Закон Республики Татарстан от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ
"Об утверждении Программы реформирования и модернизации
жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан
на 2004-2010 годы"
(с изменениями на 18 июля 2005 г., 5 августа 2008 г., 29 июня 2009 г., 24декабря 2009 года)

    

 Принят Государственным Советом РТ 11 ноября 2004 года

    

Статья 1. Утвердить Программу реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы (далее - Программа) (прилагается).

Статья 2. Кабинету Министров Республики Татарстан:

предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2005-2010 годы;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, разработать нормативные правовые акты, предусмотренные Программой.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

г.Казань, 11 декабря 2004 года, N 65-ЗРТ


Приложение 1
к Закону Республики Татарстан
от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ

Программа
реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса
Республики Татарстан но 2004-2010 годы

Паспорт
Программы реформирования и модернизации
жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан
на 2004-2010 годы

Наименование Про-
граммы

Программа реформирования и модернизации жилищно-ком-
мунального комплекса Республики Татарстан на
2004-2010 годы

Государственный
заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основной разработ-
чик Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-
коммунального хозяйства Республики Татарстан

Цели и задачи
Программы

Основными целями Программы являются: обеспечение
стандартов качества предоставления жилищно-комму-
нальных услуг, повышение эффективности, устойчивости
и надежности функционирования жилищно-коммунальных
систем жизнеобеспечения населения с одновременным
снижением нерациональных затрат, создание системы
адресной социальной защиты населения при оплате жи-
лищно-коммунальных услуг.
Для достижения этих целей необходимо решить следую-
щие задачи:
повысить качество жилищно-коммунальных услуг;
совершенствовать механизмы финансирования отрасли;
обеспечить адресную социальную защиту населения при
оплате жилищно-коммунальных услуг;
обеспечить государственную поддержку процесса модер-
низации жилищно-коммунального комплекса;
создать конкурентную среду с организацией государс-
твенного контроля над локальными монополиями

Срок реализации
Программы

2004-2010 годы:
1-й этап - 2004-2005 годы
2-й этап - 2006-2007 годы
3-й этап - 2008-2010 годы

Мероприятия Прог-
раммы

Формирование многообразия собственников в жилищной
сфере и конкурентной среды;
демонополизация обслуживания жилищного фонда и фор-
мирование рынка услуг;
обеспечение ресурсосбережения в жилищно-коммунальном
комплексе, включая стимулирующие механизмы;
обеспечение финансовой стабилизации жилищно-комму-
нального комплекса;
формирование рыночных механизмов функционирования
жилищно-коммунального комплекса и условий для при-
влечения инвестиций;
обеспечение зависимости оплаты жилищно-коммунальных
услуг от их качества и оказания в установленные сро-
ки;
обеспечение соответствия оплаты труда работников жи-
лищно-коммунальной сферы качеству, своевременности и
количеству оказываемых услуг;
регулирование деятельности естественных локальных
монополий по поставке коммунальных услуг;
совершенствование системы предоставления субсидий,
льгот гражданам при оплате жилищно-коммунальных ус-
луг;
введение эффективного механизма рассмотрения жалоб и
обращений граждан, предусматривающего стандарты ка-
чества предоставления жилищно-коммунальных услуг и
обеспечивающего правовую защиту потребителей отрас-
ли;
формирование новых подходов к строительству жилых и
социальных объектов;
повышение эффективности градостроительных решений и
ответственности за их принятие;
организация и проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах по избранию способов управления комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома, государственная поддержка в формировании комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома и передача их в управление товариществам собственников
жилья

Объем и источники
финансирования
Программы

Объем финансирования Программы составляет 33196
млн.руб.
Источники финансирования:
средства федерального бюджета, бюджета Республики
Татарстан, местных бюджетов, организаций жилищ-
но-коммунального комплекса, потребителей жилищ-
но-коммунальных услуг, инвесторов, заемные средства,
в том числе зарубежных банков

