Экономика области характеризуется:
1. Высокими показателями удельной энергоемкости и электроемкости внутреннего валового продукта по сравнению со средними показателями по Приволжскому федеральному округу и в целом по России. Удельная энергоемкость экономики области превосходит среднюю по России в 1,6 раза и среднюю по округу в 1,3 раза. При этом основу промышленности (42,6%) составляют машиностроение и металлообработка - отрасли, относящиеся к отраслям промышленности с невысоким удельным энергопотреблением. Высокие показатели энергоемкости Нижегородской области объясняются сформировавшейся в течение длительного периода времени структурой промышленного производства и нарастающей технологической отсталостью энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также низкой стоимостью энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующей энергосбережение.
2. Отсутствием собственной сырьевой базы для ведущих отраслей, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК).
3. Высокой концентрацией энергоемких предприятий металлургии, химической и нефтехимической промышленности (в 2002 г. 18,8% против 14% в среднем по России).
4. Низким уровнем использования ТЭР и общей культуры энергопотребления.
5. Высоким процентом износа основных фондов и необходимостью компенсации выбывающих мощностей.
6. Растущими затратами на оплату ТЭР учреждениями бюджетной сферы.
7. Высокими потерями в системах теплоснабжения городов и других населенных пунктов.
Общей целью разработки и реализации Программы энергосбережения Нижегородской области на 2005-2010 годы (далее - Программа) является перевод экономики на энергосберегающий путь развития и снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Нижегородской области на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена формированием государственной системы управления энергосбережением на федеральном и областном уровнях.
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере являются:
- Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении",
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании",
- Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р,
- Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 796,
- постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Основные нормативные правовые акты Нижегородской области в сфере энергосбережения:
- Закон Нижегородской области от 17.12.1996 № 56-З "Об энергосбережении", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы политики области в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на ее территории,
- Закон Нижегородской области от 22.06.2000 № 116-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
Достижение главной цели Программы осуществляется при решении следующих основных задач:
- дальнейшее развитие правовой базы области в сфере энергосбережения;
- консолидация финансовых ресурсов для реализации Программы;
- разработка и использование финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов;
- соблюдение в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии с учетом их ужесточения;
- совершенствование учета и контроля энергопотребления;
- проведение регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов организаций;
- диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя) и вовлечение в топливно-энергетический баланс местных энергетических ресурсов;