Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 27 марта 2006 г. N 133/1
"О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей
 в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы"
(с изменениями на 13 июня 2006 г., 28 февраля 2008 года)



В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы (далее - Программа).

2. Определить координатором  Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

3. Определить государственным заказчиком  Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

4. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:

определить на конкурсной основе уполномоченную организацию на реализацию  Программы,

сформировать заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования  Программы в 2006 году в размере 100 млн. рублей.

5. Министерству финансов Республики Татарстан определить источники финансирования  Программы из бюджета Республики Татарстан в 2006 году.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

  Премьер-министр

 Республики Татарстан

 Р.Н.Минниханов

      

 Целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей
в Республике Татарстан на 2006-2007 годы"
(утв.  КМ РТ от 27 марта 2006 г. N 133/1)

 Паспорт Программы


Наименование
программы

целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в
Республике Татарстан" на 2006-2007 годы (далее -
Программа)

Основания для
разработки
Программы

национальный проект "Доступное и комфортное жилье -
гражданам России";
постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2005 г. N 865 "О подпрограмме "Обеспечение жильем
молодых семей", входящей в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
Закон Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О
государственной поддержке молодых семей в улучшении
жилищных условий";

Координатор
Программы

Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

Государственный
заказчик
Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан;
общественная организация "Объединение молодежного
строительства Республики Татарстан"

Цель и задачи
Программы

Основная цель Программы - государственная поддержка
решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий.
Основные задачи Программы:
предоставление молодым семьям - участникам Программы
субсидий на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилого дома;
создание условий для привлечения молодыми семьями
собственных средств, дополнительных финансовых средств
банков и других организаций, в том числе
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для
приобретения жилья или строительства индивидуального
жилья

Исполнители
Программы

Уполномоченная организация;
органы местного самоуправления;
банки, отобранные в соответствии с установленными на
федеральном уровне критериями

Объемы и
источники
финансирования
Программы

Объем затрат для реализации Программы составит:
в 2006 году - 1035 млн.рублей, в том числе:
средства бюджета Российской Федерации - 100,0
млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан и(или) местных
бюджетов - 300,0 млн.рублей;
субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан
и(или) местных бюджетов при рождении (усыновлении)
одного ребенка - 25 млн.рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 600,0
млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение
деятельности уполномоченной организации - 10 млн.рублей
(1% общего объема финансирования Программы);
в 2007 году - 2551,0 млн.рублей, в том числе:
средства бюджета Российской Федерации - 260,0
млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан и(или) местных
бюджетов - 780,0 млн.рублей;
субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан
и(или) местного бюджета при рождении ( усыновлении)
одного ребенка - 45 млн.рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 1460,0
млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение
деятельности уполномоченной организации - 6 млн.рублей
(1% общего объема финансирования Программы)

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

Успешное выполнение мероприятий Программы позволит
обеспечить жильем:
в 2006 году - 1500 семей;
в 2007 году - 2300 семей;
а также обеспечит:
создание условий для повышения уровня обеспеченности
жильем молодых семей;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых
средств банков и других организаций, предоставляющих
ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных
средств граждан;
создание условий для формирования активной жизненной
позиции молодежи;
укрепление семейных отношений и снижение социальной
напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации в Республике
Татарстан








Система
организации
контроля за
исполнением и
информационным
обеспечением
Программы

Контроль и координация деятельности обеспечиваются
Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан, Министерством по делам
молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан,
Агентством Республики Татарстан по массовой
коммуникации "Татмедиа", органами местного
самоуправления




 Введение


Настоящая Программа принята в целях реализации мероприятий приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в Республике Татарстан.

Основным инструментом реализации национального проекта является федеральная целевая программа "Жилище". В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации национального проекта в состав программы "Жилище" включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма), предполагающая предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Условием участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию Программы.

 I. Результаты реализации Закона Республики Татарстан
"О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных
условий"
и первого этапа подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы


Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется с 1997 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.97 г. N 397 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья". В дальнейшем в целях законодательного закрепления права молодой семьи на получение государственной поддержки был принят Закон Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" (далее - Закон).

Основным результатом реализации Закона стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан.

Государственная поддержка молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется на возвратной, льготной, срочной основах путем:

реализации жилого помещения молодой семье;

обеспечения завершения строительства и (или) реконструкции жилого помещения, принадлежащего молодой семье.

