Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2006 года № 67

Об утверждении Положения о порядке сбора и обмена информацией
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
 на территории Нижегородской области

(с изменениями на 17 июля 2007 г.)
_______________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 08.05.2013 № 289
_______________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.07.2007  № 233
--------------------------------------------------------------------------------------------



В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями на 22 августа 2004 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Нижегородской области.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области разработать и утвердить Положение о порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера соответствующих муниципальных образований.

3. Признать утратившими силу:

постановление Администрации Нижегородской области от 8 сентября 1998 года № 233 "Об утверждении Положения о порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановление Администрации Нижегородской области от 20 мая 1997 года № 124 "О порядке сбора и обмена в Нижегородской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

пункт 1.8. постановления Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года № 323 "О системе оперативно-диспетческого управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству В.И.Лимаренко.


И.о. Губернатора

В.В. Клочай

     


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 07.03.2006 № 67

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на территории Нижегородской области

(далее - Положение)
(в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007 № 233)


1. Настоящее Положение определяет основные правила сбора и обмена информацией, а также определяет сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - информация) на территории Нижегородской области.

Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности, а также сведения о деятельности организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и органов местного самоуправления.

2. Сбор и обмен информацией осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области, организациями, независимо от форм собственности, в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения населения Нижегородской области о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления Нижегородской области осуществляют сбор и обмен информацией на соответствующих территориях через постоянно действующие органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и представляют информацию в органы исполнительной власти Нижегородской области.

Организации осуществляют сбор и обмен информацией через собственные дежурно-диспетчерские службы и представляют информацию в соответствующий орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся.

3. Главное управление МЧС России по Нижегородской области (в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007  № 233- см. предыдущую редакцию) :

- осуществляет сбор и обработку информации, предоставляемой организациями, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

- представляет в Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации информацию обо всех чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области и принимаемых мерах по ликвидации, а также материалы для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 года № 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- ведет учет чрезвычайных ситуаций.

4. Информация о чрезвычайных ситуациях в Нижегородской области и соседних областях передается и доводится до соответствующих органов управления в пределах их компетенции с учетом ее содержания и срочности, согласно табелю срочных донесений.

Информация о чрезвычайных ситуациях передается за подписью лиц, которым в установленном порядке определено право подписи таких сообщений (оповещения, уведомлений). Лицо, подписавшее сообщение, несет всю полноту ответственности за переданную информацию.

5. Обмен информацией о чрезвычайных ситуациях осуществляется с использованием всех видов средств связи. Оплата услуг связи для передачи информации производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Информация подразделяется на оперативную и текущую.

7. К оперативной относится информация, предназначенная для оповещения населения Нижегородской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, оценки вероятных последствий и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах защиты населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации.

8. Оперативная информация представляется в Единую дежурно-диспетчерскую службу "01" (далее - ЕДДС-01) Нижегородской области органами, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления ГОЧС) муниципальных образований, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти - если параметры поражающих факторов и источников аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий соответствуют установленным критериям информации о чрезвычайных ситуациях, в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 1/ЧС-4/ЧС.

9. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в ЕДДС "01", приведены в приложении к настоящему Положению.

10. К текущей относится информация, предназначенная для обеспечения повседневной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для их ликвидации.

В режиме повседневной деятельности информация передается установленным порядком по подчиненности органов управления и организаций. При возникновении аварий и происшествий - порядок представления информации определяется постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года № 323 "О системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области".

11. Текущая информация для подготовки материалов к ежегодному государственному докладу о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представляется в Главное управление МЧС России по Нижегородской области территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 года № 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".  (в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007  № 233)

12. Текущая информация, содержащая сведения, необходимые для ведения статистического учета чрезвычайных ситуаций, представляется в Главное управление МЧС России по Нижегородской области органами управления ГОЧС муниципальных образований Нижегородской области в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 7/ЧС-9/ЧС.  (в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007  № 233- см. предыдущую редакцию)

Текущая информация, содержащая сведения о создании, наличии, использовании и восполнении материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляется в Главное управление МЧС России по Нижегородской области органами управления ГОЧС муниципальных образований Нижегородской области в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по форме 1/РЕЗ ЧС.  (в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007  № 233- см. предыдущую редакцию)

13. Информация представляется по форме и в сроки, установленные приложением 1 к приказу МЧС России от 7 июля 1997 года № 382 "О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

14. Обмен информацией осуществляется по телефонным, телеграфным, иным каналам связи, а также в рамках территориального звена автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке сбора и обмена
информацией по вопросам защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
на территории Нижегородской области

     

Критерии информации о чрезвычайных ситуациях

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

1.1. Транспортные аварии (катастрофы)

А. Общие критерии*)

*) Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту - организации) - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.1.1.-1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Перерывы в движении:

на главных путях железнодорожных магистралей - 6 ч. и более;

на метрополитене - 30 мин. и более.

1.1.3.-1.1.4. Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов.

1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более.

2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз**).

3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель - любой факт аварии (катастрофы).

Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.

Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.

**) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

1.1.5. - 1.1.6. Авиационные и ракетно-космические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов

Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) - любой факт падения, разрушения.

1.1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы)

1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы - любой факт аварии.

2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

4. ДТП*) с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

*) Исключая пожары при ДТП

1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимается комиссиями по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).

