ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2006 - 2008 ГОДЫ)"

(с изменениями на 4 мая 2008 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 04.09.2007 N 115-ЗО
     Закона Ульяновской области от 04.05.2008 N 61-ЗО
____________________________________________________________________

     
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
26 октября 2006 года


Утвердить областную целевую программу "Реформирование региональных и муниципальных финансов Ульяновской области (2006 - 2008 годы)" (прилагается).

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

Ульяновск
3 ноября 2006 года
N 174-ЗО




Утверждена
Законом
Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Реформирование
региональных и муниципальных
финансов Ульяновской области
(2006 - 2008 годы)"

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2006 - 2008 ГОДЫ)"

     

Наименование            - областная     целевая    программа  "Реформирование
Программы                 региональных и  муниципальных  финансов Ульяновской
реформирования            области (2006  -  2008 годы)"   (далее  - Программа
                          реформирования).

Основание               - постановление Правительства Российской Федерации от
для разработки            05.01.2005   N   2, приказ   Министерства  финансов
Программы                 Российской   Федерации    от     01.09.2006  N  296,
реформирования            распоряжение  Губернатора  Ульяновской  области  от
                          25.04.2006 N 261-р.

Заказчик                - Правительство           Ульяновской        области.
Программы
реформирования

Разработчик             - Департамент   финансов       Ульяновской    области.
Программы
реформирования

Цели Программы          - повышение уровня   социально-экономического  развития
реформирования            Ульяновской области;
                          реализация  положений   реформы    бюджетной  системы
                          Российской Федерации;
                          улучшение   качества    администрирования   бюджетной
                          системы региона, повышение ее прозрачности и качества
                          планирования.

Задачи Программы        - обеспечение  долгосрочной сбалансированности бюджетной
реформирования            системы             Ульяновской               области;
                          модернизация   бюджетного     процесса,   связанная  с
                          внедрением    новых       информационных    технологий,
                          позволяющих    обеспечить    более     высокий  уровень
                          финансового   планирования   и  финансового   контроля;
                          внедрение  передовых   методов   управления  финансами,
                          включая   переход    к     принципам    бюджетирования,
                          ориентированного на результат;
                          внедрение   системы    стандартизации   предоставляемых
                          бюджетных   услуг    и    среднесрочного    финансового
                          планирования;
                          законодательное  разграничение  расходных  полномочий и
                          доходных   источников   между   областным  и   местными
                          бюджетами,  совершенствование  механизма  распределения
                          финансовой        помощи         местным      бюджетам;
                          обеспечение    реалистичности     областного    бюджета
                          Ульяновской    области,     безусловное      выполнение
                          обязательств перед бюджетополучателями  и  кредиторами;
                          создание условий для увеличения  доходной  базы бюджета
                          Ульяновской   области,    совершенствование  механизмов
                          эффективного  управления   государственным  имуществом.

Сроки реализации        - 2006 - 2008 годы.
Программы
реформирования

Перечень основных       - реформа  бюджетного   процесса и управления расходами;
направлений реализации    внедрение    принципов      бюджетного   планирования,
Программы                 ориентированного            на              результат;
реформирования            проведение          административной          реформы;
                          реформирование   государственного  сектора  экономики;
                          совершенствование         системы          инвестиций;
                          создание   условий   для   развития   доходной   базы
                          Ульяновской области;
                          совершенствование           долговой         политики;
                          совершенствование        межбюджетных       отношений.

Исполнители             - Правительство   Ульяновской   области,   Министерство
Программы                 финансов   Ульяновской   области,  научные   и   иные
реформирования            организации,  привлекаемые   Министерством   финансов
                          Ульяновской   области     на     конкурсной    основе.

Объемы и источники      - 38,78  млн.  рублей  -  средства  областного  бюджета
финансирования            Ульяновской области (2006 год - 3 млн.  рублей,  2007
Программы                 год  -  15,73   млн.  рублей,  2008 год  -  20,05 млн.
реформирования            рублей);
                          155,1 млн. рублей - софинансирование за  счет средств
                          федерального  бюджета   (субсидии  на  реформирование
                          региональных  и  муниципальных  финансов:  2007 год -
                          74,9 млн.  рублей,  2008  год  -  80,2   млн. рублей).

