ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2008 года № 145
В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике В.А.Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
Концепция
бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных
отношений в Нижегородской области на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов
(далее - Концепция)
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу в первую очередь ориентирована на содействие реализации основных целей, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, и достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Бюджетная политика в 2009 году и на плановый период 2010 и 2011 годов будет направлена на решение следующих задач:
Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета Нижегородской области.
В настоящее время решение данной задачи обеспечивается ростом экономики области и в дальнейшем будет достигаться путем реализации комплекса мер, направленных на увеличение доходов бюджета Нижегородской области, формирования трехлетнего бюджета и внедрения долгосрочного финансового планирования, что позволит создать устойчивую бюджетную систему области.
Повышение эффективности производимых расходов и гарантированное исполнение действующих расходных обязательств.
Перед Правительством Нижегородской области стоит задача безусловного и в полном объеме исполнения собственных расходных полномочий.
В сегодняшних условиях, когда доходы областного бюджета позволяют не только в полном объеме финансировать все принятые расходы, но и обеспечивать достаточно высокий уровень расходов капитального характера основной задачей становится работа по повышению эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых бюджетных услуг.
Повышение эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений.
Решение этой задачи будет достигнуто путем дальнейшего реформирования системы региональных финансов, реализации мероприятий административной реформы, расширения самостоятельности и ответственности субъектов бюджетного планирования с одновременным внедрением системы мониторинга качества финансового менеджмента.
Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
Решение задачи будет обеспечено путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов и использования стимулирующих механизмов в распределении дополнительной финансовой помощи из областного бюджета.
Исходя из сложившейся за последние годы динамики роста основных макроэкономических показателей Нижегородской области, а также реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года темпы роста валового регионального продукта в 2009-2010 годах прогнозируются на уровне 108% в сопоставимых ценах, в 2011 году - 107%.
Увеличение валового регионального продукта планируется обеспечить за счет наращивания промышленного производства (109% - в 2009-2010 годах, 107% - в 2011 году), развития торговли (110,4% - в 2009 году, 110,1% - в 2010 году, 110% - в 2011 году) и роста инвестиций в основной капитал - не менее 115% ежегодно.
Высокие темпы роста макроэкономических показателей позволят сохранить прирост реальных располагаемых денежных доходов населения Нижегородской области 13,9% - в 2009 году, 14,9% - в 2010 году и 10% - в 2011 году.
Одним из условий устойчивого экономического роста Нижегородской области будет обеспечение снижения инфляции.
Прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен в Нижегородской области составит:
на 2009 год - 108,5%;
на 2010 год - 107,8%;
на 2011 год - 107,3%.
Важнейшей задачей Правительства Нижегородской области на 2009-2011 годы является дальнейшее развитие положительной тенденции роста налогооблагаемой базы и доходов бюджета области.
Формирование доходной части бюджета будет осуществляться в условиях стабилизации федерального налогового законодательства и завершения его реформирования по основным позициям. Прогнозируемые изменения налогового законодательства не окажут существенного влияния на общий объем поступлений в консолидированный бюджет Нижегородской области.
В 2009-2011 годах на федеральном уровне планируется:
- сохранить единую ставку по налогу на доходы физических лиц, увеличив размер и перечень социальных налоговых вычетов при исчислении налога;
- дифференцировать ставки по акцизам на бензин исходя из его качества посредством установления более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества и др.
В целях укрепления и дальнейшего развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области Правительство Нижегородской области планирует решение следующих первоочередных задач:
Увеличение налогооблагаемой базы и рост налоговой отдачи от налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Нижегородской области.
Увеличению налогооблагаемой базы будет способствовать реализация мер, направленных на вывод убыточных предприятий и организаций на уровень безубыточности, а также активизация работы по предотвращению фактов выплаты "теневой" заработной платы и увеличение размера средней заработной платы.
Для поддержания благоприятного инвестиционного климата будет развиваться система стимулирующих мер в отношении инвестиционной и инновационной деятельности.
Обеспечение роста доходов от имущественных платежей и сделок с имуществом.
Для решения этой задачи предполагается продолжить работу по инвентаризации имущества, находящегося в собственности физических лиц, а также земельных участков, в результате которой создать банк данных о налогооблагаемой базе по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
В результате реализации мер, направленных на привлечение к декларированию и налогообложению физических лиц, получивших доходы от сдачи в наем (аренду) недвижимого и движимого имущества, а также от продажи имущества на праве собственности предполагается увеличить налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.
Увеличение капитализации государственной собственности Нижегородской области за счет обеспечения эффективности функционирования объектов государственной собственности и высокой степени их бюджетной отдачи.
