ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2006 года № 222


Об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области

(с изменениями на 28 февраля 2019 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.04.2016 № 234;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.02.2019 № 101

-----------------------------------------------------------------------


В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года № 111 "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области.

2. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 16 сентября 1998 года № 235 "Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области".

3. пункт исключен постановлением Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию




И.о. Губернатора                                                                               В.И. Лимаренко


     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 11.07.2006 № 222

          

Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области


     (в ред. постановления Правительства области от 22.04.2016 № 234)

    1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области, а также порядок взаимодействия и обеспечения сил и средств, участвующих в этих работах.

1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) проводятся с целью спасения и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), прекращения действия характерных для них опасных факторов.

1.3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации экологических, медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, определенные действующим законодательством.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

1.4. Аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации - первоочередные работы по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

1.5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

   2. Организация управления аварийно-спасательными и другими
     неотложными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций

2.1. Управление при организации и в ходе ликвидации ЧС заключается в целенаправленной деятельности органов управления территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по подготовке и руководству силами и средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения).

2.2. Состав органов управления, осуществляющих руководство и координацию силами и средствами, определяется положением о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3. Организация управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:

- сбор данных об обстановке;

- анализ и оценку обстановки;

- подготовку выводов и предложений для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;

- принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;

- организацию взаимодействия;

- обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС.

2.4. Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления. Его принимает и организует выполнение руководитель органа управления.

Решение включает в себя основные элементы:

- краткие выводы из оценки обстановки;

- задачи подчиненным аварийно-спасательным службам (формированиям);

- меры безопасности;

- организация взаимодействия;

- обеспечение действий сил и средств в зонах ЧС.

     3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
     и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

3.1. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривают проведение следующих мероприятий:

- разведку в интересах проведения указанных работ;

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

- организацию связи в зоне ЧС;

- охрану общественного порядка в зоне ЧС;

- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

3.2. Содержание аварийно-спасательных работ:

- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

- локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

- оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в медицинские организации; (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий. (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

3.3. Содержание других неотложных работ:

- прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

- локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; (абзац в ред. постановления Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений гражданской обороны. (абзац в ред. постановления Правительства области от 28.02.2019 № 101 - см. предыдущую редакцию)

3.4. Объем и условия проведения АСДНР зависят от масштабов чрезвычайной ситуации.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в количестве, обеспечивающем непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

3.5. В целях выполнения задач по проведению АСДНР создаются группировки сил. В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются профессиональные аварийно-спасательные формирования, объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, а также специализированные формирования. В состав группировки сил могут привлекаться воинские части гражданской обороны МЧС России, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России, а также нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования.

Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

3.6. Задачи при ликвидации ЧС выполняются поэтапно (три этапа) в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.

В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования, при необходимости, передается личному составу, прибывшему на смену.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения.

Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики.

3.7. Непосредственно порядок организации и технологии ведения различных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС определяется наставлениями, инструкциями, алгоритмами действий и другими руководящими и методическими документами, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области и организациями в соответствии с действующим законодательством.

3.8. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.

3.8.1. Руководитель аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных положением о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

3.8.2. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.

3.8.3. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС в части руководства работами по ликвидации ЧС и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя, или назначив другое должностное лицо.

3.8.4. Полномочия руководителей ликвидации ЧС определяются положением о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и соответствующими положениями о муниципальных звеньях территориальной подсистемы Нижегородской области.

3.8.5. В необходимых случаях к ликвидации ЧС могут привлекаться специалисты соответствующего профиля из научно-исследовательских и других организаций, расположенных на территории Нижегородской области, а также других регионов для разработки рекомендаций по наиболее эффективным и безопасным способам ликвидации ЧС.

Специалисты поступают в распоряжение руководителя ликвидации ЧС.

     (Абзац второй в ред. постановления Правительства области от 22.04.2016 № 234 - см.предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»