Ожидаемые результаты    - совершенствование     нормативной     правовой    базы
реализации Программы      Ульяновской   области    по    основным   направлениям
реформирования            реформирования региональных  и  муниципальных финансов
                          Ульяновской области;
                          утверждение порядка   и   плана   перевода   бюджетных
                          организаций и учреждений, предоставляющих   социальные
                          услуги, в форму негосударственных организаций и  формы
                          типового контракта;
                          отсутствие прироста  просроченной   задолженности (за
                          исключением    кредиторской)       и     кредиторской
                          задолженности;
                          прохождение  независимой  экспертизы  всех   проектов
                          законов  в  финансово - бюджетной  и  налоговой сфере;
                          кредиторская     задолженность       не     превышает
                          среднемесячных расходов;
                          формирование расходов на  очередной  финансовый год с
                          учетом    результатов     оценки      потребности   в
                          предоставлении     бюджетных                   услуг;
                          законодательное   утверждение   стандартов   качества
                          предоставления бюджетных  услуг  по  видам  бюджетных
                          услуг   (культура,   образование  ,   здравоохранение,
                          социальная политика);
                          доля  расходов,  формируемых  в  рамках  ведомственных
                          программ, составит не менее 50%  расходов бюджета (без
                          учета   субвенций    на    исполнение   делегированных
                          полномочий);
                          соответствие  фактических  результатов,  достигнутых в
                          рамках региональных целевых программ,  не менее 70% от
                          запланированных;
                          отклонение параметров закона об  областном  бюджете на
                          очередной финансовый год от  параметров,  утвержденных
                          на среднесрочную  перспективу  (не  менее чем два года
                          назад), не превысит 20%;
                          все   расходы   бюджета  области    и    муниципальных
                          образований   регулируются   нормативными    правовыми
                          актами     Ульяновской      области     (муниципальных
                          образований);
                          организация курсов  повышения квалификации не реже чем
                          раз в три года,  не  менее  чем  для  50%  работников;
                          средний  по  Ульяновской  области  фактический уровень
                          платежей   граждан    за    предоставляемые   жилищно-
                          коммунальные   услуги    составит    не    менее  95%;
                          в расходах областного бюджета за  последний  отчетный
                          год  отсутствие  расходов  на  инвестиционные проекты,
                          удовлетворяющие условиям для  досрочного  прекращения
                          их реализации;
                          в расходах областного бюджета за  последний  отчетный
                          год  отсутствие   расходов  на  новые  инвестиционные
                          проекты, по которым эксплуатационные  расходы будущих
                          периодов  превышают  положительный  финансовый эффект
                          от их реализации;
                          объем  дебиторской   задолженности,   рассроченных  и
                          отсроченных   платежей   не    превысит   3%  доходов
                          областного бюджета за последний  отчетный  финансовый
                          год;
                          объем налоговых  льгот  составит  менее  5% налоговых
                          доходов областного бюджета  за последний отчетный год;
                          рост  доли  продукции  малого  предпринимательства  в
                          общем объеме  промышленного  производства  региона за
                          последний       отчетный           финансовый     год;
                          обеспечение   публичности   информации   об  объектах,
                          находящихся   в      государственной    собственности
                          Ульяновской области;
                          утверждение  системы    критериев    для   сохранения
                          государственных  унитарных  предприятий и организаций,
                          доли   уставного   капитала   в  которых  принадлежат
                          Ульяновской  области,   предусматривающих  сохранение
                          участия с долей области не ниже 25% на  основе оценки
                          бюджетной       и        социальной    эффективности;
                          все операции по  долговым  обязательствам в последнем
                          отчетном году полностью  соответствуют  установленной
                          процедуре;
                          все гарантии, выданные  в  последнем  отчетном  году,
                          полностью   соответствуют   установленной  процедуре;
                          в последнем отчетном году не менее  80%  расходов на
                          предоставление финансовой  помощи  осуществлялось по
                          утвержденным методикам;
                          законодательное  утверждение  порядка  формирования,
                          распределения   и   расходования    средств   фонда
                          муниципального развития;
                          отсутствие     просроченной      задолженности    по
                          предоставленным          бюджетным         кредитам;
                          утверждение      порядка    применения   результатов
                          мониторинга оценки качества  управления  финансами и
                          платежеспособности  муниципальных   образований  при
                          предоставлении            финансовой          помощи.

Контроль за             - контроль  за  реализацией  Программы  реформирования
реализацией Программы     осуществляется  Правительством  Ульяновской  области.
реформирования

1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ


Концепция Программы реформирования предполагает комплексную реализацию системы направлений и мероприятий, обеспечивающих достижение главных целей Программы реформирования:

повышение уровня социально-экономического развития Ульяновской области;

модернизация системы управления и повышение эффективности функционирования административного ресурса региона;

переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат.

