КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 года N 763


Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года

(с изменениями на 29 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 26.09.2015 N 711, от 11.02.2023 N 135, от 03.04.2023 N 392, от 29.12.2023 N 1749)



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.


2. Министерствам, ведомствам и государственным комитетам Республики Татарстан обеспечить включение в планы работ мероприятий по реализации указанной Программы.


(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 11.02.2023 N 135)


3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан при разработке программ социально-экономического развития до 2030 года руководствоваться положениями указанной Программы.


(в ред. Постановления КМ РТ от 11.02.2023 N 135)


4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 октября 2008 г. N 763



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановлений КМ РТ от 26.09.2015 N 711, от 11.02.2023 N 135, от 03.04.2023 N 392, от 29.12.2023 N 1749)



Основные направления


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ................................................................ 4

1. МЕСТО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ....................... 10

1. СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН . 16

2.1. Общая характеристика .............................................. 16

2.2. Основные макроэкономические показатели ............................ 21

2.3. Факторы и качество экономического роста ........................... 25

2.4. Современные    проблемы   инвестиционного    обеспечения   развития

     Республики Татарстан .............................................. 30

2.5. Финансы, бюджет и межбюджетные отношения .......................... 41

2.6. Конкурентные преимущества Республики Татарстан .................... 47

Выводы ................................................................. 54

3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ..................... 56

4. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ..... 1

4.1. Внешние условия развития .......................................... 59

4.2. Сценарий инерционного развития .................................... 61

4.3. Сценарий инновационного развития .................................. 63

4.4. Угрозы и вызовы развитию региона .................................. 64

Выводы ................................................................. 67

5. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА ... 69

5.1. Предпосылки формирования прогноза ................................. 69

5.2. Основные   параметры  инерционного  варианта   развития  Республики

     Татарстан ......................................................... 71

5.4. Сравнение инерционного и инновационного вариантов ................. 75

5.5. Инвестиционное обеспечение экономического роста ................... 79

6. ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

   СФЕРЫ ............................................................... 85

6.1. Промышленность. Развитие промышленных кластеров ................... 85

6.1.1. Общие тенденции и перспективная структура развития  промышленного

       производства .................................................... 85

6.1.2. Топливно-энергетический комплекс ............................... 103

6.1.2.1. Энергетика ................................................... 103

6.1.2.2. Нефтедобыча .................................................. 115

6.1.2.3. Нефтеперерабатывающая промышленность ..........................120

6.1.3. Нефтехимическая промышленность ................................. 128

6.1.4. Машиностроительный комплекс .................................... 136

6.1.5. Лесоперерабатывающая промышленность ............................ 150

6.1.6. Легкая промышленность .......................................... 160

6.1.7. Промышленность строительных материалов. Строительство .......... 167

6.2. Транспорт и логистика ............................................ 183

Автомобильный транспорт и автомобильные дороги ........................ 189

6.3. Агропромышленный комплекс ........................................ 192

6.4. Информатизация и связь ........................................... 208

6.5. Торговля и услуги ................................................ 223

7. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ... 235

7.1. Основы социальной политики в долгосрочной перспективе ............ 235

7.2. Прогноз демографического развития ................................ 238

7.3. Повышение трудового потенциала и улучшение его использования ..... 249

7.4. Повышение уровня жизни населения ................................. 256

7.5. Прогноз качества жизни и стратегия роста социальных услуг ........ 262

7.5.1. Культура ....................................................... 262

7.5.2. Образование .................................................... 267

7.5.3. Здравоохранение ................................................ 278

7.5.4. Физкультура и спорт ............................................ 285

7.5.5. Социальная защита .............................................. 291

8. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ЭКОЛОГИЯ ........................................ 297

9. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ............................................ 315

10. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС .................................. 321

11. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ....................... 328

12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  И  МОДЕЛИ  КОРРЕКТИРОВКИ  ПРОГРАММЫ  ПРИ

    СИТУАЦИОННОМ ИЗМЕНЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ .......................... 338

13. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ......................... 349



ВВЕДЕНИЕ


Целью Программы является обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производства и социальной сферы, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, рост уровня и качества жизни населения, совершенствование пространственной организации, повышение роли Республики Татарстан в экономике страны и Приволжского федерального округа на основе оптимального использования ее природно-экономического и социального потенциалов, имеющихся у республики конкурентных преимуществ.