4. Перерыв в движении:

на главных путях железнодорожных магистралей - 6 ч. и более;

на метрополитене - 30 мин. и более.

5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте - любой факт аварии.

8. Прекращение движения на данном участке автодорог на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

9. ДТП* с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

10. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц

1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах

Любой факт разрыва

1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более

1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа

Вылив нефти в объеме 20 т и более

1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)**)

А. Общие критерии

**) Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 "Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации", применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт)

1.Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.6. Пожары на объектах другого назначения

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы

Любой факт пожара или взрыва

1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах

Пожары (взрывы) в метрополитене - любой факт пожара или взрыва.

1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов

1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны - решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта - любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов)

1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов - любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).

2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта -  решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ)

А. Общие критерии

1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении)

1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ) в 5 раз и более*.

1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.

3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.

4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.

5. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

6. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ

Любой факт выброса токсичных веществ.

1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами

Любой факт аварии.

1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ

1. Обнаружение (разливы) ртути - превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30-49 раз в течение 8 часов, или в 20-29 раз в течение 2 суток.

2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.6. Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ**

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа)

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.8. Аварии с разливом нефти и нефтепродуктов*

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.

1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ (РВ)
А. Общие критерии

1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.

3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз.

4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.

5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные "Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)" (табл. 6.1-6.3).

При выполнении условий:

измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками - более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м;

измеренная мощность дозы гамма - излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора - более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч - решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

6. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

7. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.4.1. Аварии на АЭС

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м.

2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м.

1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м.

2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более -275 Бк/м.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м.

1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла

1.Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м.

2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более -275 Бк/м.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода -131 более 7 Бк/м.

1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами

Любой факт выброса и (или) сброса РВ

1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ

Любой факт выброса РВ

1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке

Любой факт аварии

1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения

Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение

1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок

Любой факт обрушения

1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО)

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО - более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м - более 100 мкГр/ч.

1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ - более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ - более 100 мкГр/ч.

1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

А. Общие критерии

1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях)

1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ.

2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов

1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород
А. Общие критерии

1 . Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах
А. Общие критерии

1 . Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей

Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГО и ЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий

1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
А. Общие критерии

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более.

Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ.

1.9. Аварии на очистных сооружениях
А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

1.10. Гидродинамические аварии

А. Общие критерии

1 . Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

2. Природные чрезвычайные ситуации

2.1. Опасные геофизические явления

А. Общие критерии

2.1.1. Извержения вулканов

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ;

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.1.2. Землетрясения

Землетрясение - 5 баллов и более

2.2. Опасные геологические явления

А. Общие критерии

2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи

1. Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород

1. Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.3. Абразия

1. Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.4. Эрозия, склоновый смыв

1 . Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.5 Курумы

1 . Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.3. Опасные метеорологические явления

А. Общие критерии

1 . Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.3.1. Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч

Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек и более; на побережье морей и в горных районах - 35 м/сек и более.

2.3.2. Очень сильный дождь
(мокрый снег, дождь со снегом

Количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее.

2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь)

Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее

2.3.4. Продолжительные сильные дожди

Количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч., но менее 48 ч.

2.3.5. Очень сильный снег

Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч.

2.3.6. Крупный град

Диаметр градин - 20 мм и более.

2.3.7. Сильная метель

Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости менее 500 м.

2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах

Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега - 35 мм и более.

2.3.10. Сильный туман

Видимость 50 м и менее.

2.3.11. Сильный мороз

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.12. Сильная жара

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.3.13. Заморозки**

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

** Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях передается после перехода средней суточной температуры через 10С весной и до перехода ее через 10С осенью  

2.3.14. Засуха

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

2.3.15. Сход снежных лавин

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления

А. Общие критерии

1 . Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 баллов и более), сильный тягун в морских портах

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.2. Обледенение судов

Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/ч и более).

2.4.3. Сгонно-нагонные явления

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.5. Отрыв прибрежных льдин

Любой отрыв льдин с людьми.

2.5. Опасные гидрологические явления

А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ

3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади -100 га и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.5.1. Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень)

Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.

2.5.3. Раннее ледообразование

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.6. Природные пожары
А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.6.1. Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах

1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов - 25 га и более; для авиационной охраны лесов - 200 га и более.

2. Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами управления ГО и ЧС в зависимости от местных условий.

3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
3.1. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей

3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола)

Каждый случай особо опасного заболевания

3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94)

Групповые случаи заболеваний - 10-50 чел. и более.

Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии

Групповые случаи заболеваний - 10 чел. и более.

Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.4. Отравления людей

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора.

3.1.5. Эпидемии

Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов РФ превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.

3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, леп-тоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония

1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).

3.2.2. Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.)

1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 10 голов и более (эпизоотия).

2. Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 100 голов и более (эпизоотия).

3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной природы

Каждый случай болезни

3.2.4. Массовая гибель рыб

Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители сельскохозяйственных растений и леса

3.3.1 Массовое поражение растений болезнями и вредителями

Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 100 га и более.

3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями

Решение об отнесении случаев болезней леса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами.

4. Крупные террористические акты
А. Общие критерии

1. Число погибших - 5 чел. и более. Число госпитализированных 10 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ


Примечания:

1. Донесения о чрезвычайной ситуации представляются при фиксировании хотя бы одного из показателей приведенных критериев чрезвычайных ситуаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»