Комплексность Программы реформирования позволит обеспечить повышение эффективности и качества функционирования бюджетной системы Ульяновской области в целом.

Концепция Программы реформирования предусматривает механизм ее реализации и инструменты оценки полученных результатов. В документе приводится краткая характеристика социально-экономического положения Ульяновской области и анализ проблем бюджетной системы региона, дается обоснование необходимости проведения реформы региональных и муниципальных финансов области. В концепции определены цели и задачи Программы реформирования, также приводится описание базового состояния, этапов реализации и ожидаемых результатов Программы реформирования.

1.1. Обоснование необходимости проведения реформы

1.1.1. Краткая характеристика социально-экономического
положения Ульяновской области

     

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. Входит в Приволжский федеральный округ и относится к Поволжскому экономическому району. Образована 19 января 1943 года. Граничит на западе с Пензенской областью и Республикой Мордовия, на севере - с Чувашской Республикой и Татарстаном, на востоке - с Самарской областью, на юге - с Саратовской областью. Расстояние от Ульяновска до Москвы 875 км. Площадь составляет 37,3 тыс. кв. км. Население - 1329,7 тыс. человек. Административный центр - город Ульяновск (623 тыс. человек).

В состав области входят 21 сельский район, 6 городов, в том числе 4 городских округа, 30 поселков городского типа, 142 поселения. Для региона характерны существенные внутритерриториальные диспропорции в социально-экономическом развитии.

Государственную власть в Ульяновской области осуществляют: Законодательное Собрание Ульяновской области, Губернатор Ульяновской области, Правительство Ульяновской области.

Территория Ульяновской области разделена рекой Волгой на возвышенное правобережье (около 3/4 территории) и низменное левобережье. Правобережную часть составляет Приволжская возвышенность (высота до 363 метров) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами; левобережная (Заволжская) - относительно пологая равнина.

Ульяновская область располагает относительно развитой минерально-сырьевой базой: месторождения нефти, строительных материалов (стекольное, цементное, кремнистое и карбонатное сырье, сырье для грубой керамики), месторождения торфа. Имеются достаточные запасы подземных вод, в том числе лечебно-столовых и минеральных.

Через область проходят авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации общероссийского значения. Территорию области пересекают линии: Рязань - Инза - Ульяновск - Димитровград - Уфа и Пенза - Сызрань, Инза - Сызрань, участок магистрали Казань - Волгоград. Протяженность судоходных путей по реке Волге более 200 км. Автомобильный транспорт играет значимую роль во внутриобластных перевозках. Общая протяженность железнодорожных путей - 729 км, протяженность автомобильных дорог - 7840 км. Важное значение имеет водный транспорт. Крупные речные порты области - Ульяновск и Сенгилей, имеющие прямой выход к Каспийскому морю, а через Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы - к Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям. На территории области два аэропорта: "Ульяновск-Восточный", имеющий статус международного, и "Ульяновск-Центральный".

Ульяновская область обладает благоприятными природно-климатическими условиями, выгодным экономико-географическим, транспортным положением, мощной промышленной базой, научно-исследовательским потенциалом - факторами, обуславливающими устойчивое развитие региона.

Несмотря на существующий потенциал, Ульяновская область относится к числу субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, занимает отстающие позиции среди регионов Приволжского федерального округа (таблица 1).

                                                                              Таблица 1

ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2005 ГОД)

Показатели                     

Ульяновская
область  

Российская
Федерация

Приволжский
федеральный
округ   

значение  

ранг   

ранг    

1                         

2     

3     

4     

Производственный блок                                 

Валовой региональный продукт (ВРП) (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей)

71,78   

60    

11     

Объем внешнеторгового оборота на душу населения (млн. долларов США)

0,2    

73    

11     

Финансовая обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей)

12,34   

79    

12     

Общий объем розничного товарооборота и платных услуг (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей)

48,1    

44    

6     

Ресурсно-инфраструктурный блок

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей)

7,84   

72    

14     

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике (% к общей численности занятых в экономике)

9,06   

37    

8     

Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. рублей)

210,75   

43    

10     

Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля)

21,64   

42    

11     

Социальный блок

Уровень регистрируемой безработицы (% к экономически активному населению)

3,1    

28    

1     

Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума

1,76   

66    

9     

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%)

28,5    

16    

4     

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1000 детей дошкольного возраста)

65      

53    

13     

Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10000 человек населения)

132,78   

22    

7     

Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10000 человек населения)

165,4    

34    

6     

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (число посещений за смену на10000 человек)

245,8    

43    

5     

Комплексная оценка                                  

67    

14     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»