Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.09.97 г. N 62-П


О Концепции промышленной политики Правительства Саратовской области
на 1997 год и на период до 2000 года

_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 23.03.2004 № 66-П

_______________________________

       Заслушав и обсудив информацию по Концепции промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года, Правительство Саратовской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Одобрить и принять Концепцию промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года.

       2. Ответственность за выполнение промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года возложить на министерство промышленности Саратовской области (Шинчук Б.Л.).

       3. Считать приоритетным направлением в стабилизации и развитии промышленности области сохранение и создание дополнительных рабочих мест.

       4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области Кайля В.А.

  Губернатор,
  Председатель Правительства области
 Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 02.09.97 N 62-П

Концепция
промышленной политики Правительства
Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года

Новый подход

управляемая стоимость +
+ управляемое качество =
= ключ к выигрышным стратегиям

Саратов
1997 год

1. Введение

       Состояние промышленных предприятий в последние годы оставалось сложным. Наблюдалось падение производства, сокращение рабочих мест, увеличение задолженностей в бюджет и во внебюджетные фонды. Все эти факторы создавали напряженную социальную обстановку. Промышленности, практически, не уделялось внимания со стороны государственных органов. Была надежда на "саморегулирующийся рынок", который должен был стимулировать развитие предприятий-производителей. Но этого не произошло т.к. не применялись рыночные, цивилизованные рычаги для создания условий поддержки и развития нашей промышленности. Все высокоразвитые страны активно регулируют деятельность экономических субъектов и, прежде всего, защищают права своих товаропроизводителей, создают им льготные условия развития. Именно предприятия-производители являются основой всей экономики, и от их деятельности зависят все сферы: торговля, финансы, социальная сфера и др. На сегодняшний день состояние наших промышленных предприятий характеризуется следующими показателями:

       За I полугодие т.г. всеми крупными и средними промышленными предприятиями области было произведено продукции на сумму 6 526 млрд.руб. (в действующих ценах), в т.ч. за июнь - 1 099 млрд.руб.

       Это составило к соответствующему периоду прошлого года 101,2% и 103,5% соответственно.

       За это время было отгружено продукции на сумму 6 441 млрд.руб., что составило 98,7% от объема товарного производства.

       На промышленных предприятиях Министерства промышленности объем промышленного производства составил 2 212,5 млрд.руб. Это 34% от продукции, произведенной всей промышленностью области. Большая часть - 98,2% этой продукции отправлена потребителям.

       Анализ работы предприятий области, проведенный на основе статистической информации, ответов предприятий на запросы министерства, а также материалы работ на предприятиях аналитических групп показывает, что, по-прежнему, главным сдерживающим фактором в развитии товарного производства остается дефицит денежных средств.

       Дефицит средств, главным образом, имеет место из-за того, что в расчетах предприятий за реализованную продукцию основную часть (более 60%) занимают бартерные операции, и только 16% составляют денежные средства.

       Рост задолженности предприятий по обязательствам другим хозяйствующим субъектам составил с начала года по дебиторской задолженности 7,5%, по кредиторской - 21%. Таким образом, товарное кредитование предприятий продолжается и имеет достаточно высокую величину (48%) в общей задолженности предприятий.

       Рост кредиторской задолженности идет в основном за счет увеличения долгов за товары и услуги. Таким образом, товарное кредитование предприятий продолжает иметь место и достигает достаточно высокой величины (49%) в общей задолженности предприятий. С начала года задолженность "за товары и услуги" возросла на 40%.

       Превышение кредиторской задолженности над дебиторской, в целом по предприятиям министерства, составляет 2,4 раза (против 1,5 раза в целом по промышленности области). Опережающий рост кредиторской задолженности обусловил устойчивое снижение коэффициента текущей ликвидности у большинства промышленных предприятий. Только 21% (42 предприятия) имеют коэффициент текущей ликвидности, равный нормативному значению - 2. Основная же масса предприятий, если не банкроты, то близки к этому.

Коэффициент ликвидности (норма 2)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                           ¦на 1.01¦на 1.04¦на 1.07
  ------------------------------------------------------------------
  1. Черная металлургия                       1,16    1,19    1,26
  2. Нефтехимическая  промышленность          0,9     0,82    0,82
  3. Машиностроение и  металлообработка       1,14    1,07    1,05
  4. Лесная, деревообрабат. и целлюлозно-
     бумажная                                 0,56    0,5     0,55
  5. Легкая промышленность                    0,96    0,87    0,78
  6. Микробиологическая                       0,99    1,02    0,67
  7. Полиграфическая                          5,97    3,94    4,23
  ------------------------------------------------------------------

       Отсутствие средств у предприятий привело к тому, что в общей задолженности - просроченная составляет 55% в кредиторской и 65% в дебиторской.

