Действующий

Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан

Введение

Семья является союзником общества в решении наиболее острых и злободневных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев, социализации детей, сохранении и развитии сложившихся в обществе жизненно важных традиций. Однако потенциал семьи сегодня реализуется недостаточно эффективно, и основная причина заключается в том, что семья не может полностью использовать свои возможности вне общества и без его активной поддержки.

Проводимые в 90-е годы реформы российского общества привели к глубоким изменениям его жизнедеятельности. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям жизни. В переходный к рыночным отношениям период произошли существенные сдвиги в составе и структуре семей. Сегодня наиболее остро в республике встает вопрос о сокращении числа детей. В Республике Татарстан с 1996 года количество детей и подростков в возрасте до 15 лет уменьшилось на 16%, в то время как численность населения старше трудоспособного возраста возросла на 0,9 процента. По данным Комитета государственной статистики Республики Татарстан, на начало 2003 года удельный вес детей в общей численности населения составил 18,6 процента.

С 1993 года естественная убыль населения в республике остается высокой. Естественный прирост не обеспечивает простого воспроизводства населения. Несмотря на то, что за последние годы в Татарстане отмечается стабильный рост рождаемости (2000 г. - 35,4 тыс. человек, 2001 г. - 35,9 тыс. человек, 2002 г. - 38,0 тыс. человек), число смертей среди жителей республики постоянно превышает число рождений. В 2003 году в республике на каждые 13 человек умерших приходится только 10 родившихся жителей.

Вместе с тем наблюдается рост числа смертей граждан трудоспособного возраста. В абсолютном значении эта величина в 1992 году составила 10,3, в 2001 - 14,3, в 2002 - 14,2 тыс. человек. На одного родившегося ребенка эта доля неуклонно возрастала и в 2002 году достигла 0,4 (в 1992 г. - 0,2). Если же провести оценку числа умерших по сравнению с числом родившихся, в 2002 году это соотношение составило уже 1,4 (в 1992 г. - 0,9). С учетом все увеличивающегося числа граждан, лишенных свободы (от 5 до 10 тыс. человек в разные годы), демографическая ситуация в республике становится все более драматичной.

В республике отмечается тенденция роста числа браков. В 2002 г. органами ЗАГС было зарегистрировано 25,1 тыс. браков, 21,0 тыс. разводов. Вместе с тем число разводов остается высоким, что означает увеличение числа неполных семей. Другой причиной их увеличения является внебрачная рождаемость. В нашей республике примерно 20% детей рождаются вне брака. Значительная часть из них - дети, рождающиеся у одиноких матерей.

По данным микропереписи населения 1994 года, примерно в 12% семей дети живут только с матерью, без отца. 60% семей в республике имеют только одного ребенка, двоих детей - лишь каждая третья семья.

По данным структурных (территориальных) подразделений Министерства социальной защиты Республики Татарстан, в 2002 году в республике насчитывалось около 470,5 тыс. семей, имеющих несовершеннолетних детей; среди них 35750 - многодетные семьи, или 7,5% общего количества семей, в которых воспитываются 115459 детей; около 20 тыс. одиноких матерей воспитывают 23087 детей (4,1%); в 6448 семьях родители-инвалиды воспитывают около 9 тыс. детей (1,3%); в 4998 семьях родители-пенсионеры воспитывают 6607 детей (1,0%).

На фоне сокращения общего числа детей в республике отмечается тенденция к уменьшению числа детей-инвалидов. Если в 2001 году более 17790 детей-инвалидов являлись получателями социальных пенсий, в 2002 году - 17416, то на начало 2003 года их стало 16870 человек. В 2002 году впервые признаны инвалидами 2249 детей в возрасте до 18 лет (в 2001 году - 2167 человек).

В 2002 г. в республике выявлены 1703 ребенка, оставшихся без попечения родителей, их них 51,6% - дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родительских прав. Следует также отметить, что число детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы не уменьшается. Ежегодно на полное государственное обеспечение передаются около 500 детей и более 1,5 тыс. детей - под опеку и попечительство.

По итогам 2002 года сотрудниками органов внутренних дел за уклонение от родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение поставлены на учет в милицию 3560 семей, 5764 человека привлечены к административной ответственности, 610 - лишены родительских прав, по ст.156 Уголовного кодекса Российской Федерации за жестокое обращение с несовершеннолетними возбуждены уголовные дела в отношении 50 лиц, 45 из них привлечены к уголовной ответственности.

В 2002 г. в республике несовершеннолетними гражданами совершены 3504 преступления, что на 16,7% меньше по сравнению с 2001 годом. Несмотря на снижение в 2002 году количества правонарушений среди несовершеннолетних, удельный вес подростковой преступности возрос на 1,4% и остается достаточно высоким, составляя 9,9% общего количества зарегистрированных преступлений.

На начало 2003 года на учете в структурных (территориальных) подразделениях Министерства социальной защиты Республики Татарстан состоят 23685 семей, находящихся в социально опасном положении. В данных семьях проживают 50282 ребенка.

В целях преодоления негативных тенденций в жизни татарстанских семей, выделения государственной социальной поддержки семье заинтересованными министерствами, ведомствами, учеными в качестве важнейшего стратегического направления социальной политики республики была разработана Концепция государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан (далее - Концепция).

Характерной особенностью Концепции является то, что она определяет не только формы и методы социальной защиты семей, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях, но и систему взаимоотношений семьи и государства.

Раскрывая приоритеты целенаправленной национальной политики в отношении семей в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях, Концепция в перспективе должна являться конструктивной основой деятельности органов государственной власти, администраций городов и районов республики при разработке эффективных социально-экономических мер, краткосрочных и среднесрочных программ стабилизации, укрепления, развития семьи и общества в целом.