ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2001 года № 130-П
О Концепции развития страховой защиты населения и территории Саратовской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
___________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 30.04.2004 № 112-П
___________________________________
В целях обеспечения защиты населения и территории Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Министерству области по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям до 5 апреля 2002 года разработать и представить на рассмотрение Правительства области проект программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, председателя комитета по управлению имуществом области Камшилова П.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25 декабря 2001 года № 130-П
Потенциально опасные для населения и территории Саратовской области предприятия действуют, как правило, на проектном пределе уровня безопасности, либо с его превышением. Внедрение на большинстве предприятий технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за больших финансовых затрат. Часть затрат на восстановление нормальных условий жизнедеятельности на объектах повышенной опасности и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, за счет средств областного бюджета. Имеет место большая недокомпенсация ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера (величина некомпенсированного ущерба составляет 96-100 процентов от суммы причиненного ущерба). В 1998-2000 годах средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации на компенсацию ущерба от чрезвычайных ситуаций в Саратовской области не выделялись. Выделяемые средства на предупредительные мероприятия по объему незначительны и не могут существенно повлиять на снижение рисков.
Сложившаяся ситуация неопровержимо свидетельствует о необходимости создания экономической системы для защиты жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, окружающей природной среды от аварий и катастроф техногенного характера. В условиях рыночной экономики именно страхование может обеспечить решение этой задачи. В связи с этим необходимо проведение государственной политики, направленной на поддержку и развитие регионального рынка страховых услуг, стимулирование развития социально важных видов, таких как: страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, страхование гидротехнических сооружений, экологическое страхование, страхование в сфере сельскохозяйственного производства, в сфере инвестиционной деятельности, обязательное и добровольное медицинское страхование и другие. Организация страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет своей целью организацию внебюджетного финансирования мероприятий по ликвидации последствий (в том числе компенсации ущерба) чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
Реализация Концепции основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, других федеральных нормативных правовых актах, регулирующих страховую деятельность, Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О безопасности гидротехнических сооружений” и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 мая 1999 года № 261 “О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”.
Настоящая Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Концепция) отражает экономический механизм внедрения страховой защиты на территории Саратовской области и направлена на проведение государственной политики по обеспечению гарантированного уровня защиты населения и территорий от ЧС через механизм изыскания местных ресурсов и развитие страхования.
В Саратовской области проживает 1459,1 тыс. человек (53,6 процента от общей численности населения) в зонах опасности возникновения ЧС. Площадь зон ЧС составляет 2307,7 кв. км или 2,3 процента от общей площади территории области. Основные виды опасностей для жителей, проживающих в зонах поражения - радиационная и химическая.
На территории области находятся:
2 радиационно-опасных объекта. Площадь возможного загрязнения при возникновении ЧС на данных объектах составит около 834,4 кв. км. Население, попадающее в зону поражения - 587,9 тыс. человек;
91 химически опасный объект. Площадь возможного загрязнения при возникновении чрезвычайных ситуаций на данных объектах составит около 1473,3 кв. км. Население, попадающее в зону поражения - 871,2 тыс. человек.
Через территорию Саратовской области проходят следующие участки магистральных трубопроводов:
нефтепроводы:
Самара-Тихорецк (дата ввода в эксплуатацию - 1974 год, фактическая пропускная способность - 21,3 млн т/год);
Самара-Лисичанск (дата ввода в эксплуатацию - 1977 год, фактическая пропускная способность - 57,8 млн т/год);
газопроводы:
Оренбург-Новопсков (дата ввода в эксплуатацию - 1978 год, фактическая пропускная способность - 31025 млн куб. м/год);
Средняя Азия-Центр (дата ввода в эксплуатацию - 1967-1982 годы, фактическая пропускная способность - 21900 млн куб. м/год);
Мокроус-Самара-Тольятти (дата ввода в эксплуатацию - 1964 год, фактическая пропускная способность - 182,5 млн куб. м/год);
Уренгой-Новопсков (дата ввода в эксплуатацию - 1981 год, фактическая пропускная способность - 31025 млн куб. м/год);
аммиакопровод Тольятти-Одесса (дата ввода в эксплуатацию - 1981 год, фактическая пропускная способность - 2,12 млн т/год).
