ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2010 года N 419-п

     
О Концепции областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы
и признании утратившими силу постановлений Правительства области
от 24.09.2008 N 492-п
, от 24.09.2008 N 493-п



В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. N Пр-271, Законом Ярославской области от 8 октября 2009 г. N 50-з «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области», постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», постановлениями Правительства области от 21.12.2006 N 335 «О Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года», от 31.12.2009 N 1359-п «Об утверждении Плана мероприятий Правительства области по реализации на территории Ярославской области Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  Концепцию областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы.

2. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области (Бондарева Т.В.) разработать проект областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы и представить его на утверждение Правительству области в срок до 31 декабря 2010 года.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства области от 24.09.2008 N 492-п «О Концепции областной комплексной целевой программы «Семьи и дети» на 2008-2010 годы и перспективу до 2012 года», от 24.09.2008 N 493-п «О Концепции областной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» на 2009-2010 годы и перспективу до 2012 года».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания, за исключением пункта 3 постановления, вступающего в силу с 01 января 2011 года.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 16.06.2010 N 419-п

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы «Семья и дети Ярославии»
на 2011-2013 годы

1. Описание проблемы, обоснование целесообразности ее решения в рамках областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы


Повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одарённых детей, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью государственной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.

В Ярославской области на начало 2010 года проживало около 137 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Около 50 тысяч семей с несовершеннолетними детьми являются малоимущими и нуждающимися в поддержке государства.

Острой остаётся проблема обеспечения жильём семей с детьми, в первую очередь многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, молодых семей.

Практически все многодетные семьи и семьи, в которых один родитель воспитывает ребёнка (детей), имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, более 2 тысяч семей находятся в социально опасном положении.

Более 85 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории области, являются социальными сиротами. Ежегодно около 100 родивших женщин отказываются от своих детей в родильных домах.

В сфере обеспечения жизнедеятельности семей и детей остаётся много проблем, требующих решения на государственном уровне.

К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (4,9 тысячи человек);

- дети-инвалиды (3,1 тысячи человек);

Эти категории детей нуждаются в особой государственной защите, а также в социальной реабилитации, адаптации и интеграции в общество.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние здоровья детей всех возрастных групп. В области сложилась ситуация, характерной особенностью которой является не только низкий уровень рождаемости, но и уменьшение числа детей, рождённых здоровыми.

При формировании основных направлений Концепции областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы (далее - Программа) был проведён анализ ситуации, сложившейся в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства. В результате возникла необходимость учитывать слабые и сильные стороны при дальнейшем развитии форм и методов работы по улучшению положения семей и детей.

К сильным сторонам можно отнести:

- политическую поддержку инновационных решений, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, со стороны руководства области;

- наличие необходимой региональной нормативной правовой базы;

- наличие кадровых ресурсов для решения проблем семей и детей, нуждающихся в поддержке государства;

- наличие развитой системы учреждений и организаций различных форм собственности, работающих с семьёй и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с семьями, принявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями, работающими с одарёнными детьми, и учреждениями, организующими детский отдых и оздоровление;

- наличие положительного опыта межведомственного взаимодействия при решении проблем семей и детей;

- внедрение на территории области модели организации работы по ранней профилактике семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства;

- наличие развитых форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- наличие региональной системы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей;

- наличие опыта в организации различных форм отдыха и оздоровления детей.

Среди слабых сторон можно отметить:

- недостаточную координацию работы по ранней профилактике семейного неблагополучия, преодолению социального сиротства;

- отсутствие многоуровневой системы профилактики, работающей на сохранение семей;

- отсутствие системы психолого-педагогического просвещения молодых родителей, программ по формированию у молодёжи ответственного отношения к созданию семьи и рождению ребёнка;

- слабое развитие службы экстренной психологической помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, службы «Телефон доверия», социальных служб по ранней профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;

- отсутствие современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья молодёжи, пропаганду здорового образа жизни;

- недостаточное количество центров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- устаревшая материально-техническая база учреждений родовспоможения, детских лечебных учреждений, детских загородных оздоровительных учреждений, учреждений, работающих с одарёнными детьми;

- недостаточное финансирование за счёт средств муниципальных бюджетов мероприятий, направленных на поддержку семей с несовершеннолетними детьми и детской оздоровительной кампании;

- снижение количества учреждений, организующих отдых и оздоровление детей.

