ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года N 674-п
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства ЯО от 24.12.2019 N 934-п.
____________________________________________________________________
Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 17.02.2011 N 90-п «Об областной целевой программе ”Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области” на 2011-2014 годы» следующие изменения:
1.1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
«В целях реализации демографической политики и удовлетворения запроса на услуги дошкольного образования в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п «О развёртывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области».
1.2. Областную целевую программу «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2011-2014 годы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент образования Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области; |
Участники ОЦП | юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством зданий и сооружений, инвесторы, общеобразовательные учреждения Ярославской области |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | юридические лица, оказывающие услуги в организации строительства, капитального ремонта, реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | потенциальные инвесторы, участники проекта государственно-частного партнёрства по строительству общеобразовательных учреждений; |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
Ответственные лица для осуществления контактов | ведущий специалист отдела развития общего и дополнительного образования |
Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационнойсети «Интернет» | http:// www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/ |
II. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники финансирования | Единица измерения | Объём финансирования | ||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Областной бюджет | млн. руб. | 1004,8 | 173,7 | 392,4 | 230,7 | 208,0 |
Справочно: |
|
|
|
|
|
|
Всего | млн. руб. | 1706,23 | 284,95 | 474,69 | 712,86 | 233,73 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании путем увеличения количества мест в образовательных учреждениях является одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
Дошкольное образование - важный этап жизни человека, его становления и развития. Оно является исходной, неотъемлемой и полноценной ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Дошкольное образование выступает важнейшим институтом социализации, механизмом дальнейшей горизонтальной и вертикальной мобильности ребенка.
Именно то, что дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает не столько самоцелью, сколько показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года было указано на то, что региональные и местные власти должны обеспечить потребность населения в детских садах и ясельных группах. В системе образования области проблема обеспечения доступности дошкольного образования относится к числу приоритетных, требующих незамедлительного решения, так как существующая региональная сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребность населения в них.
ОЦП ориентирована на решение данной проблемы.
В Ярославской области на 01 января 2011 года действует 597 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (в том числе 432 самостоятельные дошкольные образовательные учреждения), которые посещают 56287 детей. Организованным дошкольным образованием в области охвачено 73 процента детей в возрасте 1-6 лет, что значительно выше чем в среднем по Российской Федерации (около 59 процентов) и Центральному федеральному округу (60,6 процента).
В период 1990-2005 годов в условиях демографического спада и сокращения контингента воспитанников 201 здание дошкольных образовательных учреждений области было выведено из системы образования и передано коммерческим структурам, учреждениям социальной сферы, управленческим структурам, под жилые помещения, под негосударственные образовательные учреждения; 41 здание не эксплуатируется.
В связи с тем, что за период 1990-2005 годов в области не только не строились новые здания, но и выводились из системы образования здания действующих дошкольных образовательных учреждений, а также в связи с неуклонным ростом рождаемости, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения очереди в детские дошкольные учреждения в большинстве муниципальных образований области. Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях приводит к снижению доступности дошкольного образования. Количество детских дошкольных учреждений в настоящее время является недостаточным для удовлетворения спроса на получение услуг дошкольного образования. По данным на 01 января 2011 года количество детей, ожидающих места в дошкольном образовательном учреждении, составило по области 26887 человек, из них 18057 - дети в возрасте 1-6 лет.
Отсутствие свободных площадей в муниципальных образованиях области, которые могут быть переданы негосударственным структурам, препятствует развитию сети негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Обеспечению условий для притока в систему дошкольного образования негосударственных финансовых ресурсов препятствует отсутствие комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования. На 01 января 2011 года функционирует 10 негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Ограничение доступа к дошкольному образованию выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, не имеющие возможности обратиться к их альтернативным формам, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, их профессиональном и карьерном росте. Отсутствие свободных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, обостряет следующие социальные проблемы:
- невозможность устройства на работу социально активного населения- родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи; - низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.
Индивидуальные предприниматели сегодня не готовы создавать условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к предоставлению услуг дошкольного образования в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Кроме того, образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, не подлежит лицензированию, следовательно гарантии соблюдения установленных условий и требований при организации образовательного процесса отсутствуют.
Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях особенно актуальна для г. Ярославля, где очередь на получение услуг дошкольного образования для детей в возрасте 1-6 лет - 9365 человек, что составляет 52 процента от общего количества детей региона данной возрастной категории, ожидающих место в дошкольном образовательном учреждении. В г. Рыбинске - 2226 человек (12 процентов), Ярославском муниципальном районе - 1062 человека (6 процентов), в Ростовском и Тутаевском муниципальных районах - свыше 900 человек (5 процентов), Углическом муниципальном районе - 763 человека (4 процента).
Проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях является актуальной для всех муниципальных образований области, но не все готовы на данном этапе к участию в реализации ОЦП. Расширение сети дошкольных учреждений в области в результате строительства новых зданий за счёт средств областного бюджета и местных бюджетов позволит сократить очередь на предоставление дошкольных образовательных услуг в муниципальных образованиях, подготовивших проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, и готовых участвовать в софинансировании строительных работ.
Приведение в соответствие с нормативными требованиями возвращённых в систему образования зданий бывших детских садов позволит сэкономить денежные средства на строительство новых зданий. В период 2011-2014 годов планируется вернуть в систему образования 7 зданий.
Невыполнение мероприятий по ремонту и строительству зданий в целях открытия дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования приведёт к снижению количества детей, получающих данную государственную услугу, обострению социальной напряжённости в отдельных муниципальных образованиях области.
Программно-целевой метод решения указанной проблемы позволит в период 2011-2014 годов реализовать конкретные проекты.
Следует выделить также преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
- цели, задачи и основные направления реализации ОЦП позволяют учесть все аспекты открытия дополнительных мест в учреждениях дошкольного и общего образования, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- чёткое распределение полномочий и ответственности в рамках ОЦП между органами ОИВ Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области позволит повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации ОЦП позволит ежеквартально оценивать результаты осуществления мероприятий по её реализации.
Социальная значимость проблем, связанных с предоставлением дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях области, говорит о необходимости их решения программно-целевым методом. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях приведён в приложении 1 к ОЦП, Анализ рисков в ходе исполнения ОЦП - в приложении 2 к ОЦП.
Решать указанные проблемы необходимо программно-целевым методом, то есть посредством принятия областной целевой программы, реализуемой путём выделения субсидий из областного бюджета при условии софинансирования из бюджетов муниципальных образований области. Именно областные целевые программы являются на сегодняшний день средством привлечения бюджетных средств (помимо режима текущего финансирования) на решение проблем дошкольного образования.
ОЦП позволит обеспечить финансирование мероприятий, обеспечивающих открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных и общеобразовательных учреждениях, вернуть здания, переданные в 1990-2005 годы другим ведомствам, в систему дошкольного образования, а также осуществить строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений.
IV. Цель ОЦП
Наименование цели | Показатель | Обоснование планового значения индикатора | |||||||
наименование | весовой коэффициент | единица измерения | значение | ||||||
базовое | плановое | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||
Повышение доступности услуг дошкольного образования | количество мест для предоставления услуг дошкольного образования | 0,6 | мест | 53985 | 55391 | 56811 | 57896 | 58486 | правовые гарантии на общедоступность и бесплатность дошкольного образования обеспечены |
доля детей дошкольного возраста, охваченных услугами дошкольного образования | 0,4 | процентов | 73 | 73 | 74 | 74,5 | 75 |
V. Задачи ОЦП
Наименование | Весовой коэффициент | Результат | ||||||
наименование | единица измерения | значение | ||||||
всего | плановое | |||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||
Задача 1. Строительство зданий дошкольных образовательных учреждений | 0,4 | количество зданий, введённых в эксплуатацию | единиц | 12 | 1 | 4 | 3 | 4 |
Задача 2. Реконструкция и капитальный ремонт зданий, возвращённых системе образования | 0,2 | количество зданий, введённых в эксплуатацию | единиц | 7 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Задача 3. Капитальный ремонт функционирующих дошкольных и общеобразовательных учреждений | 0,2 | количество объектов, введённых в эксплуатацию | единиц | 88 | 59 | 17 | 9 | 3 |
Задача 4. Анализ возможностей привлечения частных инвесторов на условиях государственно-частного партнёрства и разработка предложений для частных инвесторов |
| результаты анализа, | да/нет | да |
|