       Как недостаток современного производства, надо отметить низкую рентабельность выпускаемой продукции, которая составляет в настоящее время 1,5% против 20,2% в 1994 году. Причиной тому являются непомерно высокие затраты, с одной стороны, и цена, ограниченная спросом, с другой стороны. В результате 90 (45%) предприятий министерства выпускают убыточную продукцию.

       Предприятия Министерства с начала т.г. по результатам работы имеют всего 4,2 млрд.руб. прибыли, что составляет 16% от прибыли прошлого года.

       По итогу I полугодия т.г. капитальные вложения в объекты производственного назначения на предприятиях Министерства составили всего 45,3 млрд.руб., т.е. 2% от объема произведенной продукции, сократившись при этом по сравнению с прошлым годом почти вдвое.

Динамика изменения удельных капитальных вложений

                                                       (коп./руб.ТП)
  ------------------------------------------------------------------
                     ¦1992г.¦1993г.¦1994г.¦1995г.¦1996г.¦I пол.97 г.
  ------------------------------------------------------------------
  1. Черная
     металлургия        2,9    3,9   10,7   58,6    3,5      2,5
  2. Нефтехимическая
     промышленность     5,2    5,1    8,9    5,0    3,1      1,6
  3. Машиностроение и
     металлообработка   5,2    6,0    7,4   14,4    5,3      2,8
     в т.ч. ВПК         6,2    6,6    8,8    9,2    3,9      3,8
  4. Лесная и дерево-
     обрабатывающая     0,7    2,2    2,4    5,6    0,9      0,8
  5. Легкая
     промышленность     3,1    1,5    4,2    6,2    0,2        -
  6. Микробиологи-
     ческая            50,0   22,4   31,0    8,2    4,6        -
  7. Полиграфическая    0,6    0,8    1,2      -      -        -
  ИТОГО по
  министерству
  промышленности        4,8    5,0    7,8    9,4    3,9      2,1
  ------------------------------------------------------------------

       Анализ результатов производственно-финансовой деятельности предприятий показывает, что, в основном, амортизационные отчисления предприятий не используются по своему прямому назначению. Кроме того, производственный сектор экономики сегодня мало привлекателен для банков с позиций инвестора и кредитора.

       Задолженность в бюджет увеличилась по сравнению с началом года на 23% и составила 761,7 млрд.руб. Из нее 38% - долг в федеральный бюджет.

       Задолженность по выплате заработной платы имеют 77% предприятий Министерства.

       Основные факторы, препятствующие нормальному функционированию и развитию промышленности, состоят в следующем:

       - Отсутствует разделение понятий собственности и управления. Владение предприятием (контрольным пакетом акций) должно накладывать ответственность за развитие предприятия, умелое управление всеми имеющимися в распоряжении собственника ресурсами, особенно людскими. Обновлять и воспроизводить ресурсы, осуществлять подготовку и переподготовку персонала, сохранять и увеличивать количество рабочих мест. Собственники предприятия могут осуществлять управление предприятием либо непосредственно, либо привлекая высококвалифицированных управляющих, заинтересованных в развитии предприятия.

       Предварительный анализ структуры собственности, проведенный в целом по российским предприятиям, свидетельствует, что около 50-55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам предприятий (в основном, высшему управленческому составу), около 30-35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, от 10 до 20% акций закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности. На долю иностранных инвесторов, в среднем, приходится 5% акций (по крупнейшим российским АО эта доля достигает 30% за счет уменьшения доли российских инвесторов).

       - Недостаточное внимание уделяется вопросам стратегического планирования, достижения мировых стандартов качества, освоения новых видов продукции, проведение НИОКР, организации маркетинговых исследований и разработке сбытовой политики. В то же время, при формировании финансовой политики излишний акцент делается на получение гарантий органов власти, использование бюджетных инвестиций. Кредитные ресурсы в большинстве случаев используются на покрытие задолженности по заработной плате и налогам, что приводит к "проеданию" оборотных средств и усилению зависимости от рыночной стоимости кредитов. Собственники предприятий, по сути, разделились на две группы:

       акционеры, связывающие свое будущее с выработкой успешной стратегии развития предприятия и предпринимающие усилия по приведению структуры производства и управления в соответствие с рыночными условиями;

       акционеры, вставшие на путь фактического расхищения собственности через разнообразные механизмы перекачки капитала.

       Очевидно, что государство, обладающее 10-20% акций в промышленных акционерных обществах, имеет возможность оказать решающее влияние на формирование управленческого звена предприятий.