Следует отметить, что строительство магистральных газо- и нефтепроводов пришлось на 70-80-е годы и в настоящее время существующая сеть магистральных трубопроводов в значительной мере выработала свой ресурс. Так, в феврале 2000 года в Новобурасском районе в с.Марьино-Лашмино произошел разрыв трубы магистрального газопровода Средняя Азия-Центр с последующим возгоранием газа, диаметр трубы - 1220 мм, рабочее давление - 51 атмосфера. Причина аварии - подпленочная коррозия нижней образующей трубы (утончение стенки трубы до 3 мм и возможное коррозионное расслаивание металла). Материальный ущерб составил 2 млн 505 тыс. рублей, в том числе 1 млн 722 тыс. 733 рубля - стоимость выгоревшего газа. В декабре того же года произошла авария на объекте жизнеобеспечения в г.Балаково. Лопнул фланец газопровода, в результате чего произошла утечка газа. Диаметр трубопровода - 500 мм, давление - 5,6 кг/кв. см. В результате аварии на несколько суток от газоснабжения было отключено 5500 домов в г.Балаково.
Транспорт. Ежемесячно по железной дороге через территорию Саратовской области перевозят до 1,6 млн тонн опасных грузов, в том числе около 90 тысяч тонн аварийно химически-опасных веществ и около 1,5 млн тонн взрывопожароопасных грузов. Эксплуатационная длина железно-дорожных путей общего пользования составляет 1925 км, в том числе 370,4 км электрифицированных.
В настоящее время число дефектных рельс и шпал составляет 0,5 процента от общего их количества. У 30 процентов вагонов-цистерн истекают нормативные сроки эксплуатации. Потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня на 80-85 процентов.
Для перевозки хлора через территорию Саратовской области используется автотранспорт.
Гидротехнические сооружения. Всего в Саратовской области зарегистрировано более 3000 гидротехнических сооружений. Из них декларированию безопасности подлежат 440 гидротехнических сооружений. Из обследованных 134 наиболее крупных и опасных объектов, 43 процента представляют реальную угрозу при прорыве и требуют реконструкции или капитального ремонта. Насчитывается порядка 43 бесхозных прудов объемом более 100 тыс. куб. м.
Страхование гидротехнических сооружений и третьих лиц в случае аварий на них отсутствует.
Объекты коммунального хозяйства. В жилищно-коммунальном хозяйстве области действуют 724 котельные, 9743 трансформаторные подстанции, 19 водопроводных насосных станций и 15 канализационных насосных станций.
Протяженность водопроводных сетей - 5066 км, тепловых сетей - 297 км, электрических сетей - 56704 км, канализационных сетей - 1231 км.
Существующие мощности систем жизнеобеспечения области недостаточны и не всегда отвечают нормативным требованиям. Мощность системы водоснабжения (производительность в сутки) составляет 1200 тыс. куб. м/сут., канализации - 980 тыс. куб. м/сут. Годовой дефицит мощности канализации составляет 100 тыс. куб. м/сут.
Особую социальную опасность в осенне-зимний отопительный период могут создать аварии на системах теплоснабжения городов. Причины данного положения состоят в том, что из-за недостаточного финансирования объемы подготовительных предзимних работ выполняются только на 80-90 процентов. Ветхость системы жизнеобеспечения стала фактом постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.
Природные риски. На территории Саратовской области в 2000 году произошло 25 чрезвычайных ситуаций природного характера. Общий материальный ущерб составил 8699,9 тыс. рублей. Для большинства сельскохозяйственных районов области наиболее опасными по последствиям являются весенние заморозки, долговременное стояние высоких температур, сильные ливневые дожди со шквалистым ветром и градом, что приводит к гибели или частичной гибели посевов сельскохозяйственных культур. Так, в 1999 году в результате майских заморозков (до -7С) погибли посевы сельскохозяйственных культур на площади 32,5 тыс. га.
