САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.05.98 г. N 13-302
О Программе развития промышленности Саратовской области
на 1998-2000 годы
В соответствии с Законом Саратовской области "О промышленной политике" Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу развития промышленности Саратовской области на 1998 - 2000 годы (прилагается).
Председатель Саратовской
областной Думы
А.П.Харитонов
В разработке Программы развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы принимали участие: А.В.Калиниченко, В.Ф.Мельников, А.В.Яковлев, В.Г.Желудков, Р.Ш.Халиков, В.Г.Павлюков, А.А.Щербаков, А.С.Ларионов, А.В.Чунихин, В.А.Буров, В.Н.Карасева, Н.Н.Жердина, В.И.Дорошенко, Н.И.Чернобук, Э.А.Постельга, А.В.Федоров, В.А. Бербер д.т.н., А.Е.Либерман, В.В.Ганин, Ф.С.Шимчук, В.М.Ларин д.э.н., проректор СГЭА, А.С.Семенов, А.В. Ермишини д.э.н., В.М.Сахненко, С.М.Лисовский к.т.н., А.А.Павлов, А.А.Крупнов, Н.И.Романов, Н.А.Полулях, А.М.Захаров, В.И.Авров, Ю.Г.Радюшкин, О.Н.Лутьянова, Ю.М.Корхов, А.Ф.Гриненко, С.Н.Малаев, Н.И.Тараненко, Б.И.Ивашин, А.Б.Бебешин, И.В.Львов, В.С.Белгородский, С.В.Тимохина, Н.В.Новохатская, С.И.Чуранов, В.А.Артамонов, А.Ф.Резчиков академик, уполномоченный Президиума РАН по Саратовскому научному центру РАН, В.Р. Атоян профессор, проректор по научной работе СГТУ, В.М.Рассудов д.т.н., СГТУ, В.А.Бражников к.э.н., СГЭА, А.И.Попов д.т.н., СГТУ, В.Н.Чупис д.ф.-м.н., СГТУ, Ю.Б.Порошин д.э.н., СГЭА,А.В.Федоров к.э.н., СГТУ, В.К.Зубкова к.э.н., СГЭА, С.А.Жданов к.э.н., СГЭА, А.В.Королев д.т.н., СГТУ, В.И.Бориленко д.э.н., СГЭА, А.А.Спиридонова к.э.н., ПАГС, Р.К.Чернова д.х.н., СГУ, В.А.Седельников заместитель директора института проблем точной механики и управления РАН, В.Н.Менжерес к.э.н., СГТУ, А.М.Сухорукова к.э.н., СГЭА, О.В.Заливчева к.э.н., А.М.Криволапов к.э.н. СГЭА, В.В.Герасимова д.э.н., ПАГС, В.И.Долгий к.э.н., СГЭА, В.Г.Федоров ПРУЦ, Г.Н.Тимофеева к.х.н., СГУ, Л.В.Гордеева к.э.н. СГЭА, Н.А.Назарьева к.э.н. СГЭА, М.Е. Залманова д.э.н., СГТУ, В.Н. Алексеев к.э.н., СГУ.
Программа разработана на основе программ развития крупных и средних промышленных предприятий, на которых производится около 92% объема промышленного производства Саратовской области, на среднесрочную перспективу.
При разработке программы использовались материалы, предоставленные:
Министерством нефти. газа и недропользования,
Министерством строительства и архитектуры,
Министерством торговли,
Министерством труда и социального развития.
Государственным комитетом по охране окружающей среды.
