АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2006 года N 335
О Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года
В редакции
Постановления Администрации ЯО от 14.12.2007 N 639-а ru 7600200701051
Постановления Правительства ЯО от 25.12.2008 N 594 (ru76000200801097)
постановления Правительства ЯО от 17.12.2012 N 1416-п ru 76000201201566
постановления Правительства ЯО от 19.03.2013 N 254-п ru 760002013000161
В целях улучшения демографической ситуации в регионе и реализации постановления Администрации области от 14.07.2006 N 191 "О плане мероприятий Администрации области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Концепцию демографического развития Ярославской области на период "до 2015 года (далее - Концепция) и План мероприятий Администрации области по реализации Концепции демографического развития Ярославской области на 2007 год.
2. Ежегодно утверждать план мероприятий по реализации Концепции (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 14.12.2007 N 639-а ru 7600200701051, постановления Правительства ЯО от 25.12.2008 N 594 (ru76000200801097)).
3. Структурным подразделениям аппарата Правительства области, иным органам исполнительной власти области при разработке программ руководствоваться основными приоритетами Концепции. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2008 N 594 (ru76000200801097), постановления Правительства ЯО от 17.12.2012 N 1416-п ru 76000201201566).
4. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области осуществлять координацию действий по реализации Концепции (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2008 N 594 (ru76000200801097), постановления Правительства ЯО от 17.12.2012 N 1416-п ru 76000201201566).
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Сенина А.Н. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2008 N 594 (ru76000200801097), постановления Правительства ЯО от 17.12.2012 N 1416-п ru 76000201201566).
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области А.И. Лисицын
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 21.12.2006 N 335
Концепция демографического развития Ярославской области на период до 2015 года (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и приоритеты в сфере государственного и экономико-правового регулирования процессов воспроизводства населения и является основой демографической политики региона.
Региональная демографическая политика - целенаправленная деятельность органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления муниципальных образований, иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения с учетом социально-экономических возможностей субъекта Российской Федерации. Она призвана воздействовать на формирование желательного режима воспроизводства населения, динамику его численности и структуры, семейный состав, качественные характеристики населения, миграционные процессы, регулирование трудовых ресурсов.
Демографическая политика субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс мер, закрепленных федеральным и региональным законодательством, иными нормативными правовыми актами, направленными на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирование занятости и миграционных процессов, а также других аспектов демографического развития региона.
Концепция разработана на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год.
Концепция включает анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации в Ярославской области, в ней определены направления региональной политики народонаселения до 2015 года.
Демографическая ситуация в Ярославской области на современном этапе характеризуется устойчивым долговременным сокращением численности населения. По данным двух последних переписей населения, его численность в области уменьшилась в 2002 году по сравнению с 1989 годом на 101,6 тысячи человек, или на 6,9 процента, и составила 1367,4 тысячи человек. В дальнейшем число жителей продолжало уменьшаться ежегодно на 11-13 тысяч человек. По данным текущего учета, численность населения области на 01 января 2006 года составила 1327,8 тысячи человек, из них 1081,9 тысячи человек - городское население, 245,9 тысячи человек - сельское.
Отрицательная динамика численности населения области обусловлена многими факторами, главные из которых - низкая рождаемость и высокая смертность.
Рождаемость последних пятнадцати лет (1991-2005 годы) в области характеризуется низким и крайне низким уровнем. В 1999 году родилось на 6,9 тысячи, а в 2005 году - на 4,3 тысячи детей меньше, чем в 1990 году. Показатель рождаемости в 2005 году составил 9,2 на 1000 населения (в 1990 году - 11,3).
Наиболее точно отражает тенденцию истинной рождаемости показатель "суммарный коэффициент рождаемости" - среднее число детей, приходящихся на одну женщину. Для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,14 - 2,15 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. В 2005 году суммарный коэффициент составил 1,21 (в 1989-1990 годах его величина была 1,76 ребенка на 1 женщину). Таким образом, рождаемость в настоящее время приблизительно в два раза ниже, чем это необходимо для простого воспроизводства населения.
На начало 2005 года в области насчитывалось около 90 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Средний размер семьи - 3 человека. Из общего количества семей только 4141 - многодетные, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, что составляет 4,6 процента от общего числа семей. За последние семь лет число многодетных семей уменьшилось почти в 3 раза.
Социально-экономические преобразования в стране, изменения в системе ценностных ориентаций в течение последних лет обусловили ряд негативных тенденций в функционировании института семьи. Несмотря на то, что в области в последние годы прослеживается тенденция увеличения числа заключаемых браков (за исключением 2004 года) и уменьшения числа разводов, уровень разводимости оценивается как высокий. В 2005 году на каждую 1000 заключенных браков пришлось 540 разводов. Ежегодно около 4 тысяч детей в результате развода остаются с одним из родителей. В области сохраняется высокий уровень внебрачной рождаемости: почти каждый третий ребенок рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Значительное число детей живет в неполных семьях, как правило, с матерью.
На начало 2006 года на учете в органах социальной защиты состоит 22 тысячи неполных семей, в них около 29 тысяч детей.
Высокий уровень разводимости, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей.
Уровень смертности населения продолжает оставаться высоким, несмотря на незначительное его сокращение в последние два года: в области в 2001 году на 1000 родившихся приходилось 2417 умерших, в 2005 году - 2159 умерших.
