Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 января 2011 г. N 38
"Об утверждении Инновационного меморандума
Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 17.05.2014 N 328, вступившего в силу с 17 мая 2014 года.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 сентября 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 сентября 2011 г. N 757
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы.
2. Предложить субъектам инновационной деятельности (технопарковым структурам, венчурным фондам, учреждениям высшего профессионального образования, научно-исследовательским организациям, организациям, курирующим вопросы учета, хранения, охраны и управления результатами научно-технической деятельности) ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу информацию по показателям, указанным в Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2011-2013 годы.
3. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу ежегодно осуществлять мониторинг исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров и до 1 июня года, следующего за отчетным, направлять сводные итоги в Министерство экономики Республики Татарстан.
4. Министерству экономики Республики Татарстан ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, обеспечить публикацию результатов мониторинга исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров в Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Инновационный меморандум
Республики Татарстан на 2011-2013 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 24 января 2011 г. N 38)
1. Общие положения
1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".
1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан, в том числе:
повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;
достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;
интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;
стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов. Содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.
1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.
1.4. Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и иных субъектов инновационной деятельности, определенных Законом Республики Татарстан 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
1.5. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
2. Направления государственного регулирования
инновационной деятельности в Республике Татарстан
Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:
развитие и совершенствование деятельности системы рыночных институтов, способствующих формированию инновационно восприимчивой и инновационно ориентированной экономической среды, характерными особенностями которой являются динамичные зарождение и диффузия технологических и управленческих нововведений;
перераспределение активов республики с их последующей концентрацией на "прорывных" направлениях развития экономики;
последовательная реализация налоговых инициатив, направленных на достижение и поддержание перманентно высокого уровня деловой активности в инновационной сфере;
совершенствование механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов;
создание механизмов привлечения финансовых ресурсов в производственные инвестиции;
организация предоставления доступного кредита через венчурные фонды для инновационно активных организаций;
повышение эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры;
снижение административных барьеров, препятствующих интенсификации предпринимательской активности в инновационной сфере;
создание и развитие единой системы государственного учета исследований и разработок, осуществляемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе переход к централизованному планированию государственных расходов на исследования и разработки;
концентрация властных полномочий по проведению государственной инновационной политики в едином центре ответственности.
3. Приоритетные направления инновационного
развития экономики Республики Татарстан
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан, определяемыми настоящим Меморандумом, являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной ("умной") экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Реализация указанных направлений осуществляется посредством:
повышения эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных;
модернизации и диверсификации нефтехимического комплекса, существенного расширения номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции;
модернизации и развития машиностроительного комплекса, формирования современного автомобильного кластера, обеспечивающих производство высокотехнологичных видов машин и оборудования;
внедрения новых, совершенствования и расширения применения существующих информационных технологий, увеличения охвата и развития глобальных общедоступных информационных сетей, разработки современного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для нужд экономики;
развития применения космических технологий, расширения использования возможностей современной высокоточной космической навигации, совершенствования наземной инфраструктуры передачи всех видов информации;
развития производства медицинского оборудования, формирования высокоэффективного фармацевтического кластера для обеспечения населения республики современными формами лекарственных средств;
формирования биотехнологического кластера, обеспечивающего широкомасштабное внедрение современных биотехнологий и продуктов в ключевые отрасли народного хозяйства;
создания и развития наноиндустрии в целях обеспечения опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе разработки и внедрения современных технологий и материалов в экономическую систему, повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования новых поколений материалов и технологий;
формирования полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности.
4. Приоритетные программы и проекты
4.1. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для реализации и финансирования в 2011-2013 годах:
План совместных действий Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и Республики Татарстан по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, утвержденный Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым и заместителем генерального директора Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" А.Г. Свинаренко 31.08.2010 года;
Комплексная программа проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 года, одобренная на расширенном заседании Координационного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Республикой Татарстан 20 ноября 2009 года;
целевая программа "Развитие биотехнологий в Республике Татарстан на 2010-2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2010 N 180;
Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2010 N 275;
Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 N 763;
долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604;
Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151.
4.2. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки и утверждения в 2011-2013 годах:
республиканская целевая инновационная программа;
республиканская программа "Государственная система научно-технической информации Республики Татарстан";
республиканская программа "Формирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан";
целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Республики Татарстан на 2011-2020 годы и на дальнейшую перспективу".
4.3. Мероприятия, направленные на поддержку инновационных проектов:
Республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" (в соответствии с решением Попечительского совета Государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" от 1 июля 2005 года);
Программа инновационных проектов "Идея - 1000" (в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве, подписанного между Государственной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан", Государственной некоммерческой организацией "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд Бортника) и ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея");
формирование Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 N 133;
формирование государственного заказа на прикладные научные исследования и разработки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2009 N 797.
4.4. Приоритетные инновационные инфраструктурные проекты в 2011-2013 годах:
Центр наноразмерных технологий на базе ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея";
вторая очередь парка высоких технологий на территории Технополиса "Химград";
тиражирование опыта "Сколково" (создание "Иннограда" на территории Республики Татарстан).
5. Макроэкономические ориентиры инновационной
политики Республики Татарстан
Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:
N | Наименование показателя | Прогнозные значения | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
1. Интеллектуальный капитал | ||||
1.1. | Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс.человек населения | 110,5 | 113,7 | 115,2 |
1.2. | Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс.человек населения | 34,1 | 35,5 | 36,2 |
1.3. | Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов | 67,0 | 68,0 | 69,5 |
1.4. | Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов | не менее 92,0 | не менее 92,0 | не менее 92,0 |
1.5. | Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 100 тыс. человек), штук | 12,5 | 13,7 | 14,2 |
2. Инновационный потенциал организаций | ||||
2.1. | Число организаций, имеющих инновационный потенциал (в соответствии с установленными критериями, определяющими наличие предпосылок к возникновению инноваций), единиц | 210 | 230 | 240 |
2.2. | Число предприятий, реализовавших инновационный потенциал и перешедших в категорию инновационо-активных, единиц | 15 | 20 | 25 |
2.3. | Удельный вес предприятий, сохранивших за собой статус инновационно-потенциальных в течение 3 последних лет, в общем количестве инновационно-потенциальных предприятий, процентов | 30,0 | 33,0 | 35,0 |
3. Финансовые вложения в науку и создание инноваций | ||||
3.1. | Государственные расходы на образование, в процентах к валовому региональному продукту | 3,5 | 3,7 | 4,0 |
3.2. | Расходы на научные исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту | 0,75 | 0,9 | 1,05 |
3.3. | Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов | 30,0 | 33,0 | 35,0 |
3.4. | Расходы на информационно-коммуникационные технологии, в процентах к валовому региональному продукту | 1,1 | 1,5 | 1,7 |
3.5. | Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, в процентах к валовому региональному продукту | 3,0 | 3,3 | 3,5 |
3.6. | Доля закупаемой инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в общем объеме государственных закупок, процентов | 5,0 | 7,0 | 10,0 |
4. Результаты инновационной деятельности | ||||
4.1. | Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов | 14,9 | 15,3 | 16,1 |
4.2. | Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов | 18,0 | 18,9 | 19,5 |
4.3. | Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активными предприятиями, процентов | 27,0 | 29,5 | 31,5 |
4.4. | Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов | 22,8 | 23,5 | 24,7 |