиций около 21 млн. евро) и др.
По оценке 2008 года объем иностранных инвестиций в основной капитал составит 414,0 млн. долл. США.
Рост объемов работ, выполненных в строительстве, составил в 2007 году 124,1% (в 2006 году - 114,6%). Главным фактором роста стало строительство новых крупных объектов, в числе которых строительство магистрального газопровода, проходящего через область (заказчик ЗАО "Ямалгазинвест").
Следствием роста строительной активности в Нижегородской области стало увеличение физических объемов производства строительных материалов на 8,6% к уровню 2006 года. Так, производство конструкций и изделий сборных железобетонных возросло на 30,8%, материалов мягких кровельных и изоляционных - на 20,8%, кирпича строительного - на 15%, извести технической - на 13,6%, гипса - на 13,4%.
За счет всех источников финансирования в области было введено в эксплуатацию 1072 тыс. кв. метров общей жилой площади, что на 29,7% выше, чем в предыдущем году. Это самый высокий показатель за последние пять лет.
В 2008 году объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составит 75 млрд. рублей, с приростом физических объемов на 17%. До конца года намечено ввести в эксплуатацию 1350 тыс. кв. м общей площади жилья (в том числе 340 тыс. кв. м за счет индивидуального жилищного строительства) с ростом к предыдущему году на 25,9%.
Агропромышленный комплекс.
Политика в сфере агропромышленного производства в 2007 году проводилась через реализацию федеральных и региональных целевых программ, направленных на:
- сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов (произвестковано 20,2 тыс. га кислых почв, профосфорировано 11,4 тыс. га, внесено 53,7 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений и 2,1 млн. тонн органических удобрений);
- кадровое обеспечение стратегического развития агропромышленного комплекса (прошли обучение на курсах повышения квалификации 1138 руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства).
В рамках развития социальной и инженерной инфраструктуры введено 1,4 тыс. кв. метров жилья, 117 км газовых сетей, 43 км водопроводов, построена 1 школа.
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на территории области было в 2007 году достигнуто следующее:
- по направлению "Ускоренное развитие животноводства" в 2007 году технически переоснащено 9,2 тыс. скотомест, что составляет 8,3% от общей численности коров в сельхозпредприятиях, и помещений на 51,6 тыс. голов содержания свиней или 30,3% от общей численности;
- получено кредитов малыми формами хозяйствования на сумму 2,6 млрд. рублей;
- в рамках реализации направления "Строительство жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе" за 2007 год построено 200 домов (квартир) общей площадью 11,4 тыс. кв. метров.
В 2007 году темп роста сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах во всех категориях хозяйств составил 95,9% к уровню 2006 года (в РФ - 103,3%), в том числе в сельскохозяйственных организациях - 97,7%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 114,8%, в личных подсобных хозяйствах населения - 93,4%.
График 4
Объем сельскохозяйственного производства в 2007 году
в разрезе производителей, млн. руб.
Снижение показателей сельскохозяйственного производства в прошедшем году обусловлено в основном сокращением объема продукции растениеводства на 7%. Всеми категориями хозяйств собрано зерна на 10,3% меньше, чем в 2006 году, картофеля - на 18,6%, сахарной свеклы - на 45%, овощей - на 6,0%. Объемы валового производства сельскохозяйственных культур снижены из-за неблагоприятных погодных условий. Засуха весенне-летнего периода 2007 года привела к гибели 94,6 тыс. га посевов.
График 5
Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции,
в % к предыдущему году
В 2008 году хозяйствами всех категорий будет произведено сельскохозяйственной продукции на общую сумму 41,8 млрд. руб., в том числе 21 млрд. руб. - сельскохозяйственными организациями. Рост в сопоставимых ценах к уровню 2007 года составит во всех категориях хозяйств и сельскохозяйственных организациях по 106,2%.
Внешнеэкономическая деятельность.