Ожидаемые конечные
результаты реали-
зации Программы

В результате реализации Программы будут обеспечены
повышение эффективности и качества жилищно-комму-
нального обслуживания, надежность работы инженерных
систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность
условий проживания, социальная защита населения при
оплате жилищно-коммунальных услуг

Исполнители Прог-
раммы

Министерство строительства, архитектуры и жилищ-
но-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
Министерство экономики  РеспубликиТатарстан,
Министерство финансов Республики Татарстан,
Министерство экологии и природных ресурсов Республи-
ки Татарстан,
Министерство земельных и имущественных отношений
Республики Татарстан,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан,

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан,

Министерство юстиции Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан,

Центр экономических и социальных исследований Рес-
публики Татарстан,
Агентство Республики Татарстан по массовой коммуни-
кации "Татмедиа",   

Комитет Республики Татарстан по тарифам,

администрации городов и районов Республики Татар-
стан (до формирования органов местного самоуправления в соответствии с законодательством);
Агентство по развитию предпринимательства Республики
Татарстан,
Агентство по государственному заказу, инвестиционной
деятельности и межрегиональным связям Республики Та-
тарстан,
Торгово-промышленная палата Республики Татарстан

Система организа-
ции контроля за
исполнением Прог-
раммы

Государственный контроль: формы и методы организации
контроля за исполнением Программы определяются Каби-
нетом Министров Республики Татарстан; общественный
контроль: осуществляется общественными организация-
ми, общественными объединениями, гражданами


1. Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса
Республики Татарстан

     

Жилищный фонд Республики Татарстан на 01.01.2004 г. составлял 74,3 млн.кв.м. На балансе жилищных организаций находится 42,0 млн.кв.м жилищного фонда государственной, частной (включая приватизированные жилые помещения) форм собственности.

Обеспеченность жильем на 01.01.2004 г. в среднем по Республике Татарстан на одного человека составляла 19,5 кв.м.

Обслуживанием жилищного фонда и оказанием жилищно-коммунальных услуг занимаются 444 организации различных форм собственности, из них 260 организаций участвуют в мониторинге, проводимом Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Численность работников жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКК) превышает 65,0 тыс. человек.

Теплоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения республики осуществляется от систем теплоснабжения, в составе которых:

1490 котельных, в том числе 1101 коммунального хозяйства;

4189 км тепловых сетей, в том числе 2884,2 км коммунального хозяйства;

379 центральных тепловых пунктов.

Суммарная мощность котельных коммунального хозяйства - 5780 Гкал/час, из них работают на твердом топливе - 4%, жидком топливе - 4%, газообразном топливе - 92%.

Годовая выработка тепловой энергии котельными коммунального хозяйства составляет 8246,0 тыс.Гкал, 7752,5 тыс.Гкал тепловой энергии покупается у других ведомств, в том числе у ОАО "Татэнерго" - 7535,0 Гкал.

В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, оснащенные котлоагрегатами устаревших моделей, КПД которых составляет не более 70%, удельный вес таких котлоагрегатов - 45%. Кроме того, в эксплуатации находятся более 350 котлов (общее количество в коммунальном хозяйстве - 3066 ед.), выработавших нормативные сроки эксплуатации, и 370 км ветхих тепловых сетей (общее количество коммунальных тепловых сетей - 2884,2 км).

За счет увеличения бюджетных вложений в коммунальную энергетику за 2001-2003 годы износ теплоэнергетического оборудования снизился до 53%, к началу 2001 г. он достигал 60%.

Большой износ оборудования сохраняется в связи с приемкой от ведомств большого количества объектов теплоэнергетического хозяйства, которые, как правило, находятся в аварийном состоянии или имеют сверхнормативный износ. За период с 1999 г. по 2003 г. число котельных коммунальных предприятий увеличилось с 496 до 1101 единицы, тепловых сетей коммунального хозяйства - с 2478,2 до 2884,2 км.

