Исходное состояние и необходимость реформ
В настоящее время вопросы применения в бюджетном процессе программно-целевых методов регулируется рядом нормативных правовых актов:
- Закон Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2003 года № 343 "Об утверждении Положения о порядке формирования Реестра и Перечня целевых программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета";
- постановление Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2002 года № 74 "Об утверждении Положения о порядке определения приоритетов финансирования мероприятий федеральных программ, реализуемых на территории Нижегородской области, и областных целевых программ, инвестиционных проектов, объектов капитального строительства и формирования бюджетных заявок для государственной поддержки";
В области действует 31 областная целевая программа, часть которых софинансируется из федерального бюджета, накоплен опыт проведения мониторинга социальных областных программ в рамках реализации постановления Правительства Нижегородской от 19 августа 2002 года № 201 "Об утверждении Программы оптимизации расходов социальной сферы Нижегородской области на 2002-2004 годы" с целью сокращения неэффективных расходов и упорядочения процесса разработки и принятия программ.
В 2004 году при формировании областного бюджета на 2005 год перечень действующих областных целевых программ был проанализирован с целью исключения малоэффективных программ и корректировок финансирования программ, реализуемых по приоритетным направлениям расходов. Законом Нижегородской области от 28 апреля 2006 года № 27-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области" в части определения понятий "областной целевой программы" и "ведомственной целевой программы".
Действующая система программно-целевых методов имеет ряд недостатков:
1) отсутствуют формализованные количественные показатели для оценки результатов исполнения целевых программ;
2) отсутствует утвержденная система корректировки объемов финансирования приоритетных целевых программ и исключения малоэффективных программ.
Единая система оценки функций и задач органов исполнительной власти Нижегородской области в настоящее время пока не создана. Результаты деятельности органов исполнительной власти, закрепленные в действующих положениях, не формализованы в виде количественных показателей.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
Цель реализации данного мероприятия - обеспечить эффективное и прозрачное распределение финансовых ресурсов между министерствами, департаментами и иными органами исполнительной власти Нижегородской области за счет создания элементов контроля за результатами их деятельности и более широкого внедрения методов программно-целевого планирования в деятельность субъектов бюджетного планирования.
Вопрос количественной оценки функций и задач министерств, департаментов и иных органов исполнительной власти необходимо увязывать с принятым перечнем бюджетных услуг, в котором все органы исполнительной власти будут представлены как исполнители конкретной бюджетной услуги. Увязка функций органов исполнительной власти с бюджетными услугами позволит избежать перепроизводства или дефицита услуг, и, соответственно, оптимизировать бюджетные расходы по ним.
На первом этапе реформирования для реализации мероприятия будет проведена оценка всех выполняемых функций и решаемых задач министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, которые определены действующим законодательством и отраслевыми нормативными правовыми документами.
Данная работа начнется в рамках реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, которая утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.
На основании проведенного анализа будут установлены количественные показатели для оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования областного бюджета.
Будут утверждены порядок разработки, утверждения и реализации целевых ведомственных программ; индикаторы - количественные и качественные характеристики результатов деятельности субъекта бюджетного планирования. С этой целью предполагается принять постановление Правительства области "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ". Предполагается также создание реестра ведомственных целевых программ.
С целью повышения результативности бюджетных расходов планируется разработать методику оценки эффективности бюджетных целевых программ и методику корректировок предоставляемых субъектам бюджетного планирования бюджетных средств, исходя из уровня достижения результатов.
Информирование населения о реализации на территории Нижегородской области методов и процедур программного планирования будет осуществляться путем создания общедоступной информационной базы данных по мониторингу показателей оценки эффективности и результативности деятельности органов государственной власти на официальном сайте Правительства Нижегородской области.
В результате проводимых мероприятий будет достигнуто:
- существенное повышение управляемости результатами конечной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области путем использования программно-целевого метода, утверждения требований к конечным результатам работы субъектов бюджетного планирования областного бюджета;
- расширение возможностей субъектов бюджетного планирования по использованию наиболее эффективных методов достижения поставленных целей и задач;
- выявление необоснованных и малоэффективных расходов;
- четкое распределение ответственности между непосредственными исполнителями задач субъектов бюджетного планирования.
Альтернативные варианты и ожидаемые риски
Альтернативой среднесрочного программно-целевого планирования может быть одногодичное сметное планирование, что негативно скажется на реализации планируемых Правительством Нижегородской области долгосрочных социально-экономических показателях развития.
Существует два основных варианта проведения реформирования: повторение федеральной практики использования ведомственных целевых программ или создание своей системы. В этом случае необходимо утвердить общий порядок использования программно-целевого метода в рамках одного нормативного правового акта для всех субъектов бюджетного планирования.