САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 17.07.2002 г. № 70-2932
О программе реформирования системы управления финансами Саратовской области
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Программу реформирования системы управления финансами Саратовской области утвердить (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
В.М.Чуриков
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ
Саратовской областной Думы
от 17.07.2002 г. № 70-2932
Наименование Программы | - программа реформирования системы управления финансами Саратовской области (далее - Программа) |
Разработчик Программы | - межведомственная рабочая группа по разработке проекта Программы |
Основные цели Программы | - повышение эффективности функционирования бюджетной системы области; - максимальная мобилизация финансовых ресурсов для обеспечения стабильного социального развития области, создания благоприятных условий для экономического роста и привлечения инвестиций; - повышение качества предоставления населению бюджетных услуг; - повышение прозрачности системы государственных финансов области |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в два этапа. Дата окончания первого этапа исполнения Программы - 1 сентября 2002 года. Предусматривается: формирование системы управления Программой; подготовка нормативно-правовой и методологической базы; создание технической базы для реализации плана реформирования; осуществление мониторинга и контроля за качеством и полнотой реализации мероприятий первого этапа. Дата окончания второго этапа - 1 июля 2003 года. Предусматривается: принятие необходимых нормативных правовых актов; внедрение в практику разработанных концепций, методик и рекомендаций; осуществление мониторинга и контроля за качеством и полнотой реализации мероприятий второго этапа |
Перечень основных направлений Программы | - повышение эффективности организации бюджетного процесса; формирование эффективной системы межбюджетных отношений; развитие налоговой базы; проведение экономически оправданной тарифной политики; совершенствование долговой политики, методов управления областным и муниципальным долгом; внедрение механизмов эффективного управления государственным и муниципальным имуществом; разработка комплекса мер по повышению эффективности бюджетных расходов; обеспечение достоверности информации в сфере общественных финансов; совершенствование систем государственных закупок, предоставления дотаций и льгот; развитие информационной инфраструктуры финансовой системы области |
Исполнители Программы | - министерство финансов области, министерство экономики области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство жилищно-коммунального хозяйства области, министерство промышленности области, министерство энергетики области, комитет по управлению имуществом области, государственно-правовое управление области, региональная энергетическая комиссия области, управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области (по согласованию), администрации города Саратова, муниципального образования Лысогорского района и Энгельсского муниципального образования (по согласованию) |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем реализации Программы - 399,2 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета - 152,5 млн. рублей; из Фонда реформирования региональных финансов (компенсация расходов областного бюджета) - 246,7 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - реализация Программы позволит обеспечить: повышение качества бюджетного планирования и прогнозирования; повышение эффективности системы финансирования расходов на социальную защиту населения области; выравнивание бюджетной обеспеченности, повышение объективности и прозрачности межбюджетного регулирования; сокращение накопленной суммы налоговой недоимки в областной бюджет; осуществление полного перевода всех получателей бюджетных средств на систему предварительного контроля расходов бюджета; создание системы управления государственным и муниципальным долгом, позволяющей проводить гибкую и эффективную политику заимствований; проведение экономически обоснованной и социально приемлемой тарифной политики; повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом области |
Система организации и контроля за исполнением Программы | - итоги реализации первого и второго этапов Программы рассматриваются на заседаниях межведомственной рабочей группы под председательством вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Шувалова С.А. По итогам реализации каждого этапа участники Программы представляют на рассмотрение межведомственной рабочей группы отчет об исполнении плана мероприятий |
Введение
Вопросы развития государственных финансов и их реформирования занимают центральное место в экономических программах Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственные финансы являются важным связующим звеном между обществом и властью. На их основе обеспечивается эффективность выполнения государственных функций и в первую очередь обязательств перед гражданами. Они служат основой для улучшения всего государственного устройства, а также механизмом, способствующим достижению экономического роста.
В последние годы в Российской Федерации идет планомерный процесс реформирования финансовых взаимоотношений органов власти разных уровней и всей системы региональных и местных финансов.
Основными документами, определяющими стратегию и приоритеты развития межбюджетных отношений, стали «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 г.г.» и «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.».