Анализ состояния водохозяйственных объектов показывает, что ежесуточно в республике реализуется 1960 тыс.куб.м питьевой воды, в том числе населению - 636 тыс.куб.м, прочим потребителям - 1324 тыс.куб.м. Предприятиями ЖКК реализуется 1249 тыс.куб.м питьевой воды в сутки, в том числе населению - 547 тыс.куб.м в сутки, прочим потребителям - 702 тыс.куб.м в сутки. Мощность водозаборов республики составляет 3192 тыс.куб.м в сутки, в том числе коммунальных - 1849 тыс.куб. метров в сутки. При этом существует дефицит воды в отдельных регионах в объеме 29 тыс.куб.м в сутки. Протяженность водопроводных сетей в республике составляет 13238 км, в том числе коммунальных - 9247 км.

Основные проблемы в обеспечении населения качественной питьевой водой:

дефицит производства воды питьевого качества, связанный с нехваткой мощностей водозаборов и сооружений по очистке;

неудовлетворительное техническое состояние действующих водопроводных сетей и сооружений. Износ водопроводных сетей составляет 43,4% (4013 км), утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения отдельных населенных пунктов достигают до 40% (в целом по республике - 19,6%), 14,1% объектов водоснабжения не отвечают санитарным требованиям (в 2001 г. - 17,4%).

Мощность очистных сооружений канализации в республике составляет 1686 тыс.куб.м в сутки, в том числе коммунальных - 1375 тыс.куб.м в сутки. Протяженность канализационных сетей в республике - 3670 км, в том числе коммунальных - 3462 километра.

Ежесуточно в республике очищаются очистными сооружениями канализации 970 тыс.куб.м сточных вод в сутки, в том числе коммунальными - 822 тыс.куб.м в сутки.

Обеспеченность некоторых городов и населенных пунктов в очистке сточных вод биологическими очистными сооружениями канализации ниже необходимой и составляет в среднем по республике 71,6%. Износ канализационных сетей составляет 27,6% (1018 км), а износ очистных сооружений канализации и канализационных насосных станций - до 50%.

За счет увеличения бюджетных вложений в водопроводно-канализационное хозяйство за 2001-2003 годы износ основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства снизился до 51% (к началу 2001 г. он достигал 53%). Высокий износ оборудования сохраняется в связи с приемкой от ведомств большого объема объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в аварийном состоянии или имеющих сверхнормативный износ. За период с 2001 по 2003 г. включительно принято на баланс водохозяйственных организаций 3396 км водопроводных и 622 км канализационных сетей.

Среднесуточный отпуск воды на одного человека составляет 170 литров, в том числе в городской местности - 193 литра, в сельской местности - 101 литр.

В республике с 2000 г. реализуется программа оснащения государственного жилищного фонда объектовыми приборами учета расхода воды. В соответствии с данной программой установлено 12680 водомерных узлов (оснащенность государственного жилищного фонда объектовыми приборами учета расхода воды на 01.04.2004 г. составила 72,9%).

Установка объектовых приборов учета расхода воды позволяет вести учет потребления воды и взимания платы с населения за ее фактическое потребление.

В 2003 г. завершена реализация Государственной программы "Питьевая вода Республики Татарстан". Финансирование данной программы осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, Экологического фонда Республики Татарстан и собственных средств предприятий.

Выполнялись мероприятия по обеспечению населения питьевой водой согласно Схеме развития водоснабжения и водоотведения городов и районов на период до 2005 года: замена ветхих сетей, укомплектование городских водоочистных сооружений реагентами, обеззараживающими, фильтрующими материалами, оснащение средствами учета и контроля за водопотреблением, мероприятия по энергоресурсосбережению и другие.

В настоящее время разрабатывается государственная программа "Питьевая вода Республики Татарстан на 2004-2010 годы", основной целью которой является строительство водопроводных и канализационных сетей, строительство очистных сооружений, поисково-оценочные работы для водоснабжения населенных пунктов.

