ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ"
(2005 - 2010 ГОДЫ)
(с изменениями на 1 декабря 2010 года)
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 01.11.2006 N 155-ЗО
Закона Ульяновской области от 03.10.2007 N 145-ЗО
Закона Ульяновской области от 08.11.2007 N 183-ЗО
Закона Ульяновской области от 02.06.2008 N 88-ЗО
Закона Ульяновской области от 29.09.2009 N 139-ЗО
Закона Ульяновской области от 09.03.2010 N 13-ЗО
Закона Ульяновской области от 02.07.2010 N 92-ЗО
Закона Ульяновской области от 01.12.2010 N 201-ЗО
_______________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Молодежь" (2005 - 2010 годы) (прилагается).
Статья 2
Правительству Ульяновской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы "Молодежь" (2005 - 2010 годы).
Исполняющий обязанности
Главы администрации области
М.И.ШКАНОВ
Ульяновск
29 декабря 2004 года
N 105-ЗО
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Молодежь" (2005 - 2010 годы)"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ"
(2005 - 2010 ГОДЫ)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - областная целевая программа "Молодежь" (2005 - 2010
программы годы).
Основание для - Закон Ульяновской области от 14.11.2002 N 055-ЗО "Об
разработки основах молодежной политики в Ульяновской области";
программы Концепция государственной молодежной политики
Ульяновской области от 26.06.2003; Закон Ульяновской
области от 30.11.1999 N 039-ЗО "О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений".
Заказчик - Правительство Ульяновской области.
программы
Основной - Комитет по делам молодежи администрации Ульяновской
разработчик области.
программы
Руководитель - Министр образования.
программы
Исполнители - Министерство образования Ульяновской области;
мероприятий Департамент занятости населения
программы Ульяновской области;
Министерство труда и социального развития
Ульяновской области;
Управление внутренних дел по Ульяновской области
(по согласованию).
Цели программы - создание социально-экономических, организационных,
правовых условий и гарантий для социального
становления молодых граждан, их наиболее полной
самореализации; духовно-нравственное воспитание
молодежи.
Задачи программы - оздоровление демографической ситуации в обществе,
укрепление института молодой семьи; обеспечение
активного участия молодежи в дальнейшем развитии
общества; переход от компенсаторского к
инвестиционному механизму реализации
государственной молодежной политики.
Сроки реализации - 2005 - 2010 годы.
программы
Перечень разделов - формирование условий для гражданского становления,
программы духовно-нравственного и патриотического воспитания
молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма;
решение социально - экономических проблем молодежи;
интеллектуальное и творческое развитие молодежи;
формирование здорового образа жизни, развитие
массового молодежного спорта, молодежного, детского и
семейного отдыха; поддержка детских, молодежных и
студенческих общественных объединений;
межрегиональное и международное сотрудничество;
обеспечение реализации программы.
Объемы и - всего из областного бюджета - 144625,2 тыс. рублей.
источники
финансирования
Ожидаемые - удовлетворение потребностей молодежи в информации,
результаты необходимой для социальной защищенности в период
реализации гражданского становления; улучшение социально-бытовых
программы условий жизни молодежи; создание условий для
поддержки молодых семей, снижение числа разводов,
уровня безнадзорности среди детей и подростков;
снижение уровня социальной напряженности, безработицы
среди молодежи; обеспечение вторичной и сезонной
занятости молодежи; рост деловой активности;
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и
творческого потенциала; улучшение состояния здоровья,
снижение смертности, наркомании в молодежной среде;
снижение преступности среди молодежи; подготовка
квалифицированных пециалистов по работе с молодежью,
владеющих современными методами управленческих
технологий. Реализация программы позволит сохранить
устойчивую тенденцию роста численности молодых людей,
охваченных деятельностью молодежных общественных
объединений, числа призывников, годных к воинской
службе.
Оценка - реализация программы будет осуществлена в результате
эффективности совместной деятельности Министерства образования
реализации Ульяновской области и иных органов
программы исполнительной власти Ульяновской области,
общественных, а также федеральных организаций и
ведомств, действующих на территории Ульяновской
области. Эффективность реализации программы
определяется на основе ежегодно проводимых
социологических исследований, характеризующих
сложившуюся ситуацию в молодежной среде.