Министерство промышленности,
топлива и энергетики
Саратовской области 1998 год
1. | Наименование программы: | Программа развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы |
2. | Разработчик Программы: | Министерство промышленности, топлива и энергетики Саратовской области |
3. | Цели Программы: | Главной целью программы является экономический рост промышленного производства, обеспечивающий выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции путем реализации на промышленных предприятиях приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, повышение уровня жизни населения, развития внешнеэкономических связей промышленных предприятий, повышения научно-технического,технологического и кадрового потенциала. |
4. | Задачи Программы: | Для достижения этой цели в программе предусматривается решение следующих задач: - увеличение производства важнейших видов промышленной продукции, возвращение утраченных позиций на отечественных и мировых рынках, возрождение Саратовской марки качества; - обеспечение роста уровня реальных доходов и потребления населения; - привлечение отечественных и иностранных инвестиций в промышленные предприятия области и реализация перспективных инновационных проектов; - реструктуризация промышленных предприятий области; - вывод на рынок принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые; - сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала Саратовской области; - стимулирование производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий; - конверсия мощностей, сокращение производства и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях с минимальными социальными издержками, создание на базе передовых военных технологий новых конверсионных разработок; - воздействие на тарифную политику предприятий - монополистов с целью сокращения производственной себестоимости; - защита интересов местных товаропроизводителей; - расширение сотрудничества промышленности области с другими регионами и государствами дальнего и ближнего зарубежья; - обеспечение выпуска сельскохозяйственного оборудования, минеральных удобрений и других видов продукции, необходимых для аграрного сектора экономики; - участие в газификации села; - улучшение условий и охраны труда на предприятиях; - максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых; - создание эффективного механизма управления предприятиями; - обеспечение развития инфраструктуры; - формирование условий для увеличения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; - внедрение передовых экономически эффективных экологических технологий, основанное на совершенствовании и внедрении экологических регламентов работы промышленных предприятий; - проведение активной энергосберегающей политики. |
5. | Сроки и этапы реализации Программы: | 1998 - 2000 годы |
6. | Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - развитие предприятий машиностроения на 1998 - 2000 годы - развитие предприятий ВПК на 1998 - 2000 годы; - развитие предприятий электронной промышленности на 1998 - 2000 годы; - развитие предприятий сельскохозяйственного машиностроения на 1998 - 2000 годы; - развитие предприятий химической промышленности на 1998 - 2000 годы; - программа создания объекта уничтожения химического оружия в п.Горный на 1998 - 2000 годы; - развитие предприятий легкой промышленности на 1998 - 2000 годы; - развитие предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности на 1998 - 2000 годы; - программа привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов на промышленных предприятиях Саратовской области на 1998 - 2000 годы. |
7. | Исполнители подпрограмм и основных мероприятий: | Министерство промышленности, топлива и энергетики Саратовской области, коллективы и руководители соответствующих предприятий и организаций Саратовской области. А |
8. | Ожидаемые конечные результаты | В результате реализации Программы будет достигнуто: - рост объема промышленной продукции в 1998 г. составит 110,8%, в 1999 г.- 115,1%, в 2000 г.- 125,4%; - обеспечение занятости населения за счет создания ежегодно не менее тысячи новых рабочих мест; - повышение конкурентоспособности местных товаров; - возрождение Саратовской марки качества; - формирование, в результате реализации Программы, современной промышленности и рыночной инфраструктуры; - привлечение инвестиций промышленных предприятий за счет различных государственных и негосударственных источников на период 1998 - 2000 гг. составит не менее 500 млн. $ США; - увеличение внешнеторгового оборота; - повышение объема собираемости налогов; - оздоровление экологической обстановки в целях повышения качества жизни населения. |
9. | Организация контроля за исполнением Программы: | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Саратовской области, Министерство промышленности, топлива и энергетики Саратовской области, администрации муниципальных образований области. Правительство области совместно с Министерством промышленности, топлива и энергетики Саратовской области координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование выделяемых средств. |
Формирование рыночных отношений предъявляет качественно новые требования к стратегии экономического и социального развития Саратовской области. Главной отличительной чертой стратегии является создание условий для устойчивого экономического роста, получения прибыли и превращение на этой основе Саратовской области в донора Российской Федерации.
В системе экономического возрождения области особое место отводится областным программам, связывающим разнопрофильные промышленные предприятия области в единый производственный цикл.
Провозглашенный Правительством России программный метод управления предполагает формирование системы проектов, которые ориентированы на реализацию важнейших задач развития. Областные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.
Основополагающими документами, используемыми при работе над программой развития промышленности на среднесрочную перспективу, являлись:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию "Порядок во власти - порядок в стране".