Уровень централизованного снабжения жилищного фонда по республике составляет: водой - 80,1%, канализацией - 73,2%, отоплением - 91,5%, горячей водой - 66,3%, газом - 98,46%.

Многие проблемы в обеспечении городов и других населенных пунктов республики теплом, водой и другими коммунальными услугами вызваны отсутствием в большинстве из них комплексных схем инженерных сетей.

Наиболее проблемными вопросами в обеспечении надлежащего состояния территорий городов и населенных пунктов являются организованный сбор, транспортировка, утилизация и переработка образующихся бытовых отходов.

Отсутствие производственных мощностей по сортировке и переработке бытовых отходов, неразвитость сети селективного сбора отходов от населения, недостаточность мест по утилизации отходов создают условия для несанкционированного складирования отходов.

В крупных городах (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск) отсутствуют полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. В республике отсутствует система селективного сбора отходов, производственная база по сортировке и переработке отходов является слабой, в связи с чем перерабатывается менее 1% бытовых отходов от объема образующихся.

Средств Экологического фонда Республики Татарстан и местных бюджетов недостаточно для решения проблем комплексного подхода к утилизации и сортировке бытовых отходов. Существующий экономический механизм в этой сфере не привлекателен для малого и среднего бизнеса.

Недоремонт государственного жилищного фонда по республике на 01.01.2004 г. составил 13,5 млн.кв.м, или 6,1 млрд.руб.

На 1 января 2004 г. в республике насчитывалось 1146 тыс.кв.м ветхого жилья, основная часть ветхого жилищного фонда республики - 847 тыс.кв.м - находится в государственной собственности. На момент издания Указа Президента Республики Татарстан от 23.10.95 г. N УП-720 "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья" в республике насчитывалось 1750 тыс.кв.м ветхого жилья (2,7% от общей площади жилищного фонда).

Проблемы жилищного фонда республики:

достаточно высокий процент ветхих, потенциально аварийных жилых домов (граждане, проживающие в них, не заинтересованы в сохранении и правильном содержании своего жилища, а иногда, в целях получения отдельного жилья, наоборот, заинтересованы в ухудшении технического состояния дома и квартир. Бесхозность мест общего пользования в домах с коммунальными квартирами и в общежитиях приводит к сверхнормативному (интенсивному) износу, ветхости, разрушению конструкций и, как следствие, к аварийному состоянию жилищного фонда);

дома первых массовых серий, построенные в основном в шестидесятые годы. Квартиры в таких домах имеют, как правило, проходные комнаты, небольшие кухни, совмещенные санузлы, узкие коридоры, что не соответствует современным требованиям. Низкие теплозащитные качества наружных ограждений пятиэтажных домов являются основной причиной того, что удельный расход топлива на 1 кв.м общей площади в нашей стране превышает аналогичный показатель стран Западной Европы и Северной Америки в три раза.

В жилищном фонде республики эксплуатируются 8950 лифтов, из которых более 1400 отслужили нормативный срок эксплуатации. До 2010 г. потребуется заменить 2900 лифтов, увеличить объемы работ по диспетчеризации, модернизации лифтов, продлению срока их эксплуатации, изготовлению запасных частей на предприятиях республики.

Анализ реализации социальной политики показывает, что в республике с 2003 г. внедрена новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг; включающая компенсации малоимущим и наиболее уязвимым слоям населения в виде предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий.

В республике на 2004 г. установлены следующие стандарты, действующие при оплате жилищно-коммунальных услуг:

предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц (в среднем по Республике Татарстан в размере 20 руб.) и по административно-территориальным единицам Республики Татарстан (приложение 1),

стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.м общей площади жилья в размере 2,6 руб. в месяц;

уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан (в размере 90%, фактически по республике в 2003 году составил 71%) и по административно-территориальным единицам Республики Татарстан (приложение 1);

максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (по социальным нормам) в совокупном семейном доходе, в размере 16%;

социальной нормы площади жилья, определенной федеральным законодательством в размере 33 кв.м одиноко проживающим гражданам, 42 кв.м - семье из двух человек, 18 кв.м - на каждого в семье из трех и более человек.