Для решения этой задачи будет оптимизировано количество объектов областной собственности исходя из эффективности их бюджетной отдачи с последующим проведением рыночной оценки объектов, вовлекаемых в коммерческий оборот.
Продолжится практика приобретения земельных участков в государственную собственность Нижегородской области для использования их при реализации инвестиционных проектов и подбора земельных участков для предоставления их под строительство коммерческих объектов.
Будут приняты меры по вовлечению в арендные отношения дополнительных земельных участков и объектов недвижимости.
Развитие и укрепление административного ресурса.
Реализация указанной задачи пойдет по следующим направлениям:
- осуществление мер принудительного взыскания задолженности с недоимщиков по платежам в областной бюджет путем обращения взыскания задолженности на имущество должников;
- усиление контроля за исполнением инвесторами своих обязательств и развитие системы критериев оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов;
- разработка законодательных инициатив, направленных на пересмотр отдельных положений федерального законодательства в пользу региональных бюджетов;
- обеспечение взаимодействия с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию), другими администраторами доходов в части сведений, обеспечивающих достоверность прогноза областного бюджета, а также бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Бюджетная политика в области расходов на 2009-2011 годы направлена на практическое внедрение в процесс бюджетного планирования бюджетирования, ориентированного на результат, и на применение современных методов финансового менеджмента в бюджетном секторе.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета, начиная с 2009 года областной бюджет будет формироваться на трехлетний период.
Повышение эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых услуг будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий:
- оценка потребности в бюджетных услугах и их предоставление в соответствии с утвержденными стандартами;
- разработка и внедрение отраслевых систем оплаты труда, учитывающих квалификацию и профессиональный уровень работников бюджетной сферы;
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Концепцией повышения средней заработной платы работников бюджетной сферы Нижегородской области до среднеобластного уровня: в 2009 году ставка 1 разряда Единой тарифной сетки будет увеличена до 3000 рублей, что позволит довести среднюю заработную плату работников бюджетной сферы за 9 месяцев 2009 года до уровня среднемесячной заработной платы работающих в целом по Нижегородской области за соответствующий период 2008 года; начиная с 2010 года расходы на оплату труда работников бюджетной сферы Нижегородской области будут предусматриваться исходя из уровня среднемесячной заработной платы работающих в целом по Нижегородской области за предыдущий финансовый год;
- обеспечение поэтапного перехода к одноканальному финансированию в здравоохранении;
- переход на подушевые нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений;
- повышение качества принимаемых областных целевых программ, обеспечение их увязки со стратегическими направлениями развития области, использование механизмов оценки эффективности бюджетных целевых программ и алгоритма корректировки объемов бюджетных средств по результатам этой оценки.
Повышение эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений будет осуществляться за счет:
- реализации мероприятий административной реформы;
- использования системы показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, в том числе направленной на реализацию Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;
- совершенствования практики применения докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности;
- внедрения системы мониторинга качества финансового менеджмента, включающего в себя анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования субъектами бюджетного планирования областного бюджета бюджетных средств и охватывающей все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов.
В соответствии с основной целью бюджетной политики на 2009-2011 годы определяются следующие приоритеты бюджетных расходов:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
- реализация приоритетных национальных проектов;
- дальнейший рост расходов инвестиционного характера;
- перевод натуральных льгот в денежную форму.
Расходы инвестиционного характера в 2009-2011 годах будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009-2011 годы".
Будет продолжена практика поддержки реального сектора экономики, в том числе, агропромышленного комплекса, посредством компенсации части процентных ставок по кредитам, получаемым в коммерческих банках.
Максимальный прогнозируемый рост тарифов в 2009 году составит:
на тепловую энергию, вырабатываемую котельными, - 30%;
на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, - 30%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям, - 25%;
на природный газ - 27%.
Политика в области формирования межбюджетных отношений в 2009- 2011 годах будет направлена:
- на обеспечение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области необходимым объемом денежных средств для решения вопросов местного значения;
- на стимулирование муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, обеспечивающих увеличение доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и повышение качества управления муниципальными финансами;
- на эффективное исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Межбюджетные отношения в 2009-2011 годах будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 14 июля 2005 года № 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Распределение областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, являющегося основным источником нецелевой финансовой помощи местным бюджетам, в 2009-2011 годах будет осуществляться на основе доведения индексов бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до установленного уровня. Методика расчета индексов бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и распределения указанного фонда, утвержденная Законом Нижегородской области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области", будет совершенствоваться с целью более полного учета социально-экономических, демографических, географических, климатических и иных особенностей и различий муниципальных районов (городских округов).
В целях осуществления передаваемых государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов будут перечисляться субвенции из областного фонда компенсаций.
Будут сохранены основные направления софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.