ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2002 года № 91-П
О проекте Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(с изменениями на 16 марта 2004 года)
____________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.12.2004 N 292-П
____________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 16.03.2004 N 63-П.
_______________________________________________________________
В целях обеспечения защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшения техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Направить проект Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в областную Думу для рассмотрения в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, министра энергетики и коммунального хозяйства области Соколова А.И. (пункт в редакции постановления Правительства Саратовской области от 16.03.2004 N 63-П. см. предыдущую редакцию).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27 сентября 2002 года № 91-П
Наименование Программы | Программа развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Саратовской области |
Основные разработчики Программы | министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Саратовской области, министерство экономики Саратовской области, министерство финансов Саратовской области, министерство промышленности Саратовской области |
Основные исполнители Программы | органы исполнительной власти Саратовской области |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы |
Цель и основные задачи Программы | целью Программы является обеспечение защиты населения и территории Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. |
Объемы и источники финансирования Программы | средства областного бюджета в размере 30000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы | реализация Программы предусматривает достижение следующих результатов: |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют министерство экономики области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Саратовской области. |
На территории нашей области функционируют 252 потенциально опасных объекта. Около 3000 гидротехнических сооружений в области представляют потенциальную опасность в случае прорыва плотин. Кроме того, по области проходят: магистральные нефтепроводы, газопроводы, аммиакопровод, которые создают реальную угрозу нарушения жизнедеятельности населения.
Ежегодно на территории области происходит около 20 чрезвычайных ситуаций природного характера, которые причиняют значительный материальный ущерб.
В зонах возможных чрезвычайных ситуаций проживает около 60 процентов населения области. Размеры бюджетного финансирования на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера недостаточны.
Возникает необходимость создания соответствующего механизма для защиты жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды от аварий и катастроф природного и техногенного характера. Таким механизмом является страхование, посредством которого можно решить поставленные задачи.
Настоящая Программа разработана в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения защиты населения и территории Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
На территории Саратовской области за период с 1998 по 2001 годы произошло 29 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Размер ущерба составил 9572,7 тыс. рублей. За этот же период количество чрезвычайных ситуаций природного характера составило 98. Размер ущерба 18759,8 тыс. рублей.
В последнее время наблюдается увеличение числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, последствия которых становятся все более масштабными и опасными для населения, окружающей природной среды. Ежегодный максимальный ущерб от чрезвычайных ситуаций различного характера не покрывается затратами на ликвидацию последствий и дефицит достигает несколько миллионов рублей ежегодно. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, в 2001 году целевой финансовый резерв из средств областною бюджета для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций составил 2000 тыс. рублей, а в 2002 году 2260 тыс. рублей.
Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты различных уровней может быть механизм страхования.
На территории Саратовской области осуществляют свою деятельность 34 страховых организаций, из них 11 региональных, 23 филиалов и представительств иногородних страховых организаций, входящих в число сильнейших компаний России. Объем страховых взносов в 2001 году составил около 860 млн рублей, страховых выплат - 460 млн рублей.
Из числа перечисленных выше страховых организаций, страхованием гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасных производственных объектах занимаются в Саратовской области 18 организаций.
Анализ проблемы выявляет тенденцию возрастания природных и техногенных опасностей, снижение возможностей экономики по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, недостаточной компенсации потерь от них, позволяет сделать следующие выводы:
для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер (в течение ближайших 3-5 лет) во избежание потери условий обеспечивающих устойчивое развитие экономики области и ее способности к расширенному воспроизводству;
одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие регионального страхового рынка, а также контроль за исполнением хозяйствующими субъектами Саратовской области Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
внедрение механизма страховой защиты обеспечит компенсацию ущерба в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, финансирование мероприятий, направленных на снижение рисков за счет средств страховых организаций.
