РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы"

(с изменениями на 30 декабря 2009 года)


принят Саратовской областной Думой
26 ноября 2008 года


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 439-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 666-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 683-П.

_______________________________________________________________     


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов



г.Саратов

27 ноября 2008 г.

N 300-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Реформирование региональных финансов
Саратовской области на 2008-2010 годы"

          

Областная целевая программа "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы"
(с изменениями на 30 декабря 2009 года)

Паспорт областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

- постановление Правительства Саратовской Программы области от 25 марта 2008 года N 127-П "О мерах по реализации Закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2008 год"

Государственный заказчик

- министерство финансов области

Основные разработчики Программы

- министерство финансов области, Автономная некоммерческая организация "Институт реформирования общественных финансов" (г.Москва)

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

- цели Программы:

- совершенствование системы предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;

- развитие практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат;

- совершенствование межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами; повышение качества финансового менеджмента.

Задачи Программы:

- создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг юридическим и физическим лицам;

- стандартизация государственных услуг юридическим и физическим лицам;

- создание предпосылок для развития новых форм оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам;

-

формирование и реализация государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам;

- совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ; внедрение среднесрочного финансового планирования;

- формирование порядка планирования бюджетных ассигнований;

- внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи; формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;

- стимулирование реформирования муниципальных финансов;

- организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований;

- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;

- оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов; снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;

- создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов;

- повышение эффективности использования государственной собственности области;

- внедрение формализованных процедур управления государственным долгом области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования.

Важнейшие оценочные показатели:

- отклонение потребности в предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам в последнем отчетном году отличается не более чем на 15 процентов от фактически предоставленных данных услуг;

- все предоставляемые государственные услуги юридическим и физическим лицам в послед нем отчетном году и (или) текущем финансовом году имеют требования к качеству пре доставления;

- доля государственных услуг юридическим и физическим лицам, предоставляемых организациями иных, за исключением бюджетных учреждений, организационно-правовых форм составляет не менее 20 процентов от общего объема предоставляемых соответствующих услуг;

- 80 процентов фактически предоставленных в соответствии с государственными заданиями государственных услуг юридическим и физическим лицам за последний отчетный год соответствуют установленным требованиям к качеству предоставления услуг; объем бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию действующих ведомственных и (или) долгосрочных целевых программ, составляет не менее 50 процентов от общего объема непроцентных расходов областного бюджета;

- реализована процедура утверждения проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- отклонение фактической бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа), имеющего самый низкий уровень бюджетной обеспеченности, и муниципального района (городского округа), имеющего самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, составляет не более двух раз;

- отсутствует просроченная задолженность по предоставленным местным бюджетам бюджетным кредитам;

- муниципальными образованиями-получателями субсидий на реформирование муниципальных финансов сформированы трехлетние бюджеты на очередной финансовый год и плановый период, состоящие не менее чем на 30 процентов из расходов на реализацию ведомственных и (или) долгосрочных целевых программ;

- средняя по муниципальным образованиям области оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований за последний отчетный год увеличена в сравнении с предыдущим финансовым годом;

- средняя по главным распорядителям средств областного бюджета оценка качества финансового менеджмента за последний отчетный год увеличена в сравнении с предыдущим финансовым годом;

- просроченная задолженность по средствам, привлекаемым на покрытие временных кассовых разрывов, отсутствует;

- результаты мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, в том числе просроченной, публикуются в печатных СМИ и (или) на сайте Правительства области;

- объем налоговых льгот составляет менее пяти процентов налоговых доходов областного бюджета;

- не менее 90 процентов государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Саратовской области, удовлетворяют критериям сохранения их в государственной собственности области;

- все операции по долговым обязательствам полностью соответствуют установленной процедуре

Сроки и этапы реализации Программы

- 2008 - 2010 годы, в том числе:

I этап: с даты вступления в силу настоящего Закона по 30 июня 2009 года;

II этап: с 1 июля 2009 года по 30 июня 2010 года

Исполнители основных мероприятий

- министерство финансов области, министерство экономического развития и торговли области, комитет по управлению имуществом области, главные распорядители средств областного бюджета, правовое управление Правительства области, Саратовская областная Дума (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 666-П, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники исполнения

- общий объем финансирования Программы составляет 106,2011 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 35,9893 млн. рублей, федерального бюджета (прогнозно) - 70,2118 млн. рублей, в том числе пo годам:

 - в 2009 году - 81,9011 млн. рублей, из них из областного бюджета - 11,6893 млн. рублей;

- в 2010 году - 24,300 млн. рублей, из них из областного бюджета - 24,300 млн. рублей.

