9.4. Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов (A2)
Анализ исходного состояния
Исполнение областного бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, на основании которой ежемесячно утверждаются лимиты бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета.
Ежемесячно Министерство финансов Омской области проводит оценку ожидаемого исполнения областного бюджета в целях учета и прогноза поступления доходов и необходимости корректировки лимитов бюджетных обязательств на очередной период финансового года.
Ежедневно Министерство финансов Омской области проводит анализ поступления доходных источников в областной бюджет и оценивает возможность исполнения расходных обязательств. Оперативное регулирование лимитов бюджетных обязательств возможно только при казначейской модели исполнения бюджета.
Переход Омской области на казначейскую систему исполнения бюджета производился на протяжении 2004-2005 годов. Сегодня уже образована и функционирует так называемая "единая касса" (основной признак казначейской системы): все средства каждого уровня бюджета находятся на едином счете этого бюджета в Управлении Федерального казначейства по Омской области. У получателей средств областного бюджета закрыты расчетные счета в банках, финансирование в настоящий момент осуществляется через лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Омской области и его территориальных органах.
Принцип "единства кассы" позволяет аккумулировать средства областного бюджета на едином счете, с которого они напрямую перечисляются на счета поставщиков товаров и услуг для государственных учреждений Омской области. В результате резко возросла оперативность проведения платежей, появилась возможность в режиме реального времени проводить аналитическую работу по движению денежных средств во всех отраслях бюджетной сферы.
Одним из положительных моментов перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов является решение проблемы использования остатков денежных средств на счетах государственных учреждений Омской области. Тем не менее наличие остатков на лицевых счетах получателей средств областного бюджета позволяет избежать заимствований у кредитных организаций на покрытие кассовых разрывов.
В процессе исполнения областного бюджета возникают ситуации, при которых исполнение расходных обязательств областного бюджета становится невозможным ввиду недопоступления доходных источников в конкретный момент времени - возникает кассовый разрыв исполнения областного бюджета.
В целях предупреждения возникновения подобных ситуаций, а именно предотвращения дефицита областного бюджета, кассовых разрывов, полного и своевременного исполнения расходных обязательств Омской области, постановлением Правительства Омской области от 20 апреля 2005 года N 44-п "О порядке расходования остатка денежных средств, сформированного на счете областного бюджета" определена возможность формирования остатка денежных средств на счете областного бюджета.
Вышеуказанным порядком предполагается в случае возникновения кассового разрыва направлять остаток денежных средств только на расходы, предусмотренные законом Омской области об областном бюджете на текущий финансовый год. В последующих периодах финансового года остаток денежных средств будет пополняться за счет поступающих в областной бюджет доходов, превышающих уровень расходов, предусмотренных областным бюджетом, и ранее затраченные средства будут восстановлены. Все операции с остатком денежных средств будут находить свое отражение в соответствующих приложениях закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
В перспективе создание остатка средств на счете областного бюджета может оказаться невозможным. Необходимо разработать методологию планирования и финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, с учетом возможностей, предоставляемых технологиями казначейского исполнения бюджета.
План реформирования
На первом этапе планируется проведение оценки причин возникновения временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета за последние три отчетных года и финансовых последствий их возникновения следующим образом:
- сопоставление налоговых периодов по основным видам налоговых источников областного бюджета со сводной бюджетной росписью областного бюджета по расходам на 2007 год, что позволит спрогнозировать периоды возникновения временных кассовых разрывов;
- выявление причин возникновения временных кассовых разрывов. Для целей реализации данного направления будут проанализированы причины возникновения временных кассовых разрывов за последние три года;
- разработка методологии планирования временных кассовых разрывов, которая позволит определить способы предупреждения и покрытия временных кассовых разрывов.
На втором этапе методология планирования временных кассовых разрывов будет внедрена. При этом работа будет вестись по следующим направлениям:
- утверждение методологии планирования временных кассовых разрывов, которая будет внедрена по месяцам в пределах финансового года;
- разработка порядка финансирования временных кассовых разрывов. Механизмы финансирования временных кассовых разрывов могут быть различны - формирование финансового резерва, привлечение заемных средств кредитных организаций, привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета. Данный порядок должен основываться на анализе финансово-экономической целесообразности покрытия временных кассовых разрывов. Кроме того, будет разработан порядок использования временно свободного остатка денежных средств на счете областного бюджета (возможно, в форме изменений в постановление Правительства Омской области от 20 апреля 2005 года N 44-п "О Порядке расходования остатка денежных средств, сформированного на счете областного бюджета");
- создание системы мониторинга состояния кредиторской (в том числе просроченной) задолженности областного бюджета.
Реализация данного мероприятия в Омской области позволит предупредить возникновение просроченной кредиторской задолженности.
Альтернативы
По данному мероприятию альтернативность обеспечивается необходимостью выбора того или иного механизма покрытия кассового разрыва:
- формирование финансового резерва,
- привлечение заемных средств кредитных организаций,
- привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Риски
В значительной степени все риски будут связаны с неточностью прогнозирования объемов и сроков временных кассовых разрывов.