Принят Государственным Советом РТ 5 июля 2006 года
Статья 1.
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (далее - Программа) (прилагается).
Статья 2.
Кабинету Министров Республики Татарстан:
предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2007-2010 годы;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, разработать нормативные правовые акты, предусмотренные Программой.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев
г.Казань, 3 августа 2006 года, N 64-ЗРТ
Приложение
к Закону Республики Татарстан
от 3 августа 2006 г. N 64-ЗРТ
Республиканская целевая программа
"Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан
на 2006-2010 годы"
Наименование Программы | "Развитие транспортного комплекса Республики |
Государственный | Министерство транспорта и дорожного хозяйства |
Разработчик Программы | Государственное учреждение "Центр перспективных |
Цели и задачи | разработка комплекса мер по обеспечению |
Важнейшие целевые | к 2010 году за счет проведения комплекса работ |
Сроки и этапы | 2006-2010 годы |
Объемы и источники | 93361,28 млн.рублей в ценах 2005 года, в том |
Показатели | эффективность Программы - 9038,2 млн.рублей, |
Координатор Программы | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Транспортный комплекс является важнейшим сектором любой современной экономики индустриального типа. Его прогрессивное развитие, в свою очередь, обуславливается тенденциями роста базовых отраслей экономики и промышленности.
Формирование с 1999 г. тенденций экономического роста и относительное улучшение благосостояния населения сформировали закономерное увеличение платежеспособного спроса на транспортные услуги. По данным официальной статистики, в 2000-2005 гг. транспортный комплекс Российской Федерации в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров.
Основным фактором, влияющим на рост объема грузоперевозок, является рост объема промышленного производства, который составил в 2004 г. к уровню 2003 г. 106,1%. Следует отметить, что почти 70% народнохозяйственных грузов перевозится транспортом отраслей экономики, а в объеме грузооборота более 50% приходится на долю трубопроводного транспорта.
Из общего объема перевозок объем коммерческих перевозок грузов, выполняемый всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного), составил 3353,9 млн. тонн (35,3% общего объема), а коммерческий грузооборот - 2020,9 млрд. тонно-километров (44,4% общего объема). Прирост к уровню 2003 года объема перевозок грузов и объема грузооборота составил 6,2 процента.
Экономический рост и повышение социальной активности населения положительно сказались на показателях работы по перевозкам пассажиров. В 2004 году пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, увеличился на 3,7% против уровня 2003 года и составил 509,4 млрд. пассажиро-километров.
Таким образом, транспортный комплекс является достаточно динамично развивающимся сектором экономики Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить наличие ряда серьезных проблем, которые в дальнейшем могут нивелировать в целом позитивные тенденции последних лет. К основным из указанных проблем относятся:
высокий (до 50-70% в ряде подотраслей и районов) износ подвижного состава;
ценовая динамика транспортных услуг, устойчиво превышающая уровень инфляции;
высокие объемы незавершенного строительства и несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов магистральной транспортной инфраструктуры;
относительно низкая степень безопасности функционирования транспортного комплекса.
Указанные проблемы носят общефедеральный характер, в то же время они типичны и для большинства регионов Российской Федерации. Дальнейшее сохранение указанных проблем может вызвать ситуацию, в которой отечественный транспортный комплекс будет не в состоянии справиться с растущими потребностями экономики, что негативно отразится на интенсивности деловой активности хозяйствующих субъектов, эффективности их деятельности и, в конечном счете, может явиться тормозом планируемого Правительством Российской Федерации к 2010 г. удвоению валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
В 2000-2005 гг. для экономики Республики Татарстан были характерны выраженные тенденции экономического роста. При этом темпы роста в различных отраслях дифференцировались довольно существенно.
Таблица 2.1
Отрасли | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 год |
Топливная | 105,00 | 105,00 | 106,25 | 110,50 | 112,82 |
Машиностроение и | 119,23 | 119,23 | 136,54 | 154,15 | 170,18 |
Химическая и | 105,63 | 112,68 | 126,76 | 142,61 | 163,72 |
Лесная, | 104,00 | 110,67 | 114,67 | 122,81 | 125,39 |
Промышленность строительных | 112,90 | 93,55 | 96,77 | 107,52 | 116,34 |
Легкая | 106,67 | 96,67 | 93,33 | 98,00 | 106,33 |
Пищевая | 100,00 | 104,76 | 110,71 | 109,94 | 114,45 |
Оборот розничной торговли | 114,60 | 122,90 | 142,95 | 161,96 | 179,94 |
Жилищное строительство | 102,90 | 102,72 | 103,93 | 116,51 | 134,67 |
Сельское хозяйство | 129,68 | 98,57 | 106,35 | 109,86 | 121,40 |
Из отраслей сферы материального производства в 2000-2005 гг. наиболее динамично развивался машиностроительный комплекс; традиционно высокие и устойчивые темпы роста объемов производства имели место в химической и нефтехимической индустрии - ведущей, потенциально конкурентоспособной отрасли промышленности республики.
