Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 января 2011 г. N 38
"Об утверждении Инновационного меморандума
 Республики Татарстан на 2011-2013 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 17.05.2014 N 328, вступившего в силу с 17 мая 2014 года.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 10 сентября 2011 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 сентября 2011 г. N 757

____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы.

2. Предложить субъектам инновационной деятельности (технопарковым структурам, венчурным фондам, учреждениям высшего профессионального образования, научно-исследовательским организациям, организациям, курирующим вопросы учета, хранения, охраны и управления результатами научно-технической деятельности) ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу информацию по показателям, указанным в Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2011-2013 годы.

3. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу ежегодно осуществлять мониторинг исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров и до 1 июня года, следующего за отчетным, направлять сводные итоги в Министерство экономики Республики Татарстан.

4. Министерству экономики Республики Татарстан ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, обеспечить публикацию результатов мониторинга исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров в Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Инновационный меморандум
Республики Татарстан на 2011-2013 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 24 января 2011 г. N 38)

     
1. Общие положения


1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".

1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан, в том числе:

повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;

достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;

интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;

стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов. Содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.

1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.

1.4. Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и иных субъектов инновационной деятельности, определенных Законом Республики Татарстан 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".

1.5. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".


2. Направления государственного регулирования
инновационной деятельности в Республике Татарстан


Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:

развитие и совершенствование деятельности системы рыночных институтов, способствующих формированию инновационно восприимчивой и инновационно ориентированной экономической среды, характерными особенностями которой являются динамичные зарождение и диффузия технологических и управленческих нововведений;

перераспределение активов республики с их последующей концентрацией на "прорывных" направлениях развития экономики;

последовательная реализация налоговых инициатив, направленных на достижение и поддержание перманентно высокого уровня деловой активности в инновационной сфере;

совершенствование механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов;

создание механизмов привлечения финансовых ресурсов в производственные инвестиции;

организация предоставления доступного кредита через венчурные фонды для инновационно активных организаций;

повышение эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры;

снижение административных барьеров, препятствующих интенсификации предпринимательской активности в инновационной сфере;

создание и развитие единой системы государственного учета исследований и разработок, осуществляемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе переход к централизованному планированию государственных расходов на исследования и разработки;

концентрация властных полномочий по проведению государственной инновационной политики в едином центре ответственности.


3. Приоритетные направления инновационного
 развития экономики Республики Татарстан


Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан, определяемыми настоящим Меморандумом, являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной ("умной") экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Реализация указанных направлений осуществляется посредством:

повышения эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных;

модернизации и диверсификации нефтехимического комплекса, существенного расширения номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции;

модернизации и развития машиностроительного комплекса, формирования современного автомобильного кластера, обеспечивающих производство высокотехнологичных видов машин и оборудования;

внедрения новых, совершенствования и расширения применения существующих информационных технологий, увеличения охвата и развития глобальных общедоступных информационных сетей, разработки современного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для нужд экономики;

развития применения космических технологий, расширения использования возможностей современной высокоточной космической навигации, совершенствования наземной инфраструктуры передачи всех видов информации;

развития производства медицинского оборудования, формирования высокоэффективного фармацевтического кластера для обеспечения населения республики современными формами лекарственных средств;

формирования биотехнологического кластера, обеспечивающего широкомасштабное внедрение современных биотехнологий и продуктов в ключевые отрасли народного хозяйства;

создания и развития наноиндустрии в целях обеспечения опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе разработки и внедрения современных технологий и материалов в экономическую систему, повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования новых поколений материалов и технологий;

формирования полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности.


4. Приоритетные программы и проекты



4.1. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для реализации и финансирования в 2011-2013 годах:

План совместных действий Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и Республики Татарстан по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, утвержденный Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым и заместителем генерального директора Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" А.Г. Свинаренко 31.08.2010 года;

Комплексная программа проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 года, одобренная на расширенном заседании Координационного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Республикой Татарстан 20 ноября 2009 года;

целевая программа "Развитие биотехнологий в Республике Татарстан на 2010-2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2010 N 180;

Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2010 N 275;

Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 N 763;

долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604;

Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151.

4.2. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки и утверждения в 2011-2013 годах:

республиканская целевая инновационная программа;

республиканская программа "Государственная система научно-технической информации Республики Татарстан";

республиканская программа "Формирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан";

целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Республики Татарстан на 2011-2020 годы и на дальнейшую перспективу".

4.3. Мероприятия, направленные на поддержку инновационных проектов:

Республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" (в соответствии с решением Попечительского совета Государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" от 1 июля 2005 года);

Программа инновационных проектов "Идея - 1000" (в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве, подписанного между Государственной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан", Государственной некоммерческой организацией "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд Бортника) и ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея");

формирование Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 N 133;

формирование государственного заказа на прикладные научные исследования и разработки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2009 N 797.

4.4. Приоритетные инновационные инфраструктурные проекты в 2011-2013 годах:

Центр наноразмерных технологий на базе ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея";

вторая очередь парка высоких технологий на территории Технополиса "Химград";

тиражирование опыта "Сколково" (создание "Иннограда" на территории Республики Татарстан).


5. Макроэкономические ориентиры инновационной
 политики Республики Татарстан


Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:

N
п/п

Наименование показателя

Прогнозные значения

2011 год

2012 год

2013 год

1. Интеллектуальный капитал

1.1.

Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс.человек населения

110,5

113,7

115,2

1.2.

Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс.человек населения

34,1

35,5

36,2

1.3.

Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов

67,0

68,0

69,5

1.4.

Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов

не менее 92,0

не менее 92,0

не менее 92,0

1.5.

Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 100 тыс. человек), штук

12,5

13,7

14,2

2. Инновационный потенциал организаций

2.1.

Число организаций, имеющих инновационный потенциал (в соответствии с установленными критериями, определяющими наличие предпосылок к возникновению инноваций), единиц

210

230

240

2.2.

Число предприятий, реализовавших инновационный потенциал и перешедших в категорию инновационо-активных, единиц

15

20

25

2.3.

Удельный вес предприятий, сохранивших за собой статус инновационно-потенциальных в течение 3 последних лет, в общем количестве инновационно-потенциальных предприятий, процентов

30,0

33,0

35,0

3. Финансовые вложения в науку и создание инноваций

3.1.

Государственные расходы на образование, в процентах к валовому региональному продукту

3,5

3,7

4,0

3.2.

Расходы на научные исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту

0,75

0,9

1,05

3.3.

Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов

30,0

33,0

35,0

3.4.

Расходы на информационно-коммуникационные технологии, в процентах к валовому региональному продукту

1,1

1,5

1,7

3.5.

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, в процентах к валовому региональному продукту

3,0

3,3

3,5

3.6.

Доля закупаемой инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в общем объеме государственных закупок, процентов

5,0

7,0

10,0

4. Результаты инновационной деятельности

4.1.

Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов

14,9

15,3

16,1

4.2.

Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов

18,0

18,9

19,5

4.3.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активными предприятиями, процентов

27,0

29,5

31,5

4.4.

Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов

22,8

23,5

24,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»