____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 12.08.2009 N 870.
____________________________________________________________________
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемую редакцию "Инструкции по заполнению Акта по результатам проверки природоохранной деятельности".
2. Признать утратившим силу п.1 приказа от 22.07.2003 г. N 706 "Об утверждении "Инструкции по заполнению Акта по результатам проверки природоохранной деятельности".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Ф.Ю. Хайрутдинова.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан Б.Г.Петров
Инструкция по заполнению Акта по результатам проверки природоохранной деятельности (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" от 12.02.1997 г. N 1040, Законом Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1, Законом Республики Татарстан "О недрах" от 25.12.1992 г. N 1722-XII, Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ, Законом Республики Татарстан "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха" от 21.10.1999 г. N 2442, Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ, Водным кодексом Республики Татарстан от 16.06.1999 г. N 2221, Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Земельным кодексом Республики Татарстан от 10.07.1998 г. N 1736, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан в области природопользования и охраны окружающей среды, а также Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433.
1.1. Настоящая Инструкция предназначена для использования структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, при составлении актов проверок с целью правильного документального отражения состояния природоохранной деятельности предприятий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и соблюдения ими требований природоохранного законодательства.
2.1. Акт по результатам проверки природоохранной деятельности (далее - Акт) (см. Приложение 1) оформляется на основании требований настоящей Инструкции с использованием полученных при проверке фактических данных, результатов проведенных исследований, анализов, материалов бухгалтерской и статистической отчетности, справок по вопросам охраны окружающей среды, представленных предприятием и других документов.
2.2. Акт должен заполняться непосредственно государственным инспектором при помощи машинки или компьютера, а при отсутствии такой возможности - от руки, разборчивым почерком, шариковой ручкой с черной, фиолетовой или синей пастой. Запрещается заполнять Акт чернилами или пастой другого цвета.
Разрешается заполнять Акт в одном экземпляре с последующим размножением его на множительном аппарате, при этом на размноженных экземплярах должны быть поставлены оригиналы подписи и печати.
2.3. При заполнении Акта не допускаются помарки и исправления, неточности. В крайнем случае, исправления должны быть предварительно оговорены с руководителем предприятия и внесены по правилам установленным стандартами на разработку документации (аккуратно зачеркнуть ошибку, вписать правильное значение и подтвердить "исправленному на ______________ верить" с подписями лиц, внесших изменение, а при необходимости и с печатью предприятия). Вносить изменения, добавления, исправления в подписанный, утвержденный Акт без ведома и согласования лица, подписавшего Акт, категорически запрещается.
2.4. Первый экземпляр подписанного Акта с копиями приложений вручается под расписку руководителю юридического лица (его заместителю), индивидуальному предпринимателю или же их уполномоченным представителям (допускается вручение Акта другим должностным лицам только в случае официальной регистрации Акта, как входящего документа), либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающегося в деле в Министерстве. Второй экземпляр акта вместе с материалами, подтверждающими достоверность представленных в акте данных, и обработанными государственным инспектором отчетами, справками о природоохранной деятельности предприятия, материалами, использованными при составлении Акта, размещается в формируемое по предприятию Дело и хранится в структурном подразделении Министерства, производившем проверку. Категорически не разрешается при проведении проверки изымать и приобщать к Делу оригиналы документов предприятия.
2.5. В случае выявления в результате проверки нарушения природоохранного законодательства государственным инспектором составляется Протокол. Порядок составления Протокола и дальнейшие действия госинспектора, проводившего проверку, а также других должностных лиц Министерства определяются утвержденным в Министерстве порядком прохождения материалов административного и искового производства.
2.6. В случае отказа предприятия предоставить государственному инспектору информацию со ссылкой на коммерческую тайну, необходимо иметь в виду, что информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности*(1).
К сведениям конфиденциального характера относятся:
а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
в) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
г) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
д) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
е) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них*(2).
Коммерческую тайну не могут составлять*(3):
а) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
б) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;
в) документы об уплате налогов и обязательных платежей;
г) сведения о загрязнении окружающей среды, других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба.
Предприятия, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять выше перечисленные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Акт состоит из обязательных разделов ("Общая часть" и "Заключение") и тематических разделов, которые заполняются в зависимости от вида и цели проверки.
При проведении комплексной проверки заполняются все тематические разделы, относящиеся к деятельности конкретного предприятия.
При проведении целевой проверки тематические разделы заполняются в соответствии с поставленной задачей и целью проверки. Раздел 5 "Использование и охрана лесных ресурсов" заполняется при проверке природоохранной деятельности предприятий, осуществляющих пользование лесным фондом или использующих земли лесного фонда, при проверке природоохранной деятельности лесхозов данный раздел не заполняется, а результаты оформляются специальным актом.
2.8. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.
В целях проверки выполнения предприятием обязательных требований природоохранительного законодательства проводятся плановые проверки. При этом в отношении одного предприятия плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации*(4).
При выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований, деятельность данного предприятия подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. В ходе такой внеплановой проверки определенные предписания, выданные ранее, могут быть аннулированы или выданы повторно.
При нехватке места на отведенных соответствующей тематике листах Акта разрешается использовать дополнительные листы, при этом нумерация листов продолжается.
При наличии у предприятия нескольких территориально разобщенных структурных подразделений (филиалов, представительств), объектов, например промышленных площадок, цехов, зданий, сооружений, в том числе, находящихся в эксплуатации структурных подразделений предприятия, разделы Акта для каждого территориально обособленного структурного подразделения, объекта заполняются (составляются) отдельно, при этом в начале каждого раздела Акта указывается его наименование.
3.1. Титульный лист Акта заполняется в полном соответствии с имеющимися строчными и подстрочными указаниями. При этом наименование предприятия, фамилия, имя и отчество его руководителя записывается без сокращений.
3.2. В строке, указывающей кем был составлен настоящий Акт, необходимо указать полностью без сокращений фамилию, имя и отчество государственного инспектора, проводившего проверку.
Если в проверке принимают участие представители других организаций (учреждений), их должности, наименование организации (учреждения), фамилии, имена и отчества записываются без сокращений.
Обязательным условием при проведении плановой проверки является присутствие должностных лиц или уполномоченных на это представителей предприятия. В строке, указывающей присутствие представителей предприятия в проверке, записываются подробно все должностные лица, принимающие участие в проверке (должность, фамилии, имена и отчества), а также лица, назначенные руководителем предприятия ответственными за организацию и обеспечение работ при проверке предприятия. При этом указываются также наименования и номера распорядительных документов, подтверждающих полномочия представителей предприятия, достаточные для принятия участия в проверке.
3.3. При заполнении строки "проведена проверка за период _______ ", на основании распоряжения (приказа) Министерства о проведении проверки (его номер, дата) необходимо конкретизировать проверяемый период.
При этом проверка природоохранной деятельности предприятия, как правило, должна охватывать период с даты проведения последней плановой проверки предприятия, но не превышать 3 года*(5).
3.4. В общей части Акта необходимо указать, имеются ли у предприятия территориально разобщенные структурные подразделения и, если такие структурные подразделения имеются, то перечислить их наименования и места расположения.
При заполнении соответствующих тематических разделов Акта необходимо указать наименование структурного подразделения, на которое данный раздел заполняется. Например, при наличии на предприятии 2-х обособленных структурных подразделений (производственных площадок) тематические разделы Акта будут состоять из двух частей, заполненных на разные подразделения (площадки).
Титульный лист, "Общая часть" и раздел 8 "Заключение" заполняется на все предприятие в целом, с указанием в Заключении по итогам проверки на конкретные структурные подразделения предприятия.
3.5. Руководители организаций, специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности*(6). В связи с этим, в Акте необходимо указать уровень подготовки, обучения и аттестации лица, ответственного за охрану окружающей среды на данном предприятии.
3.6. В соответствии с природоохранным законодательством предприятия, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды*(7). Поэтому в "Общей части" Акта указываются сведения о наличии у предприятия плана природоохранных мероприятий, согласованного с Министерством на текущий период или на перспективу и отчета о выполнении плана природоохранных мероприятий за предшествующий год.
3.7. В общей части Акта на основании Декларации о природопользовании также указывается по данным Экологического фонда Республики Татарстан и данным предприятия состояние начисления и уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за проверяемый период в разрезе годов, а за незавершенный текущий год в разрезе кварталов. Также указывается задолженность предприятия (нарастающим итогом) по состоянию на начало проверки.
3.8. В разделе "Заключение" должно быть сделано обобщение о проводимой предприятием работе по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Здесь указываются основные особо значимые нарушения природоохранного законодательства.
В Заключение также указывается наличие у предприятия Журнала учета мероприятий по контролю. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью предприятия. Государственным инспектором, проводившим проверку, в Журнале делается запись о проведенной проверке. Форма и порядок ведения Журнала установлены Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2003 г. N 91.
В Заключении обязательно указывается общее количество страниц Акта, а также количество заполненных страниц тематических разделов, относящихся к деятельности проверяемого предприятия.
В Заключении необходимо также указать количество листов прилагаемых документов.
Каждая подпись в конце Акта должна быть расшифрована, при этом, указывается фамилия и инициалы, каждого подписавшего Акт. При отказе от подписи в Акте государственным инспектором делается соответствующая запись.
Подпись руководителя предприятия заверяется печатью предприятия. Подписанный руководителем Акт должен быть зарегистрирован в канцелярии предприятия, лицо, получившее экземпляр Акта, расписывается в получении с указанием даты, своей должности, фамилии и инициалов.
3.9. К Акту прилагается Список использованных при проведении проверок материалов, акты об отборе проб (образцов), протоколы проведенных испытаний (анализов), объяснения должностных лиц предприятия, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований природоохранного законодательства, другие документы и копии, связанные с результатами проведенной проверки. При проверке изъятие оригиналов документов предприятия запрещается.
