ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2006 - 2008 ГОДЫ)"
(с изменениями на 4 мая 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 04.09.2007 N 115-ЗО
Закона Ульяновской области от 04.05.2008 N 61-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
26 октября 2006 года
Утвердить областную целевую программу "Реформирование региональных и муниципальных финансов Ульяновской области (2006 - 2008 годы)" (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Ульяновск
3 ноября 2006 года
N 174-ЗО
Утверждена
Законом
Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Реформирование
региональных и муниципальных
финансов Ульяновской области
(2006 - 2008 годы)"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2006 - 2008 ГОДЫ)"
Наименование - областная целевая программа "Реформирование
Программы региональных и муниципальных финансов Ульяновской
реформирования области (2006 - 2008 годы)" (далее - Программа
реформирования).
Основание - постановление Правительства Российской Федерации от
для разработки 05.01.2005 N 2, приказ Министерства финансов
Программы Российской Федерации от 01.09.2006 N 296,
реформирования распоряжение Губернатора Ульяновской области от
25.04.2006 N 261-р.
Заказчик - Правительство Ульяновской области.
Программы
реформирования
Разработчик - Департамент финансов Ульяновской области.
Программы
реформирования
Цели Программы - повышение уровня социально-экономического развития
реформирования Ульяновской области;
реализация положений реформы бюджетной системы
Российской Федерации;
улучшение качества администрирования бюджетной
системы региона, повышение ее прозрачности и качества
планирования.
Задачи Программы - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной
реформирования системы Ульяновской области;
модернизация бюджетного процесса, связанная с
внедрением новых информационных технологий,
позволяющих обеспечить более высокий уровень
финансового планирования и финансового контроля;
внедрение передовых методов управления финансами,
включая переход к принципам бюджетирования,
ориентированного на результат;
внедрение системы стандартизации предоставляемых
бюджетных услуг и среднесрочного финансового
планирования;
законодательное разграничение расходных полномочий и
доходных источников между областным и местными
бюджетами, совершенствование механизма распределения
финансовой помощи местным бюджетам;
обеспечение реалистичности областного бюджета
Ульяновской области, безусловное выполнение
обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
создание условий для увеличения доходной базы бюджета
Ульяновской области, совершенствование механизмов
эффективного управления государственным имуществом.
Сроки реализации - 2006 - 2008 годы.
Программы
реформирования
Перечень основных - реформа бюджетного процесса и управления расходами;
направлений реализации внедрение принципов бюджетного планирования,
Программы ориентированного на результат;
реформирования проведение административной реформы;
реформирование государственного сектора экономики;
совершенствование системы инвестиций;
создание условий для развития доходной базы
Ульяновской области;
совершенствование долговой политики;
совершенствование межбюджетных отношений.
Исполнители - Правительство Ульяновской области, Министерство
Программы финансов Ульяновской области, научные и иные
реформирования организации, привлекаемые Министерством финансов
Ульяновской области на конкурсной основе.
Объемы и источники - 38,78 млн. рублей - средства областного бюджета
финансирования Ульяновской области (2006 год - 3 млн. рублей, 2007
Программы год - 15,73 млн. рублей, 2008 год - 20,05 млн.
реформирования рублей);
155,1 млн. рублей - софинансирование за счет средств
федерального бюджета (субсидии на реформирование
региональных и муниципальных финансов: 2007 год -
74,9 млн. рублей, 2008 год - 80,2 млн. рублей).