Программа предполагает сочетание принципов, используемых при разработке схем развития и размещения производительных сил субъектов Российской Федерации, с программным подходом, применяемым при разработке целевых программ. До настоящего времени в Российской Федерации опыт разработки подобных программ отсутствовал, поэтому многие методические и методологические приемы используются впервые. Республика Татарстан является своеобразным научно-практическим полигоном, обеспечивающим применение новых научных разработок для обоснования содержания экономической политики Республики Татарстан и ее муниципальных образований, направленной на ускорение социально-экономического развития и повышение качества жизни населения.


Программа является комплексным документом, интегрирующим аналитические прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности. Положения и рекомендации Программы предназначены для разработки экономической политики и комплекса мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие региона.


Основные задачи Программы:


определить варианты и сценарии социально-экономического развития республики, исходя из наиболее рационального использования ее социального и природно-экономического потенциалов и с учетом стратегии долгосрочного развития России;


обосновать направления и масштабы развития добывающего, обрабатывающего, топливно-энергетического, транспортного и агропромышленного комплексов, исходя из конкурентных возможностей и ограничений, связанных с условиями мирового и общероссийского рынков и экологическими требованиями;


определить направления и масштабы формирования инновационной системы республики;


обосновать направления и масштабы комплексного развития отраслей хозяйства и сферы услуг, обеспечивающие достижение достойного уровня жизни и обслуживания населения;


обосновать развитие транспортной, энергетической, информационной и инновационной инфраструктур, отвечающее потребностям хозяйства и населения;


сформировать предложения по оптимизации пространственного развития и устранения диспропорций в территориальном распределении производства, инфраструктуры, доходов населения республики;


определить основные направления развития экономики и социальной сферы муниципальных образований республики;


обосновать формирование и определить масштабы конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров.


При разработке Программы используются макроэкономический, отраслевой и территориальный подходы, которые увязываются в интегральные сценарные варианты развития хозяйственного комплекса и социальной сферы.


Основной частью Программы является система взаимосвязанных крупных инвестиционных проектов развития базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта, которые придадут новую динамику и приведут к позитивным структурным сдвигам в экономике Республики Татарстан, окажут положительное влияние на жизнь каждого жителя республики. Их реализация предполагает широкое партнерство федеральных и республиканских органов государственной власти, российских и иностранных корпоративных структур, институтов гражданского общества.


Положения Программы формируются исходя из следующих принципов:


Республика Татарстан рассматривается как органическая часть экономики страны, поэтому сценарии и прогнозы ее долгосрочного развития должны согласовываться со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, определенными в ней приоритетами пространственного развития, стратегиями развития крупных бизнес-групп;


при оценке прогнозных параметров республики предполагалось, что общероссийские тенденции и приоритеты будут иметь определяющее значение, но конкретные формы их проявления складываются в соответствии с региональной спецификой социально-экономического развития;


сценарии развития Республики Татарстан разрабатывались в рамках сценариев долгосрочного развития экономики Российской Федерации в соответствии с возможными вариантами развития мировой и российской экономики, конъюнктурных условий рынка, территориальными приоритетами и различными вариантами достижения целей социально-экономического развития республики;


перспективы развития отраслей специализации республики рассматриваются в рамках национального и международного разделения труда с учетом конъюнктуры мирового рынка;


комплексное развитие экономики республики, являющееся одной из задач Программы, должно обеспечиваться согласованным развитием отраслей специализации, обслуживающих отраслей, мощностей инфраструктуры и учреждений социальной сферы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»