НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 17.12.96 N 56-З
Об энергосбережении
(с изменениями на 7 апреля 2009 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 5 сентября 2012 года № 117-З
__________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 20.05.2003 № 35-З;
Законом Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З
-------------------------------------------------------------------------------
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным Законом "Об энергосбережении" устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики области в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на ее территории.
Законодательство области по энергосбережению и повышению эффективности использования топлива и энергии состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Законодательного собрания и Администрации области, актов Региональной Энергетической комиссии (РЭК).
Настоящий Закон действует на всей территории Нижегородской области.
Объектом государственного регулирования энергосбережения области являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- развитие добычи и производство альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
В настоящем законе применяются следующие термины и понятия:
альтернативные - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз,виды топлива генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующей или периодически возникающей в окружающей среде энергии солнца, ветра, тепла Земли, воды и т.п.;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом ;
непроизводительный расход энергоресурсов - расход энергетических ресурсов , обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
нетрадиционные источники энергии - источники энергии не нашедшие массового применения в регионе в настоящее время;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ и услуг;
потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую среду; (Абзац восьмой- в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З- см. предыдущую редакцию)
рынок энергоресурсов - система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. Различаются по видам энергии, энергоносителя: природный газ,сжиженный газ, электроэнергия, теплоэнергия, нефтепродукты, уголь, торф, дрова и т.д. ; географическим границам рынка: федеральный, региональный - областной, местный - районный/ городской, локальный -микрорайон / квартал / группа домов;
субъекты рынка энергоресурсов - хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью по производству (добыче) того или иного вида энергоресурсов- производитель, а также и поставкой их потребителю непосредственно или через иных хозяйственных субъектов - поставщика, производящего оптовые поставки, ( продавца, перепродавца);
потребитель (основной потребитель) - хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления ( потребитель) , так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам);
Фонд ТЭК - областной фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса, консолидированный в областном бюджете;
экономические санкции - меры тарифного, режимного и налогового регулирования стимулирующие субъекта рынка энергоресурсов к энергосбережению;
энергоаудит - проверка намечаемых к реализации проектов, строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией и т.д.) объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
энергосбережение ресурс - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово- экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды; (Абзац восемнадцатый- в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З- см. предыдущую редакцию)
Программы и отдельные мероприятия по энергосбережению не должны вести к ухудшению среды обитания и социально-бытовых условий жизни населения. Обеспечение безопасности и здоровья человека являются первоочередными на всех стадиях разработки и реализации энергосберегающей политики в области.
Государственная политика области в энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии реализуется на следующих принципах:
- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов над их производством;
- сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов;
- осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;
- обязательности приборного учета отпускаемых и потребляемых энергоносителей;
- включения в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
- сертификации топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
- заинтересованности юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов;
- ответственности за непроизводительный расход энергоресурсов.
К ведению Нижегородской области при регулировании отношений в использовании энергоресурсов на ее территории, включая федеральные энергетические системы в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, относятся:
- формирование и реализация государственной региональной политики в сфере энергоресурсов и энергосбережения в соответствии с основами федеральной политики по этим вопросам;
- формирование областных органов управления энергосбережением, определение порядка их организации, деятельности и взаимоотношений с федеральными органами;
- разработка и совершенствование нормативной правовой базы области по энергосбережению;
- определение порядка образования и использования средств областного фонда ТЭК;
- заключение межрегиональных и международных соглашений по сотрудничеству, разработке и реализации политики энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов;
- экспертиза эффективности использования топлива и энергии на территории области, установление мер экономической и административной ответственности за неэффективное использование энергоресурсов;
- установление, при необходимости, специальных режимов энергопотребления энергоресурсов;
- принятие актов о размещении на территории области объектов по производству, транспортировке и использованию энергоресурсов;
- формирование, в пределах полномочий, налоговой политики по вопросам энергосбережения;
- определение объемов бюджетного финансирования областных энергосберегающих программ за счет средств областного и местных (по согласованию с органами местного самоуправления) бюджетов.
Законодательное Собрание Нижегородской области:
- принимает законодательные акты, регулирующие правовые отношения в области энергосбережения;
- устанавливает налоги и налоговые льготы, виды и размеры экономических санкций и административную ответственность за нарушение настоящего Закона;
- утверждает областные, межрегиональные, и иные целевые программы в области энергосбережения, финансируемые с привлечением средств областного бюджета , объемы бюджетного финансирования, в том числе и за счет средств Фонда ТЭК;
- устанавливает порядок образования и использования средств фонда ТЭК, осуществляет контроль за целевым использованием, а также средств областного бюджета , направляемых на энергосбережение;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Уставом области.
Администрация Нижегородской области:
- определяет основные направления проведения областной политики энергосбережения и утверждает соответствующие нормативные документы по исполнению настоящего Закона;
- образует органы управления энергосбережением;
- определяет меры поддержки предприятий и организаций, реализующих энергоэффективные проекты и программы;
- обеспечивает целевое использование средств областного Фонда ТЭК. Представляет один раз в год отчет об использовании средств Фонда ТЭК Законодательному Собранию области;
- формирует региональную Энергетическую комиссию, утверждает Положение о ее деятельности;
- определяет порядок и принимает акты о размещении на территории области объектов по производству, транспортировке и использованию энергоресурсов;
- принимает акты о введении на территории области специальных режимов потребления энергоресурсов;
- осуществляет реализацию федеральной и областной тарифной политики в сфере энергоресурсов;
- вводит порядок взимания налогов и применения налоговых льгот, применения экономических санкций за нарушение настоящего Закона; (в ред.Закона области от 20.05.2003 № 35-З - см. предыдущую редакцию)
- вносит в Законодательное Собрание области предложения:
- о привлечении средств областного бюджета к финансированию энергосберегающих программ;
- о проектах введения и налоговых льгот в области энергосбережения и мерах административной ответственности за неэффективное потребление энергоресурсов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными Законами и Законами области.
Региональная (областная) Энергетическая комиссия (РЭК) является самостоятельным органом в системе исполнительной власти в области и действует в пределах полномочий, определенных Федеральными Законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях", а также законодательными и нормативными актами Законодательного собрания и Администрации Нижегородской области.
Положение о Региональной Энергетической комиссии утверждается постановлением Администрации области.
Основные направления деятельности Региональной
Энергетической комиссии в области энергосбережения:
- способствует формированию рыночных отношений при производстве и потреблении энергоресурсов, стимулирует эффективное использование топлива и энергии, посредством проведения тарифной политики на энергоресурсы;
- осуществляет координацию деятельности участников рынка энергоресурсов по вопросам эффективного потребления топлива и энергии;
- участвует в определении приоритетных направлений энергосбережения;
- осуществляет исполнение утвержденного Администрацией области порядка применения режимных и тарифных льгот и санкций к потребителям и производителям энергоресурсов;
- готовит проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения.
Региональная Энергетическая комиссия несет ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с ее Положением.
Органом исполнительной власти, организующим работу по энергосбережению в области, является департамент топливно-энергетического комплекса (департамент ТЭК) Администрации области, функции и полномочия которого определяются Положением, утвержденным Губернатором области.
Департамент ТЭК Администрации области:
- организует и участвует в разработке, в соответствии с основными направлениями энергосберегающей политики и федеральными программами, проектов областных, отраслевых и межотраслевых программ энергосбережения и обеспечивает их реализацию;