ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2002 года № 101-П
О проекте Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
в Саратовской области на 2003-2005 годы
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________
В целях создания эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и привлечения ресурсов страховых компаний в агропромышленный комплекс области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на.2003-2005 годы и направить его в установленном порядке на рассмотрение в Саратовскую областную Думу.
2. Министерству экономического развития и торговли Саратовской области:
с учетом указанного в пункте 1 настоящего постановления проекта Программы внести предложения по уточнению объемов финансирования проекта Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, одобренного постановлением Правительства Саратовской области от 27 сентября 2002 года № 91-П;
совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия области при разработке проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать средства на компенсацию страховых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 20 ноября 2002 года № 101-П
Наименование Программы | Программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
Основные разработчики Программы | Министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области; министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
Цель и основные задачи Программы | Целью Программы является обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в Саратовской области от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сельском хозяйстве. Основными задачами Программы являются: внедрение рыночного механизма компенсаций потерь предприятий растениеводческой отрасли сельского хозяйства области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 758 "О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства"; формирование эффективного механизма взаимодействия органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, обеспечивающего доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя; повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области посредством использования механизма страхования; создание условий для привлечения финансовых ресурсов страховщиков - участников реализации Программы в агропромышленный комплекс области |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2005 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономического развития торговли области |
Объемы и источники финансирования Программы | Источниками финансирования программы являются средства областного бюджета в объеме 530 млн рублей |
Ожидаемые конечные | Создание эффективной защиты имущественных интересов предприятий растениеводческой отрасли; создание системы внебюджетного финансирования потерь сельхозтоваропроизводителей от чрезвычайных ситуаций (недород, засуха и т.д.); сокращение финансовых издержек сельхозтоваропроизводителя при осуществлении страхования; привлечение в агропромышленный комплекс области в ходе реализации Программы около 1 млрд рублей инвестиционных ресурсов; привлечение (на безвозвратной основе) около 8,1 млн рублей внебюджетных средств в растениеводческую отрасль сельского хозяйства |
1.1. Программа государственной поддержки страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 200|-2005 годы (далее - Программа) представляет собой взаимосвязанный по содержанию, ресурсам, срокам и исполнителям комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, направленных на защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей области. Программа учитывает специфику Саратовской области, современную стратегическую роль страхования, как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, занимающего 17,4 процента в структуре валового внутреннего продукта области.
Правовой и методологической основой для разработки Программы послужили нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие вопросы страховой деятельности, Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 года № 130-П, а также установленная и реально действующая система государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета. Программа ориентирована на внедрение рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, выстраивании системы взаимных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя.
1.2. Состояние аграрного сектора экономик области
Аграрный сектор является системообразующим для 95 процентов территории Саратовской области. Он обеспечивает работой почти 30 процентов населения области. При наличии заметных позитивных сдвигов в растениеводческой отрасли области финансово-экономическое положение большинства сельхозтоваропроизводителей в 2002 году остается сложным и неопределенным. К традиционным факторам, отрицательно влияющим на состояние отрасли, добавилась неблагоприятная конъюнктура цен, сложившаяся на российском зерновом рынке.
Недостаток машинотракторного парка, ограниченность оборотных средств не позволяют сельскохозяйственным предприятиям выполнить весь комплекс агротехнических работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства, что ведет к замедлению сева, уборки и других важнейших операций, и, как следствие, влечет недобор урожая.
Таким образом, в условиях значительно усилившегося отрицательного воздействия ценового и технических факторов многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.
1.3. Состояние регионального рынка страховых услуг
В 2001 году на территории Саратовской области действовало 34 страховых компании. Из них - 13 компаний, зарегистрированных в области, и 21 филиал страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Объем страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) составил около 800 млн рублей страховых взносов, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. По темпам роста страховой рынок области занимает третье место в Поволжском регионе.
1.4. Состояние страхования посевов сельскохозяйственных культур
Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Саратовской области большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей находится в зоне рискованного земледелия.