Для большинства районов области наиболее опасным стихийным явлением являются высокие весенние паводки.
Ежегодно на территории области весенними паводками разрушаются плотины прудов и водохранилищ на реках Б.Узень, М.Узень, Алтата, Еруслан, Б.Иргиз ввиду отсутствия капитальных подпорно-регулирующих сооружений, разрушается от 7 до 20 земляных перемычек, аккумулирующих сток весенних паводков, как единственного источника для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов засушливого Заволжья.
В последнее время наблюдается увеличение числа ЧС природного и техногенного характера, последствия которых становятся все более масштабными и опасными для населения, окружающей природной среды. Ежегодный максимальный ущерб от ЧС различного характера не покрывается затратами на ликвидацию последствий и дефицит достигает несколько миллионов рублей ежегодно. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, в 2001 году целевой финансовый резерв из средств областного бюджета для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций составил 2000 тыс. рублей.
Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты различных уровней может быть механизм страхования.
Так, на территории Саратовской области осуществляют свою деятельность 32 страховые организации, из них 11 региональных, 21 филиал и представительства иногородних страховых организаций, входящих в число сильнейших компаний России. Объем страховых взносов в 2000 году составил около 500 млн. рублей, страховых выплат - 195 млн рублей.
Из числа перечисленных выше страховых организаций страхованием гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасных производственных объектах занимаются в Саратовской области 18 организаций.
За период с 1 сентября 1998 года по январь 2001 года страховыми организациями области застраховано 8492 объекта на 2230 предприятиях, в том числе в 2000 году 3615 объектов на 1299 предприятиях. Страховая сумма за 2000 год составила 1503789746 рублей, страховая премия - 7087760 рублей, отчисления в резерв предупредительных мероприятий - 354388 рублей.
Количество действующих договоров на 1 января 2001 года - 1299, что составляет 49,3 процента от всего страхового поля области.
Несмотря на значительный рост в 2000 году объемов страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (рост по сравнению с 1999 годом составил 172 процента), более 50 процентов рынка страхования опасных производственных объектов области остаются неохваченными.
К сдерживающим факторам развития данного вида страхования можно отнести:
финансовые затруднения страхователей, когда уже заключенный договор не вступает в законную силу из-за несвоевременной уплаты страхового взноса. Как правило, неохваченными страхованием остаются предприятия, имеющие опасные производственные объекты III типа;
отсутствие в размере страхового тарифа фактического состояния опасных производственных объектов, что требует пересмотра критерия риска и т.д.
Проведенный анализ проблемы существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, ограниченных возможностей экономики по предупреждению и ликвидации ЧС, недостаточной компенсации потерь от них, позволяет сделать следующие выводы:
для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер (в течение ближайших 3-5 лет) во избежание потери условий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики области и ее способности к расширенному воспроизводству;
одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие регионального страхового рынка, а также контроль за исполнением хозяйствующими субъектами Саратовской области Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” в части страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
внедрение механизма страховой защиты обеспечит компенсацию ущерба в результате природных и техногенных ЧС, финансирование мероприятий, направленных на снижение рисков за счет средств страховых организаций.
Все вышеперечисленное приводит к обоснованной необходимости разработки и реализации областной Концепции развития страховой защиты населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения защиты имущественных интересов населения и территорий Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Достижение поставленной цели может быть осуществлено при решении следующих основных задач:
согласование действий органов государственной власти всех уровней в вопросах развития рынка страховых услуг;
определение мер и источников государственной поддержки развития социально важных видов страхования на территории области;
создание системы внебюджетного финансирования мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращение чрезвычайных ситуаций либо снижение вероятности их возникновения;
определение условий привлечения финансовых институтов к реализации концепции;
определение условий привлечения средств страховых компаний - участников реализации Концепции в экономику области, а также согласованного управления основными финансовыми потоками;
обеспечение доступности страхования для страхователя;
повышение страховой культуры потенциальных страхователей;
обеспечение информационного сопровождения реализации Концепции.
2.1. Основные принципы развития приоритетных
для экономики области видов страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основными принципами развития регионального рынка страховых услуг являются: