9.3. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности областного бюджета (A4)
Анализ исходного состояния
В Омской области проводится мониторинг состояния кредиторской задолженности государственных учреждений Омской области и государственных унитарных предприятий Омской области, в частности мониторинг кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и начислениям на оплату труда, кредиторской и дебиторской задолженности по оплате коммунальных услуг.
В настоящее время в Омской области проведена инвентаризация кредиторской задолженности государственных учреждений Омской области и государственных унитарных предприятий Омской области, проведен анализ факторов ее возникновения за три последних отчетных года. Кроме того, утверждены процедуры мониторинга кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Омской области.
За период 2003-2006 годов наблюдается устойчивая тенденция к снижению удельного веса кредиторской задолженности в общей сумме расходов областного бюджета в связи с отсутствием прироста кредиторской задолженности:
млн. рублей
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Кредиторская | 2383,8 | 1468,2 | 102,8 | 72,0 |
Прирост (убыль) | -8,4% | -93% | -30,0% |
Важное значение в процессе оптимизации долговой политики Омской области играет инвентаризация кредиторской задолженности и анализ факторов ее возникновения, которые проводятся ежеквартально в соответствии с приказом Комитета финансов и контроля Администрации Омской области от 5 декабря 2002 года N 84 "Об утверждении порядка учета кредиторской и дебиторской задолженности получателей бюджетных средств Омской области". В результате проводимого анализа значительно снижены размеры указанной задолженности и полностью ликвидирована задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы.
Министерством финансов Омской области разработаны и направлены в адрес получателей средств областного бюджета методические указания по списанию кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, по проведению экспертизы обоснованности требований кредиторов по всем фактам возникновения обязательств по просроченной кредиторской задолженности с приложением разъяснения Федеральной налоговой службы. В результате реализации данных мероприятий произошло списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности муниципальными образованиями Омской области на 54,5 млн. рублей.
В настоящее время в Омской области осуществляется процедура по заключению дополнительных соглашений с налоговыми органами по реструктуризации пеней и штрафов, начисленных на задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2001 года по дату принятия решения о реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 664. Данная процедура позволит снизить объем просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Омской области на 8 млн. рублей.
Постановлением Правительства Омской области от 4 февраля 2005 года N 15-п утвержден Порядок предоставления отчетности и иных документов государственными унитарными предприятиями Омской области и государственными учреждениями Омской области, предусматривающий раскрытие государственными унитарными предприятиями Омской области информации о размере и структуре кредиторской задолженности. Порядком также определена процедура предоставления и утверждения бухгалтерской отчетности государственных предприятий Омской области Министерством имущественных отношений Омской области совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Омской области.
План реформирования
На первом этапе реформирования предполагается:
- разработка и утверждение плана мероприятий по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформлению;
- утверждение процедуры мониторинга кредиторской задолженности, в том числе государственных учреждений Омской области, а также оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности. В настоящее время в Омской области приняты меры по организации мониторинга кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Омской области, однако, в отношении остальной кредиторской задолженности решений не было. В целях реализации данного мероприятия предполагается принятие правового акта Омской области, в котором будут закреплены основные требования к проведению мониторинга кредиторской задолженности, в том числе: срочность (периодичность) мониторинга, формы мониторинга, механизмы проверки достоверности информации. Кроме того, в указанном документе должны быть зафиксированы возможные меры реагирования на те или иные результаты мониторинга;
- публикация в средствах массовой информации и сети "Интернет" информации о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Основным результатом работы по данному направлению будет сокращение кредиторской задолженности до объемов, не превышающих среднемесячных расходов.
Альтернативы
В настоящее время альтернативой предлагаемым мерам является сохранение действующей практики. Вместе с тем отсутствие системы управления кредиторской задолженностью может повлечь за собой возникновение впоследствии непредвиденных финансовых обязательств для бюджета Омской области.
Риски
Недостоверная информация о просроченной кредиторской задолженности.
Возникновение субсидиарной ответственности по обязательствам, не обеспеченным финансированием.
Рост кредиторской задолженности, связанный с недофинансированием государственных учреждений Омской области по причине недостаточности собственных доходных источников и существующей зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета.
Наличие спорной задолженности (в процессе судебного разбирательства).