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 683-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами Саратовской области

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет министерство финансов области совместно с министерством экономического развития и торговли области

Дополнительные основания для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 859 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р "Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов"

     

1. Концепция областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 годы"

1.1. Обоснование необходимости реформирования системы региональных финансов Саратовской области


Органы государственной власти Саратовской области в целях повышения эффективности и качества управления региональными финансами на территории области проводят целенаправленную политику, связанную с внедрением на региональном уровне основных направлений проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Этот процесс носит планомерный характер и осуществляется в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.

Основные направления в области бюджетной политики изложены в таких директивных документах федерального уровня, как бюджетные послания Президента Российской Федерации, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, и Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р.

Саратовская область уже имеет успешный опыт реформирования региональных финансов. Так, в 2002 году область на конкурсной основе стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов. В результате реализации программы реформирования системы управления финансами Саратовской области, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 17 июля 2002 года N 70-2932, была создана основанная на казначейской технологии система предварительного контроля исполнения областного и местных бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, внедрены в практику работы отдельные элементы управления по результатам, в том числе методика оценки результативности и эффективности расходов областного бюджета, разработаны и реализованы мероприятия по развитию налоговой базы и совершенствованию системы управления государственным имуществом области, системы управления государственным долгом, начат процесс по предоставлению доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг.

Совершенствование системы региональных финансов было продолжено и после завершения вышеуказанной программы, был реализован ряд мероприятий, направленных на создание новой организации бюджетного процесса и более детальное внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат. В области систематически составляется реестр расходных обязательств области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, оценивается правовая обоснованность расходов областного бюджета.

Проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, результатом стало формирование и внедрение новой системы межбюджетных отношений.

В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности политики органов государственной власти области важным достижением стало внедрение новых подходов к среднесрочному бюджетному планированию с разработкой и утверждением наряду с принятием областного бюджета на очередной финансовый год среднесрочного финансового плана.

Проводятся мероприятия по определению критериев и показателей оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания государственных услуг, используемых в процессе бюджетного планирования. Совершенствуется нормативная база и механизм разработки и реализации целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета.

Кроме того, в рамках административной реформы была начата работа по упорядочению функций органов государственной власти области, формированию перечня государственных услуг, их стандартизации и регламентации. Продолжается реализация мероприятий по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти области.

Процессы реформирования общественных финансов в области осуществляются в тесном взаимодействии органов государственной власти области с органами местного самоуправления.

Вместе с тем существует необходимость решения ряда проблем в сфере региональных финансов, связанных с учетом потребности и повышением качества предоставляемых государственных услуг, реструктуризацией бюджетного сектора и развития новых форм оказания государственных услуг, организацией мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и качества управления финансами муниципальных образований области, стимулированием процессов реформирования на местном уровне. Кроме того, актуальность реформирования повышается в связи с вступлением в силу федерального законодательства, устанавливающего новые требования к качеству управления государственными и муниципальными финансами.

В условиях финансового кризиса, увеличивающего степень неопределенности в развитии финансово-экономической системы, повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития области В этих условиях первооче редное значение приобретает внедрение передовых методов управления современных технологий контроля, оценки и мониторинга, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики созданию эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Решение проблем возможно путем оптимизации финансово-экономической системы региона и перевода ее на качественно новый уровень управления в рамках программных мероприятий, представляющих собой комплексный план действий органов государственной власти области по реформированию региональных финансов и созданию стимулов для более качественного управления муниципальными финансами.