Однако либерализация российской экономики, начавшаяся в 1992 году, практически привела к обрушению этого сегмента страхового рынка. После перевода страхования посевов сельскохозяйственных культур из обязательного вида в добровольный к нему полностью утратили интерес страховщики. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь лишившиеся государственной поддержки и обнищавшие вследствие диспаритета цен, не имели реальной возможности проплачивать начисленный страховой взнос.
Так из начисленных в 1998 году 52 млн рублей страховых взносов хозяйствами было оплачено только 776 тыс. рублей (или 1,5 процента), а в 1999 году из 129 млн рублей - 1,4 млн рублей (1,08 процента). При этом по различным оценкам ущерб от недорода урожая в 1998 году составил 1,2 млрд рублей, а 1999 году - 1 млрд рублей.
Принимая во внимание сложившееся положение дел, Правительством Саратовской области было принято постановление от 20 июня 2001 года № 71-П, которым была утверждена Программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год. Учитывая положительный эффект от ее реализации, постановлением Правительства Саратовской области от 9 августа 2002 года № 72-П ее действие было продлено на 2002 год.
Реализация вышеуказанной Программы позволила достигнуть следующих результатов:
2001 г. | 2002 г. | |
Сумма начисленных страховых взносов, млн рублей | 92,6 | 196,2 |
Сумма проплаченных страховых взносов, млн рублей | . 81,8 | ^173,3 |
Процент оплаты | 88,35 | 88,35 |
Объем привлеченных инвестиционных ресурсов, млн рублей | 44,7 | 108,3 |
При наличии конкретных положительных результатов реализациям указанной Программы, она из-за своего срока действия входит в определенное противоречие с установленными федеральным законодательством нормами сельскохозяйственного страхования (в частности, генеральные договоры страхования предусматривают 5-летний срок действия) и препятствует осуществлению среднесрочного планирования развития АПК.
Основной целью Программы является обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей субъекта в Саратовской области от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сельском хозяйстве.
Достижение сформулированной цели осуществляется . посредством решения следующих основных задач:
согласования действий органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, направленных на обеспечение доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
использования механизма страхования в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
создания условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков-участников реализации Программы в экономику области.
Основными принципами развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:
добровольность;
доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;
взаимная заинтересованность органов исполнительной власти области и субъектов страхового рынка в развитии данного вида страхования;
адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя;
согласованность мероприятий Программы с действующим законодательством.
Поставленная в Программе цель будет достигнута, а сформулированные задачи решены посредством реализации комплекса программных мероприятий. Предусмотренные Программой мероприятия взаимоувязаны по исполнителям, срокам реализации, финансовым ресурсам. Большинство из них нацелено одновременно на решение нескольких задач. В силу этого предусматривается схема реализации Программы не в соответствии с поставленными задачами, а по ряду более укрупненных взаимоувязанных направлений.
4.1. Формирование благоприятного климата развития страхования посевов сельскохозяйственных культур на территории области
Саратовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов, для дальнейшего развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:
наличие двухлетнего опыта государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур;
активная деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;
формирование на территории области единой политики органов исполнительной власти области в вопросах создания рыночных механизмов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В дополнение к имеющимся положительным факторам Правительство области будет направлять свою деятельность на формирование общего благоприятного климата развития данного сегмента страхового рынка. По прогнозным оценкам сформированный благоприятный климат может привлечь в аграрный сектор экономики области в первый год реализации Программы следующие ресурсы:
(тыс. рублей)*
Средства на проведение мероприятий, направленных на повышение плодородности земли, борьбу вредителями | 1313 |
Инвестиционные ресурсы, привлеченные в агропромышленный комплекс | 262500 |
Средства на информационную поддержку (обучение персонала, реклама и т.д.) | 668 |
* Без учета выплат сельхозтоваропроизводителям страхового возмещения по страховому случаю (недород, засуха, гибель урожая от града, вредителей и т.д.)
Формирование благоприятных условий будет включать:
во-первых, обеспечение реальной доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
во-вторых, создание привлекательных условий для участия в реализации данной программы страховых компаний.
Доступность страхования будет осуществляться по средствам:
компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;