Для осуществления адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг в каждом районе и городе республики созданы банки данных населения, организован информационный обмен с органами социальной защиты. Оплата жилищно-коммунальных услуг населением производится по единому платежному документу, в котором отражаются суммы предоставляемой гражданину социальной помощи в виде льгот и субсидий. Величина компенсационных выплат определяется органами социальной защиты в установленном порядке, с учетом полноты предоставления жилищно-коммунальных услуг. Во всех районах и городах республики действуют комиссии, в функции которых входит разрешение спорных вопросов, возникающих при назначении субсидий, в том числе установление порядка оплаты сверхнормативных площадей одиноко проживающими пенсионерами и другими категориями населения.

Анализ финансового состояния организаций ЖКК показывает, что объемы предоставленных организациями жилищно-коммунального хозяйства услуг за 2003 год составили 15,1 млрд.руб.

Сравнительный анализ структуры доходов отрасли свидетельствует об увеличении доли платежей населения и других потребителей при одновременном снижении бюджетной составляющей.

За 2003 год перечислено в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды более 1,8 млрд.руб. Предприятия с учетом реструктуризации оплачивают текущие платежи по всем видам налогов. Около 50% полученных дотаций возвращается в бюджет Республики Татарстан в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Средняя заработная плата по отрасли возросла по сравнению с началом 2003 г. на 36% за счет собственных источников. Сегодня она составляет на одного работника ЖКК по предприятиям, находящимся в ведении министерства, в среднем 4191 руб., что ниже среднереспубликанского уровня на 10%. При этом высокая заработная плата сохраняется на предприятиях тепловых сетей - 5,2 тыс.руб., а низкая - в жилищном комплексе - 3,3 тыс.руб. Это сдерживает приток квалифицированных кадров в жилищную сферу.

Принимаемые в течение 2003 года совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, администрациями городов и районов меры по своевременной выплате заработной платы позволили ликвидировать задолженность работникам предприятий ЖКК за 2003 год.

Стабилизации финансово-экономического состояния отрасли в 2003 г. способствовала новая система оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Ранее выделяемая из местных бюджетов дотация на покрытие убытков предприятий заменена субсидией-дотацией населению на разницу между экономически обоснованным тарифом, включающим рентабельность, и регулируемым тарифом для населения. В результате предприятия отрасли получили финансовые средства своевременно в объеме фактически оказанных услуг. Это стало возможным благодаря созданию в каждом районе и городе управляющих компаний и единых расчетных центров.

В результате принятых мер по финансовому оздоровлению снизилась кредиторская и дебиторская задолженности, сократился разрыв превышения кредиторской задолженности над дебиторской.

Действующими предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в 2003 г. получена прибыль в размере 26 млн.руб., с учетом предприятий-банкротов убытки в целом по отрасли составили 86 млн.руб.

В целом по отрасли собираемость платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составляет около 100%, в том числе с населения - 93%.

Серьезно влияет на финансовое состояние отрасли приемка объектов жилищно-коммунального хозяйства от других министерств и ведомств, так как денежные средства выделяются только на текущее содержание объектов, а физический износ передаваемых объектов достигает 70-80%, в отдельных случаях - 90%. При утверждении финансовых планов расходы на реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства не предусматриваются.

Тарифы для населения за жилищно-коммунальные услуги в Республике Татарстан ниже по сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа (приложение 2).

Для ЖКК сельской местности характерны:

малый объем государственного жилья и невысокая плотность населения;

небольшие объемы и дефицит специализированных эксплуатирующих организаций не позволяют создать конкурентную среду в жилищно-коммунальной сфере в сельской местности и затрудняют создание условий для привлечения частных инвестиций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»