Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



9.2. Формализация процедур предоставления государственных гарантий Омской области (G2)


Анализ исходного состояния

По состоянию на 1 октября 2006 года государственные гарантии Омской области составляют 1007,1 млн. рублей.

Процесс предоставления государственных гарантий Омской области регламентируется:

- Законом Омской области "Об управлении собственностью Омской области";

- постановлением Правительства Омской области от 27 июня 2006 года N 76-п "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий Омской области";

- постановлением Правительства Омской области от 1 декабря 2004 года N 86-п "Об утверждении Порядка принятия Омской областью имущества в залог".

Согласно указанным документам предоставление государственных гарантий Омской области осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Гарантии могут предоставляться без конкурсного отбора с учетом определяемой Правительством Омской области особой экономической и социальной значимости обеспечиваемого гарантией обязательства.

Способами обеспечения получателями гарантий исполнения своих обязательств перед Омской областью могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов от суммы предоставляемой государственной гарантии Омской области. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Под высокой степенью ликвидности способа обеспечения обязательств необходимо понимать возможность (или способность) гаранта обеспечить в кратчайшие сроки за счет способа обеспечения возмещение исполненных обязательств по гарантии в полном объеме.

План реформирования

На первом этапе в процессе реформирования предполагается ужесточить установленные требования, содержащиеся в действующих процедурах предоставления гарантий, в частности:

- установить требование обязательного предоставления залога в полное обеспечение выданной гарантии;

- утвердить процедуру отбора претендентов на получение гарантии;

- гарантии предоставлять преимущественно с установлением регрессного требования, на конкурсной основе и под инвестиционные проекты, имеющие важное социально-экономическое значение для Омской области;

- проводить качественную оценку инвестиционных проектов, под которые предоставляются гарантии, а также углубленный анализ финансового состояния принципала по установленным критериям.

На втором этапе предполагается осуществлять публикацию в средствах массовой информации и сети "Интернет" материалов по объявляемым конкурсам и результатам их проведения.

Альтернативы

Альтернативой предоставления государственных гарантий Омской области является предоставление бюджетных кредитов. Данная форма также требует предоставления залога на сумму кредита, что ограничивает реализацию ряда инвестиционных проектов.

Риски

Проблемы оценки эффективности и привлекательности долгосрочных инвестиционных проектов, их экономического эффекта. Полный отказ от предоставления государственных гарантий Омской области может ограничить реализацию экономически важных для Омской области проектов и направлений развития, а также снизить темпы экономического роста и роста уровня жизни населения Омской области.