Государственная поддержка осуществляется на условиях рассрочки оплаты за приобретаемое жилое помещение, продолжительность которой не может превышать 15 лет, обязательности внесения первоначального взноса и предоставления обеспечения исполнения обязательств молодой семьей. Проценты за предоставление молодой семье рассрочки оплаты за приобретаемое жилое помещение не взимаются. Первоначальный взнос взимается в размере не менее 20 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. Объем финансовых средств, выделяемых для оказания государственной поддержки молодой семье, не может превышать 3000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

В целях создания на федеральном уровне системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. N 638 была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Для реализации подпрограммы средства федерального бюджета направлялись в субъекты Российской Федерации с целью оказания адресной помощи молодым семьям-участникам соответствующих региональных и муниципальных программ - на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

Участие Республики Татарстан в подпрограмме позволило 743 молодым семьям получить именные субсидии при рождении ребенка и компенсировать часть затрат на приобретение жилья в рамках Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". Объем полученных средств из федерального бюджета на предоставление указанных субсидий составил 110 млн.рублей ( таблица 1).

Таблица 1

      
 Основные показатели реализации подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей" и Закона Республики Татарстан "О государственной
поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий"


Год

Показатели

Объем
субсидий из
федерального
бюджета,
млн.рублей

Количество
молодых семей,
получивших
субсидии по
рождению
ребенка

Количество
молодых семей,
получивших
государственную
поддержку по
республиканской
программе

Объем
финансирования
из республиканского
и местных бюджетов,
млн.рублей

2003

30

208

285

59,9

2004

25

187

657

61,4

2005

55

348

828

82,2


всего за
2003-2005 гг.

110

743

1770

203,5



В 2003 г. получили субсидии по рождению ребенка 208 молодых семей. Всего же в 2003 г. в рамках Закона Республики Татарстан улучшили свои жилищные условия 285 молодых семей, т.е. у 73% молодых семей, получивших государственную поддержку, родился ребенок.

Предоставление субсидий позволило сократить большую часть или погасить задолженность молодых семей. В результате резко возросшей возвратности целевых средств ускоряется решение жилищной проблемы других молодых семей. В частности, при сопоставимых объемах финансирования в 2004 г. количество молодых семей, получивших государственную поддержку по Закону, превысило значение 2003 г. в 2,3 раза (657 против 285). Реализация Закона в 2005 г. свидетельствует о продолжении тенденции, когда, благодаря федеральным субсидиям, существенно повышаются темпы реализации региональной программы.

При подобном механизме выделенная одной молодой семье федеральным бюджетом субсидия произвела двойной эффект, позволив двум молодым семьям решить свои жилищные проблемы. Первая молодая семья в связи с рождением ребенка сократила или погасила полностью задолженность и получила возможность развития жизненных планов. Вторая молодая семья быстрее получает государственную поддержку, улучшает свои жилищные условия и приобретает реальный стимул для деторождения.

Таким образом, практика реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" совместно с мероприятиями Закона свидетельствует о достижении высокой результативности вложенных средств.

 II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


На 01.01.2006 г. на учете по улучшению жилищных условий в рамках Закона состоит более 22,5 тысячи молодых семей, а количество семей, получивших государственную поддержку, составляет 2552. Основная причина этого - недостаточные объемы финансирования Закона. В результате молодые семьи, которые в настоящий момент встают на учет, не могут рассчитывать на скорую государственную поддержку.

Механизм реализации Закона направлен на категорию молодых семей, обладающих определенными денежными накоплениями, достаточными на первоначальный взнос, но уровень доходов которых не позволяет им обратиться за ипотечным кредитом.

Вместе с тем, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи также не могут получить доступ на рынок жилья, поскольку не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства для оплаты первоначального взноса. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в улучшении жилищных условий будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Участником первого этапа подпрограммы могла быть молодая семья, имеющая задолженность за приобретенное (строящееся) жилье, для которой возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена рождением (усыновлением) ребенка.

В новой редакции подпрограммы решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищного вопроса молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.

Программа не исключает существование других форм государственной поддержки. В нормативных актах Республики Татарстан и органов местного самоуправления могут предусматриваться дополнительные меры по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий.

Расширение форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий, в том числе по механизму данной Программы, серьезным образом повлияет на повышение доступности жилья для молодых семей.


 III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Настоящая Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта в Республике Татарстан, который предполагает развитие системы государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью Программы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий.

Участником Программы может быть молодая семья, в которой возраст супругов не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - субсидии);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации Программы являются:

добровольность участия в Программе молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

Срок реализации Программы - 2006-2007 годы.

 IV. Система программных мероприятий


Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;

финансовое обеспечение реализации Программы;

организационное обеспечение реализации Программы.

Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы. Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в  приложении.

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.

Организационные мероприятия на уровне Республики Татарстан предусматривают:

сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления, участвующими в реализации мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы;

определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на реализацию мероприятий Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»