Ожидаемые результаты - совершенствование нормативной правовой базы
реализации Программы Ульяновской области по основным направлениям
реформирования реформирования региональных и муниципальных финансов
Ульяновской области;
утверждение порядка и плана перевода бюджетных
организаций и учреждений, предоставляющих социальные
услуги, в форму негосударственных организаций и формы
типового контракта;
отсутствие прироста просроченной задолженности (за
исключением кредиторской) и кредиторской
задолженности;
прохождение независимой экспертизы всех проектов
законов в финансово - бюджетной и налоговой сфере;
кредиторская задолженность не превышает
среднемесячных расходов;
формирование расходов на очередной финансовый год с
учетом результатов оценки потребности в
предоставлении бюджетных услуг;
законодательное утверждение стандартов качества
предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных
услуг (культура, образование , здравоохранение,
социальная политика);
доля расходов, формируемых в рамках ведомственных
программ, составит не менее 50% расходов бюджета (без
учета субвенций на исполнение делегированных
полномочий);
соответствие фактических результатов, достигнутых в
рамках региональных целевых программ, не менее 70% от
запланированных;
отклонение параметров закона об областном бюджете на
очередной финансовый год от параметров, утвержденных
на среднесрочную перспективу (не менее чем два года
назад), не превысит 20%;
все расходы бюджета области и муниципальных
образований регулируются нормативными правовыми
актами Ульяновской области (муниципальных
образований);
организация курсов повышения квалификации не реже чем
раз в три года, не менее чем для 50% работников;
средний по Ульяновской области фактический уровень
платежей граждан за предоставляемые жилищно-
коммунальные услуги составит не менее 95%;
в расходах областного бюджета за последний отчетный
год отсутствие расходов на инвестиционные проекты,
удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения
их реализации;
в расходах областного бюджета за последний отчетный
год отсутствие расходов на новые инвестиционные
проекты, по которым эксплуатационные расходы будущих
периодов превышают положительный финансовый эффект
от их реализации;
объем дебиторской задолженности, рассроченных и
отсроченных платежей не превысит 3% доходов
областного бюджета за последний отчетный финансовый
год;
объем налоговых льгот составит менее 5% налоговых
доходов областного бюджета за последний отчетный год;
рост доли продукции малого предпринимательства в
общем объеме промышленного производства региона за
последний отчетный финансовый год;
обеспечение публичности информации об объектах,
находящихся в государственной собственности
Ульяновской области;
утверждение системы критериев для сохранения
государственных унитарных предприятий и организаций,
доли уставного капитала в которых принадлежат
Ульяновской области, предусматривающих сохранение
участия с долей области не ниже 25% на основе оценки
бюджетной и социальной эффективности;
все операции по долговым обязательствам в последнем
отчетном году полностью соответствуют установленной
процедуре;
все гарантии, выданные в последнем отчетном году,
полностью соответствуют установленной процедуре;
в последнем отчетном году не менее 80% расходов на
предоставление финансовой помощи осуществлялось по
утвержденным методикам;
законодательное утверждение порядка формирования,
распределения и расходования средств фонда
муниципального развития;
отсутствие просроченной задолженности по
предоставленным бюджетным кредитам;
утверждение порядка применения результатов
мониторинга оценки качества управления финансами и
платежеспособности муниципальных образований при
предоставлении финансовой помощи.
Контроль за - контроль за реализацией Программы реформирования
реализацией Программы осуществляется Правительством Ульяновской области.
реформирования
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Концепция Программы реформирования предполагает комплексную реализацию системы направлений и мероприятий, обеспечивающих достижение главных целей Программы реформирования:
повышение уровня социально-экономического развития Ульяновской области;
модернизация системы управления и повышение эффективности функционирования административного ресурса региона;
переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат.
Комплексность Программы реформирования позволит обеспечить повышение эффективности и качества функционирования бюджетной системы Ульяновской области в целом.
Концепция Программы реформирования предусматривает механизм ее реализации и инструменты оценки полученных результатов. В документе приводится краткая характеристика социально-экономического положения Ульяновской области и анализ проблем бюджетной системы региона, дается обоснование необходимости проведения реформы региональных и муниципальных финансов области. В концепции определены цели и задачи Программы реформирования, также приводится описание базового состояния, этапов реализации и ожидаемых результатов Программы реформирования.