Все вышеперечисленное приводит к обоснованной необходимости разработки и реализации областной комплексной программы - Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящая Программа разработана в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения защиты имущественных интересов населения и территории Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Для достижения поставленной цели Программа предусматривает решение следующих основных задач:
согласование действий органов государственной власти всех уровней в вопросах развития рынка страховых услуг;
определение мер и источников государственной поддержки развития социально важных видов страхования на территории области;
формирование системы внебюджетного финансирования мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращение чрезвычайных ситуаций либо снижение вероятности их возникновения;
создание условий участия кредитных и страховых организаций в реализации Программы;
формирование благоприятных условий для привлечения средств страховых компаний и других участников Программы в экономику области, а также согласованного управления основными финансовыми потоками Программы;
обеспечение доступности страхования для страхователя;
повышение страховой культуры потенциальных страхователей;
обеспечение информационного сопровождения Программы.
Программа рассчитана на 3 года и выполняется в 2003-2005 годах. Исходя из достигнутых результатов, будет определено дальнейшее развитие Программы, связанное с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, повышению инвестиционного потенциала Саратовской области за счет страхования.
Под страховой защитой населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера понимается, система мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающая проведение предупредительных мероприятий и компенсацию потерь, наносимых стихийными бедствиями и техногенными авариями путем формирования достаточных страховых резервов и их целевого использования.
Решение поставленной задачи может быть обеспечено системой мероприятий, способствующих качественному росту страхового рынка области, внедрению на нем новых страховых продуктов, снижение издержек при проведении страхования и согласованному управлению ресурсами его участников.
При этом система программных мероприятий состоит из следующих подразделов:
1. Определение приоритетных видов страхования, имеющих социально важное значение для области.
2. Определение механизма государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования.
3. Определение механизма согласованного управления финансовыми ресурсами участников Программы.
4. Определение основных принципов участия в реализации Программы страховых компаний и банков.
Программа представляет своего рода набор элементов (где основные принципы развития страхового рынка и требования к финансовым институтам являются платформой, а меры государственной поддержки -деталями) для разработки механизмов государственного стимулирования развития конкретных видов страхования. Данные механизмы должны представлять собой относительно самостоятельные программы с едиными принципами развития страхования и использования ресурсов страховщиков -участников их реализации, установленными настоящей Программой. По мере их разработки они выносятся на утверждение Правительства области.
3.1 Приоритетные виды страхования, имеющие социально важное значение для области
Предусматриваемое Программой развитие страхового рынка имеет целью осуществить реальную оперативную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, в значительной части за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузок на бюджет.
Меры по развитию страхового рынка предусматривают создание широкого спектра страховых услуг. При этом государственная поддержка будет направлена на развитие наиболее важных для социально-экономического развития области видов страхования. К таким видам страхования в соответствии с настоящей Программой отнесено страхование рисков, последствия которых отнесены к чрезвычайным ситуациям в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и инженерной инфраструктуры жилых зданий, страхование гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнических сооружений, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности за перевозку опасных грузов и др.);
имущественное страхование (страхование имущества юридических лиц, в том числе муниципального жилого фонда от огня и других опасностей, комплексное страхование личного имущества и др.);
страхование от катастрофических (природных) рисков физических и юридических лиц (страхование от гибели и порчи посевов сельскохозяйственных культур, противопожарное страхование и др.);
обязательное и добровольное медицинское страхование (страхование физических лиц, занятых на опасных и вредных производствах и др.);
экологическое страхование.
3.2 Механизм государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования
Эффективное развитие регионального страхового рынка, направленное на решение задач создания реальной страховой защиты населения и территории Саратовской области, без государственной поддержки невозможно.
Любой страховой договор косвенно защищает бюджетные средства от незапланированного расходования по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поэтому органы государственной власти заинтересованы в развитии страхования. Но отсутствие свободных средств в бюджете и нежелание страховщика выступать в качестве инвестора государственных социально-экономических программ удерживает государство от направления части средств на развитие и поддержание страхования.
Настоящая Программа призвана разрешить создавшееся противоречие, введя в действие механизм, который с одной стороны установит порядок государственной поддержки видов страхования, имеющих социально важное значение для развития области, а с другой стороны обеспечит привлечение ресурсов страховых компаний в экономику области. При этом меры государственной поддержки позволят:
стимулировать на государственном уровне развитие страхового рынка;
определить условия косвенной компенсации бюджетных потерь.