Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



9. Управление балансом доходов и расходов

Внедрение перспективного финансового планирования в Омской области и, в частности, планирование взаимосвязи между имеющимися доходными источниками и действующими и принимаемыми расходными обязательствами потребует наличия в Омской области механизмов управления балансом доходов и расходов как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. В связи с изложенным в Концепцию включены мероприятия, направленные на создание указанных механизмов.

По состоянию на 1 октября 2006 года государственный долг Омской области составляет 7007,2 млн. рублей. Структура государственного долга Омской области включает в себя:

- бюджетные кредиты от бюджетов других уровней - 6000,1 млн. рублей;

- государственные гарантии Омской области - 1007,1 млн. рублей.

На первом этапе планируется погасить до конца 2006 года бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 3900,0 млн. рублей. На этом же этапе планируется к списанию часть реструктурированной задолженности по государственной гарантии перед Министерством финансов Российской Федерации за государственное унитарное предприятие Омской области "Омское продовольствие" в сумме 918,6 млн. рублей. Таким образом, планируемый объем государственного долга Омской области на начало 2007 года должен составить 2188600 тыс. рублей, при условии непривлечения до конца года заемных средств.

Таким образом, на начало 2007 года в структуре государственного долга Омской области не должно содержаться ни одного просроченного обязательства. Все обязательства будут реструктуризированы, все обязательства будут погашаться в соответствии с утвержденными графиками погашения.

Инструменты долговой политики могут использоваться для привлечения долгосрочных заимствований, создания возможности для оперативного управления ликвидностью в процессе исполнения областного бюджета. Поэтому внедрение комплекса мероприятий по созданию системы управления государственным долгом Омской области требует также решения проблем с просроченной кредиторской задолженностью и планированием кассовых разрывов.

Наличие просроченной кредиторской задолженности свидетельствует о низкой платежеспособности субъекта Российской Федерации, о наличии рисков возникновения дополнительных финансовых обязательств и потенциально низком кредитном рейтинге. Решить данную проблему возможно только снижением (доведением до нуля) просроченной кредиторской задолженности и принятием мер по недопущению возникновения новой кредиторской задолженности. Наличие просроченной кредиторской задолженности является серьезным препятствием внедрения активной долговой политики.

Кроме того, исполнение областного бюджета нередко сопровождается возникновением временных кассовых разрывов, что обусловлено неравномерностью поступления доходов и осуществления расходов в течение года. В значительной части случаев возникновение временных кассовых разрывов носит регулярный характер и повторяется из года в год (например, рост расходов при выплате отпускных, рост расходов в связи с сезонностью сельского хозяйства). Наличие временных кассовых разрывов может вызвать несвоевременное исполнение расходных обязательств Омской области, возникновение кредиторской задолженности. Такое положение свидетельствует о важности совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов, заключающееся в повышении точности прогнозирования возникновения кассовых разрывов и формировании механизмов их финансирования.