В целях повышения эффективности деятельности региональных и местных органов власти и управления по стимулированию экономического развития и предоставлению населению общественных (бюджетных) услуг Министерство финансов Российской Федерации осуществляет реализацию Программы реформирования межбюджетных отношений и региональных финансов. Финансовую поддержку указанной Программе оказывает Международный банк реконструкции и развития. Его кредит определен в законе о федеральном бюджете на 2002 год в качестве источника образования Фонда развития региональных финансов, из которого на конкурсной основе будет осуществляться финансовая поддержка регионов - участников реализации указанной Программы.
Программа реформирования системы управления финансами Саратовской области подготовлена с учетом требований, предъявляемых к регионам-участникам проекта, и содержит основные цели и задачи, концептуальные подходы и систему мероприятий по поэтапному реформированию системы управления финансами области.
Программа реформирования системы управления финансами Саратовской области разработана на основе приоритетов Правительства области в сфере финансово-бюджетных отношений с учетом сложившегося состояния региональных финансов. При разработке учтены цели и задачи Проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, использованы методические материалы Министерства финансов Российской Федерации.
1.2. Краткая характеристика системы управления общественными финансами
Формированию эффективной бюджетной системы и ее совершенствованию способствовала большая работа, проведенная финансовыми органами Саратовской области в предшествующие годы.
Регламентирован процесс принятия и исполнения бюджета. Закон об областном бюджете в последние пять лет принимался с профицитом (превышением доходов над расходами) до начала финансового года. Изменения в бюджет в процессе его исполнения вносятся по строгой процедуре на заседании областной Думы и оформляются соответствующим законодательным актом.
Исполнение областного бюджета складывается в последние годы с превышением доходов над расходами, которое направляется на погашение задолженности перед кредиторами и инвесторами по привлеченным заимствованиям.
Налоговая система региона соответствует федеральному законодательству.
В структуре регионального бюджета выделяются капитальные расходы. Перечень объектов капитального строительства утверждается областной Думой в соответствии с областной инвестиционной программой.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса в областном бюджете консолидированы средства всех региональных внебюджетных фондов. По рекомендации Правительства области ликвидированы внебюджетные фонды и внебюджетные счета, открытые органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения внутри области строятся на основе сочетания единых по территориям-реципиентам и дифференцированных по муниципалитетам-донорам нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов. Данный метод позволяет полнее учитывать особенности местных бюджетов. Средневзвешенные нормативы отчислений от регулирующих доходов для всех муниципальных образований устанавливаются не ниже установленных Законом Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления». Продолжается поиск путей реформирования межбюджетных отношений внутри региона.
С целью пресечения необоснованного роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений в области осуществляется учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. В 2001 году введен учет в части оплаты потребления электроэнергии и газа, водоснабжения и отопления, с 1 января 2002 года учет обязательств по договорам осуществляется и по другим статьям сметных расходов.
Последовательно внедряется система предварительного контроля расходов бюджета (по технологии казначейского исполнения бюджета). На указанную систему переведены 485 получателей средств областного бюджета, 6663 бюджетополучателей средств местных бюджетов (87% учреждений). В 2002 году этот перевод будет завершен. В рамках указанной системы осуществляется предварительный контроль за расходованием бюджетными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
На областном и муниципальном уровнях проведена инвентаризация долговых обязательств, создана единая система учета и контроля государственного и муниципального долга.
Разработан Стратегический план развития области. Документ формулирует стратегические направления развития области, цели, конкретные меры по их реализации, определяет механизмы контроля за этим процессом со стороны органов власти, представителей бизнеса и всех жителей области. Аналогичные документы составлены всеми структурными подразделениями областного Правительства. Программа социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года определяет приоритеты регионального развития на среднесрочную перспективу.
В области законодательно закреплена обязательность проведения систематического бухгалтерского аудита государственных унитарных предприятий. Проводятся регулярные проверки эффективности деятельности подразделений Правительства области по распоряжению финансовыми активами и имуществом отделом финансового контроля министерства финансов области и Счетной палатой области.
