Недействующий

Закон Республики Татарстан от 12 февраля 1997 г. N 1040
"Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан"
(введен в действие Постановлением ГС РТ от 2 октября 1996 г. N 763)
(принят повторно Постановлением ГС РТ от 12 февраля 1997 г. N 1041)
(с изменениями и дополнениями от 27 июня 2001 г.)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РТ от 28.06.2004 N 38-ЗРТ.
____________________________________________________________________


Природа и ее богатства являются достоянием многонационального народа Республики Татарстан, средой обитания и жизнеобеспечения человека, естественной основой его устойчивого социально-экономического развития.

Настоящий Закон призван обеспечить защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду, способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности и организацию рационального природопользования.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательное регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды

Отношения в области охраны окружающей природной среды в Республике Татарстан регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом и иным законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.

Статья 2. Задачи законодательства Республики Татарстан об охране окружающей природной среды

Задачами законодательства Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды являются регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды в целях ее сохранения, обеспечения экологической безопасности и охраны прав граждан, рационального использования природных ресурсов республики, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды

Охрана окружающей природной среды в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с основными принципами:

- защиты природной среды, природноресурсной базы, жизнедеятельности природных систем, человека;

- обеспечения порядка, в соответствии с которым решения, способные вызывать ухудшение состояния природной среды, принимаются открыто, с обязательной информацией о них заинтересованных сторон или тех, чьи интересы затрагиваются непосредственно и в первую очередь, и в котором предусматриваются справедливые и равноправные возможности для пересмотра и исправления неправильно принятых решений;

- предоставления в соответствии с законодательством равных возможностей для обеспечения безопасной, здоровой и качественной жизни нынешнему и будущему поколениям граждан Республики Татарстан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на ее территории;

- обеспечения эффективной деятельности систем информации об изменениях в состоянии социально-экономической системы и окружающей природной среды;

- сочетания экологических интересов граждан с необходимостью развития общества при осуществлении ими хозяйственной деятельности; возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, рационального использования природных ресурсов Республики Татарстан путем лицензирования, квотирования природопользования и нормирования уровней влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду в соответствии с законодательством;

- соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения;

- взаимодействия с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач, а также международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Объекты охраны окружающей природной среды

1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и иного нерационального и бесхозяйственного использования на территории Республики Татарстан подлежат:

- земля, ее недра, леса, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир во всем его многообразии, типичные и редкие ландшафты, курортные зоны, особо охраняемые природные территории, климат, озоновый слой атмосферы и иные природные объекты как компоненты естественных экологических систем и биосферы.

2. Охране от вредных воздействий хозяйственной и иной деятельности подлежат жизнь и здоровье человека.

Статья 6. Экологические программы Республики Татарстан

1. Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей природной среды и ее оздоровления разрабатываются и осуществляются государственные экологические программы Республики Татарстан, а также экологические программы городов и районов.

2. Разработка государственных экологических программ осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан, а программ районов и городов республиканского подчинения -местными органами государственного управления и органами местного самоуправления.

Раздел II. Права граждан в области охраны окружающей природной среды


Статья 7. Право граждан на качественную окружающую природную среду

1. Каждый гражданин Республики Татарстан и лица, проживающие на ее территории, имеют право на качественную окружающую природную среду.

Это право обеспечивается государством и реализуется путем:

- участия в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов в области охраны окружающей природной среды;

- участия в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов;

- общего и специального природопользования;

- получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения;

- участия в проведении общественной экологической экспертизы;

- возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных воздействий;

- обжалования неправомерных действий должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в результате деятельности которых причинен вред здоровью, имуществу граждан;

- проведения мер по поддержанию, воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей природной среды;

- различных видов страхования;

- возложения обязанностей на министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности неукоснительно соблюдать требования законодательства, оказывать содействие общественным экологическим движениям и организациям (объединениям) в осуществлении их природоохранной деятельности;

- осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды;

- установления ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды.

2. Деятельность, ведущая к нарушению прав граждан на качественную окружающую природную среду, может быть прекращена в порядке, установленном законодательством.