Выявление слабых и сильных сторон дальнейшего развития форм и методов работы по улучшению положения семей и детей Ярославской области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют или не позволяют им реализовываться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести:

- внимание федеральных органов власти к проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, политическая и методическая поддержка в решении проблем семей и детей;

- наличие федеральной нормативной правовой базы;

- возможность привлечения средств федерального и муниципальных бюджетов, средств внебюджетных источников;

- использование передового российского и зарубежного опыта поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов.

Выполнению поставленных в Программе задач могут помешать следующие риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем:

- зависимость от социально-экономической ситуации;

- недостаточное финансирование мероприятий Программы за счёт средств бюджетов всех уровней;

- отсутствие возможности получения поддержки в решении проблем семей и детей из средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в том числе средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- нарастание социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость проблем семей и детей говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.

Реализация областных целевых программ «Семья и дети» в предыдущие годы позволила создать эффективный межведомственный механизм решения социальных проблем семей и детей, проживающих в Ярославской области, предусмотреть координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов.

Использование программно-целевого метода при реализации мер по улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми доказало свою эффективность. Последовательное осуществление мер по решению этих задач позволяет не допустить нарастания социальной напряжённости в обществе.

Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников, в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Цель, задачи, исполнители и сроки реализации Программы


Цель Программы - формирование предпосылок для сохранения положительных демографических тенденций через укрепление института семьи, укрепление и сохранение здоровья детей, повышение качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми.

Задачами Программы являются:

- развитие системы социальных услуг и обеспечение их доступности для семей с детьми, внедрение инновационных практик и эффективных методик социальной помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- обеспечение охраны репродуктивного здоровья детей и подростков;

- создание и развитие региональной системы профилактики социального сиротства, своевременного выявления и поддержки семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия;

- обеспечение приоритетности воспитания ребёнка в семье;

- развитие региональной системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование системы оказания медицинской, правовой, психологической, социальной помощи детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

- создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечения сопровождения одарённых детей;

- обеспечение в равной мере каждому ребёнку необходимых условий полноценного оздоровления и отдыха в системе учреждений различного типа.

Достижение указанных цели и задач планируется в рамках реализации двух подпрограмм, входящих в Программу:

- «Семья и дети»;

- «Ярославские каникулы».

Заказчик Программы - Правительство Ярославской области.

Куратор Программы - заместитель Губернатора, курирующий вопросы социальной политики.

Ответственный исполнитель - управление по социальной и демографической политике Правительства области.

Исполнители: департамент образования Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), при участии общественных организаций, работающих с детьми и семьей.

Предлагаемые сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.

3. Основные механизмы реализации мероприятий Программы


Реализация Программы осуществляется в соответствии с разработанными на основании нормативных правовых документов мероприятиями.

Общую координацию реализации Программы, текущее управление и оперативный контроль осуществляет управление по социальной и демографической политике Правительства области.

Реализация Программы будет осуществляться за счёт средств областного бюджета с привлечением для реализации отдельных мероприятий Программы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства областного бюджета для финансирования мероприятий Программы предусматриваются в виде бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств - исполнителям Программы и субсидий органам местного самоуправления в соответствии с утверждаемыми методиками.

Субсидии органам местного самоуправления предоставляются на:

- проведение массовых мероприятий, направленных на укрепление социального статуса семьи, повышение престижа материнства и отцовства;

- укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих консультативную деятельность и сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- приобретение оборудования для организации деятельности служб «Телефон доверия» для оказания экстренной социально-психологической помощи семьям и детям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»