       - Почти полное отсутствие информации о деятельности предприятия, включая финансовую, экономическую, производственную и управленческую, затрудняет проведение анализа с целью оценки развития предприятия как бизнес-единицы, и, следовательно, усложняет процедуру привлечения капитала.

       - Сводный баланс области показывает, что дефицит финансовых ресурсов достиг в 1996 году 4,9 трлн.руб., т.е. вырос по сравнению с 1995 годом в 32 раза, общий объем капиталовложений в области сократился на 16% к 1995 году, каждое второе предприятие убыточно.

       - Отсутствует разработанный юридически и финансовообоснованный механизм и приоритеты поддержки промышленных предприятий со стороны государства.

       - Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала предприятий, их неспособность наладить эффективный механизм управления производством и сбытом в рыночных условиях.

       - Медленная оборачиваемость финансовых ресурсов, как следствие - увеличение продолжительности финансового цикла предприятий и снижение доходности, вызванное кризисом неплатежей, неденежными формами расчетов, ростом цен на энергоносители и транспортные перевозки, давлением налогового законодательства и высокой стоимостью заемных средств.

       - Отсутствие упорядоченной системы расчетов с использованием векселей и других финансовых инструментов, неконтролируемое использование в обращении ценных бумаг повышенной степени риска, способствующее, наряду с другими причинами, росту издержек производства.

       - Существующая фискальная система налогообложения не стимулирует товаропроизводителей.

       - Цены на услуги естественных монополий (энергетика, транспорт, связь), регулируемые государством.

       - Отсутствие современной системы управления качеством на большинстве промышленных предприятий, и, как следствие, неконкурентоспособность их продукции по потребительским свойствам.

       - Низкий уровень информатизации производства и торговли, недостаток информации о конъюнктуре рынков, затруднения со сбором и анализом статистических данных.

       - Недостаточная эффективность функционирования рыночной инфраструктуры, обеспечивающей свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

       - Криминализированность инфраструктуры и системы управления собственностью, в результате чего до 80% всех потребительских товаров на рынке - поддельные, и не менее 40% денежных средств области вращаются в теневой экономикой.

       - Отсутствие, как правило, здоровой нормальной конкуренции на равных условиях: у импортного товара, на практике, существуют неоправданные значительные льготы на местном рынке.

       - Слабое развитие малого и среднего производственного бизнеса.

       - Невостребованность огромного научно-технического и культурного потенциала области и, в частности, промышленной интеллектуальной собственности. Современные рыночные требования к промышленной политике, направленной на преодоление негативных факторов в наиболее концентрированном виде изложены в серии международных стандартов качества ИСО-9000, принятых Европейским Сообществом .

       Правительство исходит из того, что обеспечение реального роста промышленного производства возможно лишь в результате взаимодействия всего комплекса природных, экономических, культурных, идеологических, психологических и политических факторов, образующих понятие "социально-экономическая система".

2. Цели промышленной политики Правительства области

       2.1. Улучшение материального благосостояния и здоровья населения, повышение его доходов и жизненного уровня до стандартов экономически развитых стран.

       2.2. Восстановление, обновление и социальная переориентация промышленного потенциала, т.е. максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых, улучшение экономического положения промышленности.

       2.3. Повышение кредитного рейтинга области.

       2.4. Уменьшение социальной напряженности в трудовых коллективах, вовлечение в процессы товаропроизводства трудоспособного населения.

       2.5. Задействование мощного научного и интеллектуального потенциала области в процессы оживления промышленности.

       2.6. Обеспечение защиты и создание условий для развития местных товаропроизводителей (в том числе путем создания сети фирменной торговли).

       2.7. Создание условий для обеспечения конкурентоспособности Саратовской продукции, продвижение ее на мировой рынок.

       2.8. Создание условий для привлечения средств банков, финансовых институтов и населения в производящие сектора экономики.

       2.9. Охрана природы и улучшение экологической обстановки на промышленных предприятиях.

       2.10. Оказание всемерной помощи и поддержки здравоохранению, народному образованию и культуре области.

       2.11. Укрепление обороноспособности государства.

       2.12. Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам снижения преступности в области, защиты честного бизнеса, содействие техническому обеспечению ФСБ и войск МВД.

       2.13. Взаимодействие с другими сферами экономики области, такими как агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт и связь по вопросам обеспечения их устойчивой работы и формирования заказов для промышленности.

       2.14. Взаимодействие с другими субъектами Федерации и зарубежными странами по вопросам развития научно-технических, торговых и политических связей, формирования заказов для промышленности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»