В структуре причин смертности населения на первом месте стоят болезни системы кровообращения, на втором - несчастные случаи, отравления и травмы (смертность от случайных отравлений алкоголем составляет 24,6 процента от общего числа умерших), на третьем - новообразования.
Следует отметить высокий уровень смертности населения трудоспособного возраста: в 2005 году доля граждан трудоспособного возраста в общем числе умерших составила 31 процент (в 2000 году - 27 процентов). В структуре причин смертности в трудоспособном возрасте на первом месте также стоят болезни системы кровообращения, более 30 процентов умерших этой возрастной группы погибли от несчастных случаев, отравлений и травм. Среди умерших в трудоспособном возрасте число мужчин в четыре раза превышает число женщин.
В течение последних четырех лет наблюдается некоторое снижение уровня младенческой смертности в регионе. По этому показателю Ярославская область относится к относительно благополучным регионам Российской Федерации. В 2005 году в возрасте до 1 года умерло 7 детей из тысячи родившихся против 11 в среднем по России.
По итогам 2005 года среди регионов Центрального федерального округа по уровню рождаемости Ярославская область разделяет с Владимирской областью 4 и 5 места, по уровню смертности занимает одиннадцатое место из восемнадцати.
Важным индикатором служит показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Величина ожидаемой продолжительности жизни мужчин области в 2005 году составила 56,9 года, женщин - 72,0 года, что на 3,0 и на 1,3 года соответственно меньше аналогичного показателя по Центральному федеральному округу России.
Динамика возрастного состава населения характеризуется его старением: растет численность лиц пенсионного возраста при уменьшении числа детей и подростков. Сегодня в возрасте старше трудоспособного находится каждый четвертый житель области, а в сельской местности - почти каждый третий.
Естественные потери населения частично компенсируются миграционным приростом. В 2005 году он составил 3,4 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 2 раза, это обусловлено ростом числа прибывших в область на постоянное место жительство и сокращением числа убывших.
Таким образом, основными характеристиками современной демографической ситуации в области являются следующие:
- устойчивое долгосрочное снижение численности населения;
- крайне низкий уровень рождаемости, составляющий чуть более половины необходимого для простого замещения родителей их детьми;
- высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
- низкие показатели продолжительности жизни населения;
- приток мигрантов, недостаточный для замещения естественных потерь и не компенсирующий естественную убыль населения.
В условиях сложившейся демографической ситуации становится вполне реальной опасность дальнейшего долгосрочного сокращения численности населения Ярославской области.
Для преодоления негативных тенденций в демографическом развитии необходима концентрация усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественности в сфере регулирования демографических процессов.
Основной целью демографической политики в Ярославской области является стабилизация численности населения за счет повышения рождаемости и снижения уровня смертности и создание условий для устойчивого демографического развития региона.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- создание условий для постепенного перехода от малодетного к среднедетному типу семьи, стимулирование рождаемости, укрепление института семьи;
- улучшение здоровья населения, снижение уровня смертности от управляемых причин, увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения вследствие злоупотребления алкогольными напитками, снижение иных связанных с этим негативных социальных последствий;
- улучшение жилищных условий семей с детьми, молодых семей, создание эффективных механизмов оказания населению помощи в приобретении и строительстве жилья, в том числе развитие системы льготного кредитования;
- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень благосостояния;
- обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ, доступности и качества медицинской помощи, образовательных услуг и социального обслуживания населения области;
- оптимизация социального статуса и сохранение здоровья пожилых людей, содействие их активному участию в жизни общества;
- совершенствование механизма регулирования миграционных потоков, в том числе внутриобластной миграции для сбалансированного демографического развития территорий;
- повышение экономической и социальной привлекательности села с целью прекращения оттока сельского населения трудоспособного возраста в городские поселения региона, формирование условий для привлечения мигрантов, прежде всего, в сельскую местность.
4.1. Создание условий для стимулирования рождаемости и поддержки семей с несовершеннолетними детьми.
Для стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми определены следующие приоритеты:
- формирование и реализация региональной семейной политики, ориентированной на поддержку интересов семей с несовершеннолетними детьми;
- создание благоприятных условий для выполнения экономической, репродуктивной и воспитательной функций семьи;
- повышение доступности качественных образовательных услуг для семей с детьми;
- социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание условий для их интеграции в общество;
- осуществление мер, направленных на воспитание и социализацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм их жизнеустройства;
- проведение информационной работы, направленной на повышение престижа семьи, пропаганда ценностей семейного воспитания.
Для реализации данных приоритетов необходимы:
- создание целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
- переориентация системы ценностей на устойчивую, юридически оформленную семью с несколькими детьми, повышение ее престижа как в общественном мнении, так и при проведении социальной политики;
- обеспечение родителям, имеющим нескольких детей, условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- усиление дифференцированности социальной поддержки семей в зависимости от числа детей в них, обеспечение приоритетного стимулирования рождений второго и третьего ребенка;
- содействие молодым семьям с детьми, многодетным семьям в решении проблем, связанных с рождением и воспитанием детей, совершенствование системы социальной поддержки таких семей, помощи в улучшении жилищных условий;
- развитие системы дошкольного воспитания, обеспечение доступности и качества дошкольного образования в соответствии с запросами родителей через совершенствование базы дошкольных учреждений, строительство новых зданий для учреждений дошкольного образования, внедрение новых форм дошкольного образования;