Раздел III. Компетенция органов государственной власти и
управления в области охраны окружающей природной среды

Статья 8. Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды

К ведению Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды относятся:

- принятие законов в области охраны окружающей природной среды в Республике Татарстан и внесение в них изменений;

- утверждение государственной экологической программы;

- осуществление контроля за исполнением природоохранительного законодательства;

- контроль за деятельностью Экологического фонда Республики Татарстан.

Государственный Совет Республики Татарстан рассматривает и другие вопросы республиканского значения в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Татарстан.

Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды

Кабинет Министров Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды:

               - разрабатывает государственные экологические программы и представляет их на утверждение в Государственный Совет Республики Татарстан;

          - устанавливает дифференцированные ставки платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ в соответствии с законодательством;

          - принимает решения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда республиканского значения;

          - объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и ведомств в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Республики Татарстан;

          - организует учет и оценку природных ресурсов;

          - определяет порядок пользования природными ресурсами, отнесенными к собственности Республики Татарстан;

          - утверждает перечень особо ценных природных ресурсов, отнесенных к собственности Республики Татарстан, и порядок их изъятия;

          - утверждает запасы природных ресурсов республиканского значения;

          - устанавливает квоты на использование объектов животного (в том числе рыбных запасов) и растительного мира, отнесенных к собственности Республики Татарстан;

          - устанавливает порядок образования и использования средств Экологического фонда Республики Татарстан в соответствии с законодательством;

          - назначает представителей для участия в работе по рассмотрению и разрешению вопросов, возникающих между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, а также субъектами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

          - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее оздоровлению;

          - организует непрерывное экологическое воспитание и образование граждан;

          - обеспечивает население необходимой экологической информацией.

          Кабинет Министров Республики Татарстан может осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов в соответствии с законодательством

Статья 10. Компетенция специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды

           1. К ведению специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды относятся:

          -руководство деятельностью в области природопользования и охраны окружающей среды, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

           - установление допустимых норм и нормативов антропогенных воздействий на окружающую природную среду, Определение научно обоснованных квот и лимитов на добычу, использование и вовлечение в производство всех видов природных ресурсов, осуществление лицензирования в области природопользования и обращения отходов;

          - разработка инструктивных и нормативно-методических материалов в области охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности;

          - организация ведения экологического мониторинга;

          - организация и проведение государственной экологической экспертизы;  - осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

          - управление природно-заповедным фондом Республики Татарстан, ведение Красной книги Республики Татарстан, организация природно-заповедного дела;

         - осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

         - принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду;

         - осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

2. Специально уполномоченные гoсударственные органы управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды несут ответственность за состояние окружающей природной среды и охраны природных ресурсов.

Статья 12. Компетенция местных органов государственной власти и управления в области охраны окружающей природной среды

1. К ведению местных Советов народных депутатов относятся:

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей природной среды;

- рассмотрение вопросов охраны окружающей природной среды;

- рассмотрение и утверждение экологических программ;

- осуществление контроля за соблюдением природоохранительного законодательства и выполнения соответствующих экологических программ;

- обеспечение мер, направленных на сохранение объектов природно-заповедного фонда;

- принятие решений о проведении экологической экспертизы;

- представление, изъятие природных ресурсов в соответствии с законодательством;

- осуществление иных полномочий, установленных законами Республики Татарстан.

2. К ведению местных администраций относятся:

- защита прав граждан в области охраны окружающей среды;

- разработка проектов экологических программ;

- утверждение, с учетом требований экологической безопасности, градостроительной документации; использованию природных ресурсов;

- координация и контроль за деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды;

- оказание содействия проведению общественных экологических экспертиз.

Раздел IV. Экономическое регулирование природопользования
и охраны окружающей среды

Статья 13. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды

Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в Республике Татарстан осуществляется путем:

- обеспечения выполнения природоохранительных мероприятий за счет различных источников финансирования;

- установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов, установления нормативов платы и на их базе взимание платежей в установленном порядке за использование природных ресурсов и на их воспроизводство;

- предоставления в соответствии с законодательством предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»