Основные индикаторы - вовлечение молодежи в общественную жизнь Ульяновской
оценки эффективности области через участие в мероприятиях, проводимых
программы исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, уполномоченным на осуществление
деятельности в сфере молодежной политики - не менее 10%
от количества молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в
2007 году; не менее 15% в 2008 году; не менее 20% в
2009 году; не менее 25% в 2010 году (в том числе в I
квартале - 20%, во II квартале - 25%, в III квартале
- 35%, в IV квартале - 20%. Поквартальное соотношение
может быть изменено в соответствии с планом работы
исполнительного органа государственной власти
Ульяновской области, уполномоченного на осуществление
деятельности в сфере молодежной политики);
вовлечение муниципальных образований Ульяновской
области в реализацию молодежной политики посредством
реализации мероприятий областного значения на
территории муниципальных образований.
В 2007 году три муниципальных образования Ульяновской
области совместно с государственным органом,
уполномоченным в сфере государственной молодежной
политики, проведут на своей территории мероприятия
областного уровня, в каждом из которых примут участие
не менее тысячи участников и зрителей. В 2008 году
пять муниципальных образований Ульяновской области
проведут на своей территории мероприятия областного
уровня, в каждом из которых примут участие не менее
тысячи участников и зрителей. В 2009 году десять
муниципальных образований Ульяновской области
проведут на своей территории мероприятия областного
уровня, в каждом из которых примут участие не менее
тысячи участников и зрителей. В 2010 году двенадцать
муниципальных образований Ульяновской области
проведут на своей территории мероприятия областного
уровня, в каждом из которых примут участие не менее
тысячи участников и зрителей; проведение конкурсов
социальных проектов приведет к повышению социальной
активности молодежи, увеличению вклада общественных
организаций в молодежную политику области,
привлечению молодежи к формированию приоритетов и
направлений молодежной политики. Будет представлено в
2007 году не менее 100 проектов, в 2008 году - не
менее 120 проектов, в 2009 году - не менее 130
проектов, в 2010 году - не менее 140 проектов. Будет
поддержано в 2007 году не менее 40 проектов, в 2008
году - не менее 45 проектов, в 2009 году - не менее
50 проектов, в 2010 году - не менее 55 проектов.
Реализацией проектов будет охвачено в 2007 году не
менее 5 тыс. человек, в 2008 году - не менее 6 тыс.
человек, в 2009 году - не менее 7 тыс. человек, в
2010 году - не менее 8 тыс. человек;
межрегиональным и международным молодежным
сотрудничеством будет охвачено в 2007 году не менее
200 человек, в 2008 году - не менее 250 человек, в
2009 году - не менее 300 человек, в 2010 году - не
менее 400 человек.
Организация - контроль за исполнением программы осуществляется в
контроля за установленном у порядке Правительством Ульяновской
исполнением области.
программы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Актуальность областной целевой программы "Молодежь" (2005 - 2010 годы) (далее - Программа) продиктована прежде всего необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан.
Программа призвана скоординировать имеющийся опыт участия органов государственной власти, общественных объединений (в том числе молодежных и детских) в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития, адаптации к самостоятельной жизни, обеспечения защиты прав и законных интересов молодежи.
На 1 января 2004 года в Ульяновской области проживали 367,5 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляло 26% от общей численности городского населения, в сельской местности - 23% от общего числа сельского населения.