3.10. По результатам проведенной проверки государственный инспектор выдает Предписание по устранению выявленных нарушений требований природоохранного законодательства (далее - Предписание) (см. Приложение 2).
Предписание, также как Титульный лист, "Общая часть" и "Заключение" в Акте, заполняется на все предприятие в целом, со ссылкой, при необходимости, на конкретные структурные подразделения. Здесь перечисляются предписания по всем выявленным в ходе осуществления проверки нарушениям природоохранного законодательства.
Предписания должны быть краткими, конкретными, четкими и понятными. Сроки реализации предписаний должны устанавливаться в зависимости от реальных возможностей предприятия. Не допускается занижение сроков реализации предписаний и их завышение. Ответственность за реальность и достаточность назначаемых сроков несет государственный инспектор, оформивший Предписание.
Каждое предписание должно иметь ссылку на определенную статью природоохранного законодательства или пункт нормативно-технической документации, определяющие правонарушения.
В случае повторения предписания, имевшего место при проведении предыдущей проверки, перед записываемым предписанием должна быть сделана отметка "повторно".
Если ранее выданное предписание аннулируется, то необходимо об этом сделать запись при оформлении новых предписаний с указанием пункта, даты аннулируемого предписания и причину аннулирования.
Предписания являются обязательными для исполнения в установленные сроки. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства является нарушением действующего законодательства*(8).
Об исполнении предписаний предприятие не позднее 7 дней со дня истечения сроков выполнения предписаний должно информировать письменно в тот орган (тому должностному лицу), который данные предписания выдал.
4.1. Данный раздел Акта заполняется в том случае, если на предприятии имеются стационарные и (или) передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В пункте 1.1 Акта необходимо указать, к какой категории опасности относится проверяемое предприятие. Категория опасности определяется согласно действующих методических указаний.
В пункте 1.1.1 должны быть перечислены основные технологические производства предприятия, соответствующие выпускаемой продукции, а также вспомогательные, отмеченные в проекте нормативов ПДВ. При отсутствии инвентаризации источников выбросов, проекта нормативов ПДВ, основные и вспомогательные производства определяет госинспектор совместно с представителем предприятия.
4.2. В таблицу пункта 1.2 заносятся сведения об источниках выброса загрязняющих веществ у предприятия с указанием технического состояния установок очистки газа, их количества (в шт.) и объема затрат на реконструкцию, строительство, приведение в исправное состояние (как правило, за проверяемый период). Графа "Количество" таблицы разделена на два. Подграфа "по проекту ПДВ" заполняется на основании согласованного проекта ПДВ только при заполнении строк N 1, NN 1.1-1.3 и строки N 2. Подграфа "фактически" заполняется на основании фактических данных, выявленных при проверке предприятия по результатам визуального осмотра территории, изучения материалов инвентаризации источников выбросов, бухгалтерского учета основных средств предприятия (счета N 01, 02, 47) и договоров аренды основных средств (счет N 03), других документов, имеющихся на предприятии. Для заполнения строки N 2 и строк N 2.1-2.3 используются сведения паспортов установок очистки газа (далее - ГОУ), формы первичного учета ПОД-3, акта отбора проб и акта обследования ГОУ.
При этом под неисправной ГОУ следует понимать установку, имеющую повреждения механических, электрических или других узлов, приводящих к снижению степени очистки газа от загрязняющих веществ; под неэффективной - установку, не обеспечивающую в исправном состоянии очистку газа от загрязняющих веществ до концентраций, предусмотренных проектом, вследствие наличия конструктивных недостатков, низкого качества изготовления или несоблюдения оптимальных параметров поступающего на очистку газа; под неиспользуемой - установку, не находящуюся в эксплуатации по следующим причинам: низкое качество изготовления, проведение ремонтных или иных работ при работающем технологическом оборудовании, исключение из рабочего процесса обводным газоходом, работа с изъятием очистного реагента, хранение на складе более 1 года*(9).
Нарушение правил эксплуатации, не использование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, либо использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры является нарушением действующего законодательства и влечет за собой, в том числе и административную ответственность*(10).
Строки N 2.4-2.4.2 заполняются на основе проекта реконструкции, сметы и должны содержать сведения о реконструированных ГОУ, их мощности и объеме затрат на проведенную реконструкцию. На основании раздела "Охрана окружающей среды" проекта строительства, акта приемки оборудования в эксплуатацию, паспорта ГОУ и сметы заполняются строки N 2.5-2.5.3, 2.6-2.6.2, 2.7 и 2.7.1. Здесь должны быть указаны сведения о ГОУ построенных заново, приведенных в исправное состояние и зарегистрированных: количество, мощность и объемы затрат на новое строительство, приведение в исправное состояние с указанием за какой период (как правило за период проверки).