Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории области характеризуется сегодня следующими факторами:
по состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий стояли 49400 семей, или почти пять процентов от общего количества семей, проживающих на территории области. Для обеспечения их жилыми помещениями необходимо построить около трех млн. квадратных метров площади жилых помещений. Очередниками на получение жилых помещений являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести квартиру или построить дом;
в 2004 году получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 2600 семей, или пять процентов от общего числа очередников. 624 семьи приобрели его за собственные средства;
низкие показатели доступности жилья явились следствием недостаточной государственной поддержки обеспечения жилыми помещениями граждан. Время ожидания в очереди на получение жилых помещений в области составляет более 20 лет;
сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство за период реформ 1990-2001 годов привели к значительному снижению предоставляемых на условиях социального найма жилых помещений, создав социальную напряженность в обществе;
происходит естественное старение существующего жилищного фонда. На начало текущего года в области зарегистрировано более двух миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья, или 3,6 процента от общего объема жилищного фонда в области;
общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 2,2 млн. квадратных метров, что на десять процентов меньше, чем в 2002 году. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году составил 484,5 тыс. квадратных метров, что лишь на два процента выше, чем в 2003 году. Существенно увеличилась доля индивидуального жилищного строительства, в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году она составила 45,2 процента;
подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет средств граждан. Практически отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг;
на неудовлетворительном уровне находится качество содержания ремонта жилых помещений и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70 процентов.
В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5 процента семей - приобрести или построить жилье в соответствии с нормативами обеспечения населения области жилыми помещениями. При этом, по данным опросов, около 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка.
Объемы жилищного строительства не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры; низкий уровень объемов жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.
В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости и высокой смертностью, которая составит по прогнозу за период с 2004 по 2010 год 128,6 тысячи человек. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качеством жилых помещений и планированием рождения второго ребенка.
Органы местного самоуправления должны создавать условия для развития жилищного строительства, направляя средства местных бюджетов на обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Их комплексное решение должно оказать положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост объемов производства стройиндустрии области в частности.
Данная Программа разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, Законами Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", "Об ипотечном жилищном кредитовании", "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".