Более 50 процентов расходов бюджета на закупку товаров и услуг распределяются по результатам проведения тендера. Информация о конкурсах своевременно доводится до их участников.
С 1999 года осуществляется комплексная автоматизация бюджетного процесса, совершенствуется его программное обеспечение.
Саратовская область имеет опыт участия в проектах зарубежных организаций. В 1997 году при содействии компании «Луис Бергер Интернешнл» в области проводился эксперимент по формированию бюджета, ориентированного на результат (программа Агентства Международного развития США по поддержке ориентированных на рынок фермерских хозяйств в Саратовской области). Кроме того, участвуя в конкурсе фонда «Евразия», министерство финансов области выиграло грант, средства которого были направлены на внедрение программного обеспечения бюджетного процесса, оснащение компьютерной техникой финансовых органов муниципальных образований области.
1.3. Цели и задачи реформирования
Основными целями Программы реформирования системы управления финансами Саратовской области являются:
повышение эффективности функционирования бюджетной системы области;
максимальная мобилизация финансовых ресурсов для обеспечения стабильного социального развития области, создания благоприятных условий для экономического роста и привлечения инвестиций;
выравнивание бюджетной обеспеченности, сглаживание социальных различий;
повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
совершенствование регионального налогово-бюджетного законодательства;
обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед получателями бюджетных средств, кредиторами и инвесторами;
развитие налоговой базы;
сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов;
формирование эффективной системы межбюджетных отношений;
совершенствование управления государственным долгом и собственностью;
внедрение современных информационных технологий для управления финансовыми ресурсами области, формирование единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса;
повышение прозрачности системы общественных финансов.
1.4. Оценка рисков осуществления реформы, оценка чувствительности Программы к воздействию внешних факторов
Так как финансово-бюджетная система области не является обособленным элементом социально-экономического пространства, в ходе реализации Программы возможно появление определенных рисков.
Прежде всего, исполнение Программы зависит от состояния нормативной правовой базы в области налогово-бюджетной и экономической политики на федеральном уровне.
Еще одним фактором риска является ужесточение федеральной бюджетной политики в части поддержки регионов и сокращения их экономических прав при формировании доходной базы бюджетов.
Рисками на уровне региона выступают:
высокая дифференциация районов области по уровню их социально-экономического развития;
недостаток финансовых ресурсов для поддержки развития инфраструктуры, а также приоритетной поддержки инновационной сферы;
усиление влияния естественных монополий и олигархических коммерческих и финансовых структур на развитие экономических процессов в области;
сохранение высокого уровня цен на продукцию ТЭК и ограниченная возможность снижения издержек производителями;
высокий уровень внутреннего долга;
влияние климатических условий на результаты сельскохозяйственного производства в Саратовской области, особенно в Заволжье;
низкий платежеспособный спрос населения, не позволяющий наращивать объемы выпускаемой продукции;
отсутствие на областном уровне законодательной базы, обеспечивающей правовое регулирование отношений, связанных с производством, движением и использованием информации.
1.5. Приоритеты Программы
Несмотря на принятые меры по сокращению внутреннего долга области, его размер все еще остается весьма значительным. Это приводит к отвлечению бюджетных средств на обслуживание основного долга. Снижение задолженности по долговым обязательствам позволит сократить процентные расходы, удельный вес которых по консолидированному бюджету области составил на 1 января 2002 года 5,4 процента. Высвобождение этих средств и их последующее перераспределение на другие направления реформирования будут способствовать достижению целей Программы. Поэтому одной из первоочередных задач реформирования региональных финансов представляется погашение накопленных долгов, сокращение расходов по их обслуживанию и направление высвобожденных средств на финансирование приоритетных направлений развития экономической и социальной сфер области.
1.6. Этапы реформирования
Реформирование системы управления финансами Саратовской области осуществляется в два этапа:
1) Этап подготовительных и первоочередных мероприятий.
2) Этап реализации программы реформирования.
На первом этапе проводятся мероприятия по:
формированию системы управления Программой;
созданию технической базы для реализации Программы;
подготовке нормативной правовой и методологической базы для практической реализации реформ;