2. Послание Губернатора Д.Ф.Аяцкова жителям Саратовской области "Диктатура закона - во имя достойной жизни".
3. Законы принятые в Саратовской области:
- Закон Саратовской области "О промышленной политике";
- Концепция промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года, одобренная и принятая постановлением Правительства Саратовской области от 2 сентября 1997 года N 62-П;
- Закон Саратовской области "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области";
- Закон Саратовской области "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области";
- Закон Саратовской области "О земле";
- Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности"
4. Среднесрочная программа социально-экономического развития Саратовской области на 1997 - 2000 год, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 15 августа 1997 г. N 56-П.
Министерством промышленности, топлива и энергетики были разработаны программы развития отраслей промышленности:
- Программа привлечения инвестиций и реализацию инвестиционных проектов на промышленных предприятиях Саратовской области;
- Программа развития предприятий машиностроения Саратовской области на 1998-2000 годы;
- Программа развития предприятий военно-промышленного комплекса Саратовской области на 1998-2000 годы;
- Программа развития предприятий электронной промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы;
- Программа развития предприятий легкой промышленности Саратовской области на период 1998-2000 года;
- Комплексная программа развития мебельной и деревообрабатывающей промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы;
- Программа развития предприятий химической промышленности Саратовской области на период 1998-2000 года;
- Программа создания объекта уничтожения химического оружия в п. Горный на 1998 - 2000 годы;
- Программа развития предприятий сельскохозяйственного машиностроения на 1998 - 2000 годы.
По уровню и масштабам развития промышленного производства Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Поволжском экономическом районе.
В структуре промышленности наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому комплексу (38,3 %), машиностроению (13,4 %), химической и нефтехимической (12 %), пищевой (9,6 %) промышленности.
Основным итогом деятельности промышленных предприятий министерства явилось то, что в 1997 году был обеспечен рост объемов промышленного производства, зафиксированный на уровне 101,4 % к уровню 1996 года. Это произошло впервые с 1992 г., когда с развитием рыночных отношений объемы производства стали стремительно сокращаться. Максимальное падение наблюдалось в 1994 году, оно составило около 53% к предшествующему году. С 1995 года темпы падения производства стали замедляться, и в 1997 г. стагнация сменилась ростом.
Наибольшие темпы роста производства отмечены в нефтехимической (113,6 %), стекольной (110,7 %), полиграфической (125,0 %) промышленности, а также в таких отраслях машиностроения как приборостроение (114,9 %), тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (147,0 %), энергетическое машиностроение (159,4 %).
Всего за 1997 год промышленными предприятиями области произведено продукции на сумму 16 687,9 млрд. руб., что составило 101,4% к 1996 году.
В структуре промышленности отчетливо проявляется тенденция роста доли машиностроения, обусловленная нарастанием объемов производства на многих предприятиях отрасли.
Однако продолжает иметь место негативная тенденция сокращения удельного веса легкой промышленности, что определяется прежде всего низкими приспособляемостью к рынку и конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
Распределение предприятий по формам собственности
[рисунок]
Изменение условий производственной деятельности сопровождалось переменой форм собственности. Предприятия приобрели хозяйственную самостоятельность, право распоряжаться результатами труда, возможность выхода на внешние рынки, К государственному сектору в настоящее время относится 26 % предприятий министерства, остальные представляют частный и смешанный сектора. Причем наибольший удельный вес предприятия госсобственности занимают в машиностроении (37,3 %), и полиграфическая отрасль полностью принадлежит государственному сектору
.
Предприятия частной формы собственности наиболее распространены в легкой промышленности (82,8 %), что полностью соответствует мировым тенденциям, а также в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях (85,0 %).
Удельный вес отраслей промышленности
в общем объеме промышленного производства области (%)
[рисунок]
ДИНАМИКА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА 1995-1997 гг.