Сравнительно невысоки темпы роста индекса физического объема продукции в топливной индустрии - базовой отрасли экономики Республики Татарстан, хотя в стоимостном исчислении доля данной отрасли в структуре промышленного выпуска в 2000-2005 гг. существенно возросла вследствие крайне благоприятной динамики мировых цен на нефть. Невысокими темпами характеризуется и развитие промышленности строительных материалов, что, в первую очередь, связано с тем, что строительный комплекс республики в значительной степени ориентирован на потребление материалов и конструкций за ее пределами.
На 79,94% за 6 лет вырос оборот розничной торговли. Интенсивными темпами, особенно в 2003-2005 гг., развивается жилищное строительство. Достаточно неравномерными, экстенсивными являются тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан, для которого в целом характерен тот же спектр острых, взаимосвязанных проблем, что и для агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Отраслевая структура промышленности Республики Татарстан в 2000-2005 гг. отличалась динамизмом, интенсивностью развития, вызванными повышением деловой активности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, сферы услуг и торговли, что, в свою очередь, не могло не сказаться на активизации процессов функционирования транспортной инфраструктуры.
Транспортный комплекс Республики Татарстан включает в себя гражданскую авиацию, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный, железнодорожный, трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство, насчитывает около 1400 субъектов хозяйственной деятельности. В транспортном комплексе республики трудятся свыше 80 тысяч человек.
Республиканский транспорт обладает потенциалом повышенного воздействия на создание добавленной стоимости и формирование валового регионального продукта (далее - ВРП). Транспортная отрасль республики с позиций инвестиционной активности находится в фазе "оживления".
Протяженность путей сообщения транспортной системы Татарстана на сегодня составляет:
848 км железных дорог общего пользования;
18,5 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 1086 км - федерального значения, 13486 км - республиканского значения, 4 тыс. км - улично-дорожная сеть);
152 км трамвайных путей (в двухпутном исчислении);
100,6 км троллейбусных линий (в двухлинейном исчислении);
843 км обслуживаемых внутренних судоходных путей;
58 авиалиний;
232 км путей промышленного железнодорожного транспорта.
Автобусным сообщением охвачены 2268 сельских населенных пунктов (73% общего количества). Пассажиров обслуживают 3800 автобусов, 18 автовокзалов, 34 автостанции и стационарные кассовые пункты. Перевозка пассажиров организована на 1484 (в том числе 274 городских) автобусных маршрутах, которые осуществляет 51 специализированное автопредприятие. На маршрутных перевозках используются около 1800 автобусов индивидуальных предпринимателей.
В 2004 году за счет развития рынка транспортных услуг, создания на нем конкурентной среды, усиления государственного регулирования удалось обеспечить достаточно устойчивую работу транспортной отрасли по удовлетворению платежеспособного спроса на услуги по перевозкам пассажиров и грузов. В 2004 году общий объем перевозок всеми видами транспорта увеличился по сравнению с предыдущим годом по количеству пассажиров - на 0,5%, по грузам - на 10,7%.
Из 3086 населенных пунктов 1520 (49,3%) имеют подъезды с асфальтобетонным покрытием. При этом прирост за год составил 13 населенных пунктов. На строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования за год было использовано 5,6 млрд.рублей, прирост дорог с асфальтобетонным покрытием составил 157,5 км.
Таблица 2.2
Отрасль | Виды транспорта | ||||
автомобильный | железнодорожный | речной | воздушный | вся сеть | |
Промышленность | 3,92 | 1,05 | 0,39 | 0,03 | 5,4 |
В т.ч. строй- | 3,87 | 3,13 | 7,9 | - | 14,9 |
Лесная | 12,03 | 5,18 | 1,28 | 0,02 | 18,5 |
Пищевая | 15,75 | 1,98 | 0,24 | 0,03 | 18 |
Сельское | 2,74 | 0,25 | 0,03 | 0,01 | 3,1 |
В том числе | 1,96 | 0,2 | 0,04 | - | 2,2 |
Из него: зерно | 1,82 | 0,21 | 0,06 | - | 2,1 |
Сахарная | 21,3 | 0,78 | 0,11 | - | 22,2 |
Животноводство | 7,36 | 0,39 | 0,04 | - | 7,8 |
Из него: | 14,12 | 0,99 | 0,09 | - | 15,2 |
Свиноводство | 4,33 | 5,34 | 0,04 | - | 9,7 |
Молочная | 2,34 | 0,02 | 0,04 | - | 2,4 |
Транспорт, | 8,49 | 9,32 | 5,19 | - | 23 |
в том числе | 3,36 | 3,69 | 2,06 | - | 9,1 |
Прочие | 0,08 | 0,16 | 0,05 | 0,01 | 0,3 |
Республика в | 6,02 | 0,63 | 0,35 | - | 7 |