Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 сентября 2006 г. N 1437-р
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 февраля 2024 года N 86
____________________________________________________________________
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Татарстан:
1. Одобрить проект Концепции республиканской целевой программы "Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем" на 2007-2010 годы (далее - Концепция).
2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан до 25 сентября 2006 года представить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предложения для включения в Концепцию.
3. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 30 сентября 2006 года доработать Концепцию с учетом предложений министерств и ведомств Республики Татарстан и внести на рассмотрение в Республиканскую межведомственную комиссию по оптимизации бюджетных расходов.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать и утвердить:
программы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в муниципальных образованиях Республики Татарстан;
муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в соответствующих муниципальных образованиях, и на их основе установить тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на отдел строительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан | Р.Н.Минниханов |
Проект
Концепция
республиканской целевой программы
"Обеспечение населения Республики Татарстан доступным
и комфортным жильем"
I. Общие положения
Концепция республиканской целевой программы "Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем" на 2007-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006 г. N 900-р и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2006 г. N 139 "О реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Татарстан и об исполнении Закона Республики Татарстан от 11.12.2004 N 65-ЗРТ "Об утверждении программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы".
Реализация Программы должна обеспечить осуществление на территории Республики Татарстан приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основные параметры приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" регламентированы в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865, задачами которой являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Ряд мероприятий, направленных на решение указанных задач, нашел свое отражение в следующих законодательных и иных нормативных правовых актах Республики Татарстан:
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 г. N 133-ЗРТ;
Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 11.12.2004 г. N 65-ЗРТ;
Программа "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы", утвержденная Законом Республики Татарстан от 03.08.2006 г. N 64-ЗРТ;
Программа обеспечение жильем молодых семей на 2006-2007 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.03.2006 г. N 133/1;
Программа устойчивого развития строительного комплекса Республики Татарстан на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2006 г. N 294.
Программа включает в себя мероприятия по обеспечению доступности жилья для населения и стандартов качества проживания в нем путем институционального развития рынка жилой недвижимости, повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Татарстан, которые будут осуществлены посредством реализации отдельных мероприятий указанных Программ, а также путем разработки следующих подпрограмм:
"Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Развитие системы ипотечных жилищных кредитов в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Ликвидация недоремонта жилищного фонда в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Управление эксплуатацией жилищного фонда в Республике Татарстан".
Предполагается одновременная разработка Программы и аналогичных программ муниципальных образований Республики Татарстан, включающих адресный перечень объектов строительства.
Организационно-правовые мероприятия Программы должны создать необходимые условия для ее реализации, содействовать формированию необходимых организационных структур, привлечению внебюджетных средств, в том числе средств населения для реализации Программы.
II. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения
программно-целевым методом
С 2000 года жилищное строительство в Республике Татарстан осуществлялось достаточно высокими темпами. Ввод в эксплуатацию жилых домов за период 2000-2005 гг. составил 9,56 млн.кв.м. Ежегодный объем ввода жилья на территории республики увеличился с 1502,6 тыс.кв.м в 2000 г. до 1641,6 млн.кв.м в 2005 г.
Таблица 1. Жилищное строительство в Республике Татарстан
в 2000-2005 годах
Наименование | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Ввод жилья, | 1502,6 | 1546,1 | 1543,4 | 1561,7 | 1768,4 | 1641,6 |
Рост объемов ввода | 100% | 103% | 103% | 104% | 118% | 109% |
Численность | 3789,7 | 3786,8 | 3781,9 | 3777,7 | 3772,9 | 3768,5 |
Ввод жилья на 1 | 0,40 | 0,41 | 0,41 | 0,41 | 0,47 | 0,44 |
Площадь жилищного фонда Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2006 - 74 млн.кв.м, в том числе доля многоквартирных жилых домов в общем объеме жилищного фонда составляет 58%, индивидуального - 42%.
К концу 2005 года средний уровень обеспеченности населения жильем достиг 20,5 кв.м на одного жителя. При этом наблюдается значительная дифференциация указанного показателя по муниципальным образованиям Республики Татарстан, связанная с различиями в сложившейся плотности жилищного фонда, существующей функциональной организации территории, обеспеченности ее инфраструктурой. Средний показатель обеспеченности жильем колеблется от 30,62 кв.м/чел. в Рыбно-Слободском муниципальном районе до 13,43 кв.м/чел. в Чистопольском муниципальном районе.
"Рисунок 1. Обеспеченность населения жилыми помещениями по муниципальным образованиям Республики Татарстан"
Одновременно наблюдается и дифференциация обеспеченности жильем в зависимости от состава семьи. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, 37,4% семей, имеющих 3 детей возрасте до 16 лет, а также 50% семей, имеющих четырех и более детей, проживают в жилых помещениях полезной площадью не более 5 кв.м на человека. При этом значение данного показателя в городской черте достигает 100%. Наибольший среднедушевой размер жилой площади имеют одиноко проживающие граждане: 68,1% представителей данной группы проживают в квартирах с полезной площадью более 25 кв.м.
"Рисунок 2. Дифференциация обеспеченности жильем в зависимости от состава семьи"
По данным на 01.01.2006 г. на учете на улучшение жилищных условий состояло около 145 тыс. семей. Из них наибольшее количество очередников в г.Казани - 41353 семей (10% от постоянно проживающего населения), наибольшая доля - в Азнакаевском муниципальном районе - 27,3%, наименьшее количество и доля состоящих на учете в Черемшанском муниципальном районе - 15 семей или 0,2% от постоянно проживающего населения. В очереди на улучшение жилищных условий состоят 23,15 тыс. семей, относящихся к отдельным категориям граждан, государственные обязательства по обеспечению которых жильем несет Российская Федерация. Доля указанных семей составляет 15,9% от всех семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доля молодых семей, состоящих на учете, на конец 2005 года составила 14,7% (21384 семьи).