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Объем товарной продукции,¦Доля отрасли в общем выпуске ¦ Темпы роста, ¦
¦ ¦ млрд.руб. ¦ ТП по промышленности области,¦ % ¦
¦ Наименование отрасли ¦ ¦ % ¦ ¦
¦ +-------------------------+------------------------------+-----------------------¦
¦ ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г. ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г. ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦
+--------------------------------------+-------+-------+---------+-------+-------+--------------+-------+-------+-------¦
¦Всего по промышленности области ¦11123,7¦14761,3¦16687,9 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 87,7 ¦ 90,5 ¦101,4 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Топливная промышленность ¦ 685,1¦ 692,9¦ 963,3 ¦ 6,16 ¦ 4,69 ¦ 5,77 ¦ 82,9 ¦117,0 ¦116,5 ¦
¦Электроэнергетика ¦ 2676,7¦ 4971,9¦ 5261,9 ¦ 24,06 ¦33,68 ¦ 31,53 ¦ 84,5 ¦111,8 ¦ 96,8 ¦
¦Пищевая промышленность ¦ 1331,3¦ 1638,9¦ 1595,3 ¦ 11,97 ¦11,1 ¦ 9,56 ¦ 87,5 ¦ 94,5 ¦104,8 ¦
¦Промышленность строительных материалов¦ 968,1¦ 1319,2¦ 1563,3 ¦ 8,7 ¦ 8,94 ¦ 9,37 ¦ 87,1 ¦ 74,6 ¦100,5 ¦
¦Предприятия министерства ¦ 3659,3¦ 4189,0¦ 5109,0 ¦ 32,9 ¦28,4 ¦ 30,6 ¦ 87,7 ¦ 90,5 ¦102,1 ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Нефтехимическая промышленность ¦ 1765,6¦ 1696,6¦ 1984,9 ¦ 15,8 ¦11,5 ¦ 11,9 ¦124,4 ¦ 74,1 ¦106,8 ¦
¦Машиностроение и металлообработка ¦ 1519,9¦ 1970,3¦ 2228,9 ¦ 13,7 ¦13,3 ¦ 13,4 ¦ 78,3 ¦ 74,0 ¦ 92,6 ¦
¦Лесная, деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целлюлозно-бумажная промышленность ¦ 112,4¦ 167,9¦ 218,5 ¦ 1,0 ¦ 1,1 ¦ 1,3 ¦ 79,3 ¦106,7 ¦ 96,4 ¦
¦Легкая промышленность ¦ 169,9¦ 157,0¦ 121,7 ¦ 1,5 ¦ 1,1 ¦ 0,7 ¦ 61,7 ¦ 69,2 ¦ 88,1 ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
Распределение промышленных предприятий по формам собственности, %
[рисунок]
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ, (%)
+------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ отрасли ¦Государственная¦Совместные предприятия¦ Смешанная¦Частная¦
+--------------------------------+---------------+----------------------+----------+-------¦
¦Всего ¦ 25,9 ¦ 3,5 ¦ 16,7 ¦ 53,9 ¦
¦Топливно-энергетический комплекс¦ 2,4 ¦ - ¦ 7,4 ¦ - ¦
¦Предприятия министерства ¦ 23,5 ¦ 3,5 ¦ 9,3 ¦ 53,9 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Нефтехимическая ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 3,9 ¦
¦Машиностроение и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦металлообработка ¦ 19,5 ¦ 0,5 ¦ 7,8 ¦ 26,5 ¦
¦Лесная, деревообрабатывающая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и целлюлозно-бумажная ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ - ¦ 8,3 ¦
¦Легкая промышленность ¦ 1 ¦ 0,5 ¦ 1,5 ¦ 14,2 ¦
¦Микробиологическая ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,5 ¦
¦Стекольная промышленность ¦ 0,5 ¦ - ¦ - ¦ 0,5 ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------+
Предварительный анализ структуры собственности, проведенный в целом по предприятиям, свидетельствует, что около 50-55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам предприятий (в основном, высшему управленческому составу), около 30-35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, от 10 до 20% акций закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности. На долю иностранных инвесторов, в среднем, приходится 5% акций (по крупнейшим российским АО эта доля достигает 30% за счет уменьшения доли российских инвесторов).