В период выполнения областной целевой программы "Молодежь" (2001 - 2004 годы) муниципальными и областными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи были заложены организационные основы государственной молодежной политики в Ульяновской области, отработаны механизмы ее реализации. В целях создания единой системы управления процессом реализации молодежной политики, улучшения работы аппарата органов управления по делам молодежи, выявления поддержки и формирования резерва управленческих кадров, а также в связи с необходимостью апробации различных форм взаимодействия с местными органами самоуправления и в соответствии с Уставом Ульяновской области, Законом Ульяновской области от 18.09.1996 N 006-ЗО "Об организации местного самоуправления в Ульяновской области", постановлением Главы администрации области от 02.11.2001 N 164 "О некоторых мерах, направленных на повышение эффективности реализации молодежной политики в Ульяновской области" главам городов и районов области было рекомендовано заключить с Комитетом по делам молодежи администрации области соглашение о совместной деятельности по реализации молодежной политики, что позволило выстроить систему взаимодействия органов по делам молодежи городов и районов области. 14 ноября 2002 года был принят Закон Ульяновской области "Об основах молодежной политики в Ульяновской области", что дало возможность определить общие принципы создания организационных и социально-экономических механизмов осуществления молодежной политики.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по улучшению положения молодежи в области, в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности молодых людей сохраняется много вопросов, требующих решения на государственном уровне. Особенности социально-психологического самочувствия и поведения современной молодежи обуславливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации. Требуют совершенствования и развития система нравственного воспитания молодежи и организация досуговых мероприятий, а с учетом потребностей современного общества - развитие молодежных центров.
В условиях становления гражданского общества и правового государства гражданское воспитание является центральным звеном всей воспитательной работы. Однако анализ содержания программ по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи и реализации мероприятий в этой сфере показывает недостаточность, а порой и ограниченность подходов к формированию гражданственности у подрастающего поколения. Наряду с этим происходит смещение в понимании задач патриотического воспитания: формирование патриотического чувства подменяется мероприятиями военно-патриотической тематики, в рамках которой доминирует военно-техническая подготовка призывников. Тем самым снижается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения.
Экологические и социально-психологические факторы, интенсивность которых в последние годы не снижается, отрицательно сказываются на здоровье молодых людей и подростков. Одной из причин снижения показателей их здоровья является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья подростков и молодежи, адаптацию к изменениям социальной, экономической, экологической, образовательной среде. Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков и молодежи требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Особо нуждаются в поддержке молодые семьи. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Так, из общего числа молодых семей 800 состоят на учете в местных муниципалитетах и нуждаются в улучшении жилищных условий, из них 228 проживают в городе и 572 в сельской местности. Особенно актуален данный вопрос для молодых семей и молодых граждан, не имеющих значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеющих устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выплат по кредиту. В связи с этим разработана областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы", утвержденная Законом Ульяновской области от 4 апреля 2006 года N 41-ЗО, в рамках которой предусматривается формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На особом контроле органов занятости находится вопрос о трудоустройстве незащищенных слоев населения, куда входит и молодежь. Организация студенческих отрядов - одна из оптимальных форм молодежной занятости, поскольку система эта самоорганизующаяся, самостабилизирующаяся. Государственным учреждением "Областной молодежный центр занятости" (ОМЦЗ) за лето 2004 года были трудоустроены более 900 человек. Из них 550 работали вожатыми, 250 - в сервисных отрядах, 40 - на стройплощадках, 70 - в сельхзотрядах.
За 2003 год в ОМЦЗ обратились 3579 молодых граждан, из них выпускников - 412, подростков 14 - 17 лет - 1300, студентов - 550, рабочих - 492, служащих - 287, безработных, не имеющих образования, - 538. Трудоустроены 2489 человек, из них: выпускников - 152, подростков - 1300, студентов - 550, рабочих - 182, служащих - 106, безработных, не имеющих образования, - 199.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала области необходима разработка системы выявления одаренной учащейся, студенческой и рабочей молодежи, создание равных стартовых условий, обеспечение максимального раскрытия возможностей каждого молодого человека, обеспечение их всестороннего развития и образования.
В государственных вузах Ульяновской области на 1 октября 2003 года на дневной форме обучались 24000 студентов, из них на бюджетной основе - 14631. При сохранении общего числа студентов, обучающихся на бюджетной основе, значительно расширены возможности для получения высшего профессионального образования на коммерческой основе.
Качественно улучшился профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, что значительно повышает уровень знаний, получаемых студентами. Данный факт подтверждается ростом рейтинга ведущих вузов области среди высших учебных заведений Российской Федерации. Внедрение принципа непрерывного профессионального образования занимает особое место в развитии высшей школы.
Следует отметить и тот факт, что существует острая необходимость развития системы информирования молодежи о своих правах и возможностях. Необходима также информация широкой общественности о реализации молодежной политики в Ульяновской области. Для обеспечения доступной актуальной информации целесообразно развитие информационных центров.