АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 1998 года № 235
Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 11 июля 2006 года № 222
_________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области (прилагается).
2. Возложить на структурные подразделения администрации области, объединения, учреждения, предприятия и организации Нижегородской области функции по организации и проведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях согласно приложению.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области определить своим решением организацию и проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с учетом имеющихся сил и средств.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации Нижегородской области -вице-губернатора Нижегородской области Батырева А.В.
Губернатор Нижегородской области И.П.Скляров
Утверждено
постановление
губернатора области
от 16.09.98 № 235
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории
Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Чрезвычайная ситуация (далее ЧС) -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации -это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация .
1.2. Аварийно-спасательная служба (далее АСС) Нижегородской области -это совокупность сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования Главного управления по делам ГО и ЧС области, управлений по делам ГО и ЧС городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) -это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованные в установленном порядке.
Спасатель -это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
1.3. Аварийно-спасательные работы -это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации экологических, медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
1.4. Неотложные работы при ликвидации ЧС -это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказание населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности, по снижению загрязнения окружающей природной среды.
2. Основные задачи аварийно-спасательных служб (формирований) по ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.1 Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
- Поддержание органов управления, сил и средств АСС (АСФ) в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
2.2. Создание АСС (АСФ):
- профессиональные АСС, профессиональные АСФ -администрацией области в соответствии с законодательством Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями по согласованию с Главным управлением по делам ГО и ЧС области;
- нештатные АСФ -организациями из числа своих сотрудников, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- общественные АСФ -общественными объединениями, уставные задачи которых заключаются в проведении аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ в районах ЧС
3.1. Руководство работами по ликвидации ЧС является одной из основных задач комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области. Главное управление по делам ГО и ЧС области как постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение защиты населения и территорий от ЧС, организует и обеспечивает управление при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.1.1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (ответственный руководитель работ по ликвидации ЧС и руководитель аварийно-спасательных работ)
3.1.2. Руководитель АСФ, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами, планами предупреждения и ликвидации ЧС аварийного объекта.
3.1.3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.
3.1.4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС в части руководства работами по ликвидации ЧС и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя, или назначив другое должностное лицо.
3.1.5. Полномочия руководителей ликвидации ЧС определяются Правительством Российской Федерации, администрацией Нижегородской области, ее структурными подразделениями, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.6. В необходимых случаях к ликвидации ЧС могут привлекаться специалисты соответствующего профиля из научно-исследовательских и других организаций, расположенных на территории Нижегородской области, а также других регионов для разработки рекомендаций по наиболее эффективным и безопасным способам ликвидации ЧС.
Специалисты поступают в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации ЧС.
3.1.7. Руководители ликвидации ЧС могут действовать согласно рекомендаций должностных лиц специализированных организаций, однако это не снимает с них ответственности за правильное и своевременное ведение аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.8. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- о временном прекращении деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Нижегородской области средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных групп граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию Администрации Нижегородской области, ее структурных подразделений, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими вследствие крайней необходимости решениях, влияющих на нормальные условия жизнедеятельности.
3.1.9. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ, либо других случаях руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
3.2. Организация управления при ликвидации ЧС.
3.2.1. Управление при ликвидации ЧС заключается в руководстве силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), территориальной подсистемы и ее звеньев при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения).
3.2.2. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств РСЧС для выполнения в полном объеме аварийноспасательных работ в зонах ЧС в кратчайшие сроки.
Управление включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- принятие (уточнение) решения и доведения задач до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС.
3.2.3. Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время по установленной форме, внесрочные -по мере необходимости в произвольной форме.
Донесения о ходе аварийно-спасательных работ включают сведения:
- об изменениях обстановки;
- о выполненном объеме аварийно-спасательных работ;
- о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей;
- о потерях, состоянии и обеспеченности аварийно-спасательных формирований.
Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами.
3.2.4. Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления и его заместители (помощники).
Другие должностные лица -в пределах своей компетенции и ответственности.
Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
- характер и масштаб ЧС, степень опасности для производственного персонала, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
- примерное число застигнутых ЧС людей и предполагаемые места их нахождения;
- виды, объемы и условия аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- потребность в силах и средствах;
- количество, укомплектованность, обеспеченность необходимым техническим оснащением и готовность к действиям привлеченных сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС.
3.2.5. Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления. Его принимает и организует выполнение руководитель органа управления.
Решение включает в себя основные элементы:
- краткие выводы из оценки обстановки;
- задачи подчиненным аварийно-спасательным службам (формированиям);
- меры безопасности;
- организация взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств в зонах ЧС.
Краткие выводы из оценки обстановки включают основные сведения о характере и масштабах ЧС, объемах предстоящих аварийно-спасательных работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях. Задачи руководителям подчиненных органов управления и аварийно-спасательным формированиям определяют старшие начальники -руководители ликвидации ЧС в зависимости от их возможностей и развития обстановки.
При постановке задачи указываются:
- характер и масштаб развития происшедшей ЧС;
- район ведения аварийно-спасательных работ;
- число и предполагаемые места нахождения людей, застигнутых ЧС;
- направление ветра;
- маршрут движения в зону ЧС и предполагаемые границы загазованности (радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.);
- характер, последовательность и сроки проведения аварийно-спасательных работ;
- силы и средства, действующие в районе, примыкающем к району действия данного аварийно-спасательного отряда, краткое изложение поставленных им задач;
- порядок использования технических средств;
- способ и порядок передачи донесений и информации;
- меры безопасности и обеспечения непрерывности аварийно-спасательных работ.
При организации взаимодействия аварийно-спасательных отрядов между собой и специальными подразделениями других ведомств:
- уточняются границы объектов работ каждого АСФ;
- устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту сосредоточение усилий при совместном выполнении особо сложных работ;
- определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
3.3. Виды обеспечения действий сил и средств в районах чрезвычайных ситуаций.