"Рисунок 3. Распределение отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, стоящих на учете по улучшению жилищных условий"
В целях улучшения жилищных условий населения в Республике Татарстан были реализованы следующие государственные жилищные программы.
Завершена Программа ликвидации ветхого жилищного фонда. С 1996 г. Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан построено свыше 51 тыс. квартир, благоустроенное жилье получили свыше 48 тыс. семей.
Таблица 2. Итоги реализации программы ликвидации ветхого жилья
в городах и районах Республики Татарстан
Наименование | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Ввод жилья в | 1227 | 1327 | 1387 | 1409 | 1466 | 1599 | 1502 | 1546 | 1543 | 1561 | 1768 |
в том числе по | 200,7 | 252,5 | 309,1 | 311,3 | 406,9 | 363,4 | 332,9 | 279 | 363,8 | ||
Доля ввода по | 22% | 27% | 41% | 35% | 51% | 37% | 35% | 30% | 32% | ||
Переселено семей | 3626 | 4584 | 5566 | 6010 | 6218 | 6109 | 6052 | 4960 | 5769 |
Переход от системы предоставления бесплатного жилья к формированию первичного рынка недвижимости, предполагающего приобретение жилья за счет собственных средств населения, инициировал реализацию в республике классической схемы ипотечного кредитования. За 2004-2006 годы ОАО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" выдано 1700 ипотечных кредитов, введено около 75 тыс.кв. метров жилья, более 850 человек воспользовались программами ипотечного кредитования Сберегательного банка Российской Федерации, Внешторгбанка, АКБ "Зенит".
С 2005 года реализуется республиканская Программа социальной ипотеки, в рамках которой ежегодно предполагается участие до 6000 семей, получающих жилищные кредиты по ставкам, адаптированным для граждан с низкими доходами.
С 1999 года очередникам в Республике Татарстан было предоставлено 73768 квартир, в том числе отдельным категориям граждан - 4895, молодым семьям - 3781, что позволило сократить число семей, состоящих на учете для получения жилых помещений, на 36%: с 230 до 145 тыс. семей. Несмотря на реализуемые мероприятия, доля семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, остается на уровне 11% от общего числа семей в республике.
В последнее годы значительное развитие получило коммерческое жилищное строительство, что позволило стабилизировать рост стоимости жилой площади на первичном рынке недвижимости на уровне 120% в год. Опережающие темпы роста денежных доходов населения в целом по Республике Татарстан привели к увеличению доступности жилья для населения на 42%, сократив соотношение средней стоимости стандартной квартиры в 54 кв.м к среднегодовым доходам семьи из трех человек с 5,56 лет в 2000 году до 3,23 лет в 2005 году.
Таблица 3. Анализ доступности жилья для населения за период
2000-2005 гг.
Наименование показателя | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Стоимость жилья на | 6472,73 | 7983 | 9173 | 10651 | 12739 | 15319 |
Стоимость жилья на | 6220,5 | 8389 | 10196 | 11930 | 14754 | 17855 |
Рост стоимости жилья, % к | 100% | 123% | 115% | 116% | 120% | 120% |
Денежные доходы населения | 1747,1 | 2482,2 | 3265,9 | 4273,1 | 5345 | 7111,78 |
Рост денежных доходов | 100% | 142% | 132% | 131% | 125% | 133% |
Средняя стоимость квартиры, | 5,56 | 4,82 | 4,21 | 3,74 | 3,58 | 3,23 |
Увеличение доступности | 13% | 24% | 33% | 36% | 42% |
Однако указанная тенденция не является типичной для большинства муниципальных образований Республики Татарстан. В связи со значительной дифференциацией уровня жизни населения, зависящего от среднедушевых доходов работающих граждан, типология доступности жилья позволяет выделить 10 городов, превышающих среднереспубликанское значение доступности (максимальное в г.Альметьевске - 1,9 лет), по остальным территориям, особенно сельским районам, средний уровень доступности составляет 5,9 лет, то есть ниже уровня 2000 года.
Особую задачу при реализации программ жилищного строительства представляет собой комплексность жилой застройки, обеспечение территории со сложившейся и новой жилой застройкой необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
На сегодняшний день жилые территории наименее обеспечены объектами социальной инфраструктуры, расположенными в радиусе пешеходной доступности. При разработке концепции проведен выборочный анализ ситуации обеспеченности муниципальных образований социальной инфраструктурой на примере сети детских дошкольных учреждений, а также соответствия уровня обеспеченности жилищного фонда центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением фактическому наличию указанных коммунальных услуг.
В соответствии с информацией, представленной Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу в системе "Паспорта городов и районов" за 2005 год, в целом по Республике Татарстан наполняемость сети детских дошкольных учреждений составляет 98% при среднем уровне посещаемости в 67% от общего количества детей в возрасте от 1 до 7 лет. Однако соответствующие данные в разрезе муниципальных образований республики свидетельствуют о значительных различиях между проектной емкостью учреждений и их фактической наполняемостью. Типология районов по категориям свидетельствует, что нормативную обеспеченность имеют 5 городов и 16 муниципальных районов, избыточную - 8 городов и 3 муниципальных района, дефицит социальных учреждений наблюдается в одном городе и 15 районах, острый дефицит - в 10 районах. При этом необходимо отметить, что даже на районном уровне можно выявить факт размещения учреждений вне зон пешеходной доступности при практически 100% соответствии проектной емкости учреждений количеству детей в районе. Так, в Альметьевском районе обеспеченность детей в возрасте от 1 до 7 лет местами в детских дошкольных учреждениях составляет 960 мест на 1000 детей, при этом уровень обеспеченности соответствует состоянию "дефицит".