Система целей и задач социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, в том числе в сфере общественных финансов, определена проектом Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы). В соответствии с ним результатом налоговой политики, проводимой Правительством области, должно стать формирование достаточного объема финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств области. Для достижения данного результата необходимо:

- дальнейшее совершенствование законодательства области по региональным налогам;

- реформирование системы имущественного налогообложения, разработка и реализация мероприятий, необходимых для введения налога на недвижимость;

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;

- расширение налогооблагаемой базы за счет создания благоприятных условий для эффективного хозяйствования налогоплательщиков, сокращения теневого оборота, легализации заработной платы и повышения официальных доходов работающего населения, снижения масштабов уклонения от налогообложения;

- создание нормативной правовой базы поселений по местным налогам;

- актуализация кадастровой оценки земельных участков;

- совершенствование налогового администрирования.

Бюджетная политика области будет направлена на содействие обеспечению финансовой стабильности, создание условий для оптимизации расходных обязательств и повышения результативности бюджетных расходов. Основными задачами являются:

- совершенствование системы управления государственными и муниципальными финансами с учетом новаций Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- повышение эффективности внутрирегиональных межбюджетных отношений.

Ключевым направлением бюджетной реформы определен переход на систему организации бюджетного процесса и государственного управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Будет продолжена работа по таким важным направлениям реформирования бюджетного процесса, как:

- совершенствование среднесрочного финансового планирования;

- использование реестра расходных обязательств как инструмента бюджетного планирования;

- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

- оптимизация и реструктуризация бюджетной сети, в том числе через перевод отдельных учреждений в форму негосударственных организаций;

- реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере с ориентацией ее на конечный результат;

- повышение качества и доступности предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, внедрение новых форм их финансового обеспечения;

- использование передовых информационных технологий как фактора повышения эффективности системы управления бюджетными ресурсами региона;

- повышение открытости и прозрачности региональных и муниципальных финансов.

Основными задачами в сфере управления государственным и муниципальным долгом являются:

- поддержание оптимальных уровней и структуры государственных и муниципальных долговых обязательств;

- проведение реструктуризации долговых обязательств;

- проведение диверсификации долгового портфеля на условиях минимизации расходов по обслуживанию долга.

Развитие межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе предполагает совершенствование механизмов распределения межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, стимулирование развития их доходной базы и повышение эффективности управления средствами местных бюджетов.

Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 859 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов", методическими рекомендациями и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов" и от 19 сентября 2008 года N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов", постановлением Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 года N 127-П "О мерах по реализации Закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2008 год" и является необходимым элементом заявки на участие Саратовской области в отборе на получение субсидий из федерального бюджета.

1.2. Социально-экономическое положение Саратовской области, основные тенденции и приоритеты ее социально-экономического развития и состояние региональных финансов


Саратовская область является регионом с развитым обрабатывающим производством и переработкой природных ресурсов, по территории которого проходит Международный Евроазиатский транспортный коридор. Приволжские территории Саратовской области - Саратов и Балаково -становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа со специализацией в машиностроении, химии, обеспечении транспортного транзита и в агропромышленном комплексе.

Валовой региональный продукт области в 2008 году оценивается в 297 млрд. рублей, среднегодовой прирост за три года составляет более семи процентов.

Индекс промышленного производства в 2006 году достиг своего планового уровня, в 2007 году опередил его на 6,5 процентных пункта, по оценке 2008 года также превысит программное значение. В 2006-2008 годах темпы развития промышленности стабильно превышали общероссийские.

Область занимает 10-е место в Российской Федерации по производству минеральных удобрений, 7-е место - по производству электроэнергии, 5-е место - по производству масла растительного, 4-е место - по производству холодильников и морозильников.

Определяющую роль в положительной динамике сыграли высокотехнологичные обрабатывающие производства и в первую очередь машиностроение. В значительной степени это обусловлено увеличением государственного оборонного заказа, а также интеграцией большинства областных предприятий оборонно-промышленного комплекса в государственные корпорации.

Среди позитивных процессов развития экономики области необходимо отметить такую тенденцию, как модернизация и структурная перестройка хозяйственного комплекса. На техническое переоснащение и реконструкцию производства предприятиями оборонно-промышленного комплекса и машиностроения направлены значительные финансовые средства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»