Закон Республики Татарстан от 21 октября 1999 г. N 2442
"Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха"
(с изменениями на 22 февраля 2001 г., 24 марта 2004 г., 16 ноября 2004 г., 21 июня 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Татарстан от 15 января 2009 года N 5-ЗРТ
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха и направлен на обеспечение конституционного права граждан на здоровую окружающую природную среду.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
загрязняющее вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха - система мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду;
площадной источник загрязнения - неорганизованный источник, занимающий обширную территорию или совокупность одиночных источников загрязнения атмосферного воздуха (пруды-испарители, шлаконакопители, терриконы, отвалы, свалки и другие источники загрязнения).
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Отношения в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха в Республике Татарстан регулируются федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 3. Основные принципы охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Охрана и рациональное использование атмосферного воздуха осуществляются в соответствии с принципами:
законности;
приоритетности обеспечения прав граждан на здоровую окружающую природную среду;
платности;
международного сотрудничества.
Статья 4. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их исполнением;
принятие республиканских долгосрочных целевых программ в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
Статья 5. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Республики Татарстан;
разработка и реализация республиканских целевых программ в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществление мер по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти Республики Татарстан;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ по улучшению качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий.
Полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляются непосредственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.".
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К компетенции органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
озеленение территории местного самоуправления;
организация сбора и вывоза бытовых отходов;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, а также отдельных государственных полномочий, переданных им в установленном порядке.
Статья 10. Экономическое регулирование охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Экономическое регулирование охраны и рационального использования атмосферного воздуха предусматривает:
установление платы за загрязнение атмосферного воздуха;
экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
установление лимитов загрязнения атмосферного воздуха.
Статья 11. Плата за загрязнение атмосферного воздуха
Плата за загрязнение атмосферного воздуха является формой частичной компенсации вреда, наносимого окружающей природной среде.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха взимается в порядке, установленном законодательством.
Внесение платы за загрязнение атмосферного воздуха не освобождает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха.
Статья 12. Сбор за выдачу специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказание отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух
Сбор за выдачу специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказание отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух взимается в соответствии с федеральным законодательством.
Размер сбора за выдачу указанных специальных разрешений (лицензий) устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 13. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха осуществляется путем предоставления в соответствии с законодательством налоговых и иных льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы, направленные на охрану атмосферного воздуха, внедряющим научно-технические достижения, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, осуществляющим производство очистных сооружений, оборудования и контрольно-измерительных приборов, а также экологически чистой продукции без увеличения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Статья 15. Условия осуществления деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается в соответствии с федеральным законом на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законом.
Статья 16. Нормирование качества атмосферного воздуха
Нормирование качества атмосферного воздуха производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на него, гарантирующих экологическую безопасность населения, растительного и животного мира, окружающей природной среды.
Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на него.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на атмосферный воздух, методы их определения утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном законодательством. Для особо охраняемых природных территорий, зон санитарной охраны курортов, зон отдыха городов и поселений могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством.
Статья 17. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух
В целях охраны и рационального использования атмосферного воздуха устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных и передвижных источников загрязнения, а также предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом в соответствии с федеральным законом.
Статья 19. Охрана атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их прямое или косвенное влияние на состояние атмосферного воздуха, должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд, а также выполнение других требований по охране атмосферного воздуха.
Размещение и строительство хозяйственных и иных объектов, загрязняющих атмосферный воздух, осуществляются в установленном законодательством порядке.
Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с федеральным законом обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Татарстан в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;