1.1. Обоснование необходимости проведения реформы
1.1.1. Краткая характеристика социально-экономического
положения Ульяновской области
Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. Входит в Приволжский федеральный округ и относится к Поволжскому экономическому району. Образована 19 января 1943 года. Граничит на западе с Пензенской областью и Республикой Мордовия, на севере - с Чувашской Республикой и Татарстаном, на востоке - с Самарской областью, на юге - с Саратовской областью. Расстояние от Ульяновска до Москвы 875 км. Площадь составляет 37,3 тыс. кв. км. Население - 1329,7 тыс. человек. Административный центр - город Ульяновск (623 тыс. человек).
В состав области входят 21 сельский район, 6 городов, в том числе 4 городских округа, 30 поселков городского типа, 142 поселения. Для региона характерны существенные внутритерриториальные диспропорции в социально-экономическом развитии.
Государственную власть в Ульяновской области осуществляют: Законодательное Собрание Ульяновской области, Губернатор Ульяновской области, Правительство Ульяновской области.
Территория Ульяновской области разделена рекой Волгой на возвышенное правобережье (около 3/4 территории) и низменное левобережье. Правобережную часть составляет Приволжская возвышенность (высота до 363 метров) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами; левобережная (Заволжская) - относительно пологая равнина.
Ульяновская область располагает относительно развитой минерально-сырьевой базой: месторождения нефти, строительных материалов (стекольное, цементное, кремнистое и карбонатное сырье, сырье для грубой керамики), месторождения торфа. Имеются достаточные запасы подземных вод, в том числе лечебно-столовых и минеральных.
Через область проходят авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации общероссийского значения. Территорию области пересекают линии: Рязань - Инза - Ульяновск - Димитровград - Уфа и Пенза - Сызрань, Инза - Сызрань, участок магистрали Казань - Волгоград. Протяженность судоходных путей по реке Волге более 200 км. Автомобильный транспорт играет значимую роль во внутриобластных перевозках. Общая протяженность железнодорожных путей - 729 км, протяженность автомобильных дорог - 7840 км. Важное значение имеет водный транспорт. Крупные речные порты области - Ульяновск и Сенгилей, имеющие прямой выход к Каспийскому морю, а через Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы - к Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям. На территории области два аэропорта: "Ульяновск-Восточный", имеющий статус международного, и "Ульяновск-Центральный".
Ульяновская область обладает благоприятными природно-климатическими условиями, выгодным экономико-географическим, транспортным положением, мощной промышленной базой, научно-исследовательским потенциалом - факторами, обуславливающими устойчивое развитие региона.
Несмотря на существующий потенциал, Ульяновская область относится к числу субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, занимает отстающие позиции среди регионов Приволжского федерального округа (таблица 1).
Таблица 1
ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2005 ГОД)
Показатели | Ульяновская | Российская | Приволжский |
значение | ранг | ранг | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Производственный блок | |||
Валовой региональный продукт (ВРП) (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей) | 71,78 | 60 | 11 |
Объем внешнеторгового оборота на душу населения (млн. долларов США) | 0,2 | 73 | 11 |
Финансовая обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей) | 12,34 | 79 | 12 |
Общий объем розничного товарооборота и платных услуг (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. рублей) | 48,1 | 44 | 6 |
Ресурсно-инфраструктурный блок | |||
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей) | 7,84 | 72 | 14 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике (% к общей численности занятых в экономике) | 9,06 | 37 | 8 |
Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. рублей) | 210,75 | 43 | 10 |
Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) | 21,64 | 42 | 11 |
Социальный блок | |||
Уровень регистрируемой безработицы (% к экономически активному населению) | 3,1 | 28 | 1 |
Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума | 1,76 | 66 | 9 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%) | 28,5 | 16 | 4 |
Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1000 детей дошкольного возраста) | 65 | 53 | 13 |
Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10000 человек населения) | 132,78 | 22 | 7 |
Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10000 человек населения) | 165,4 | 34 | 6 |
Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (число посещений за смену на10000 человек) | 245,8 | 43 | 5 |
Комплексная оценка | |||
67 | 14 |