Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан является приоритетной областью деятельности органов государственной власти на всех уровнях - республики, районов и городов и основывается на следующих принципах:
4.1. Социальная активность и ответственность семьи
Семья является не только объектом государственной социальной поддержки, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. Семья активно участвует в формировании и осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей. Каждый дееспособный член семьи несет ответственность перед обществом за состояние семьи в целом, а также за здоровье и судьбу каждого из ее членов.
Семья обязана способствовать реализации прав и интересов своих членов, на нее возлагается ответственность за обучение и воспитание детей, содержание престарелых людей, уход за нетрудоспособными и защиту их прав и интересов. Использование семьей своих прав не должно причинять ущерб правам других граждан, интересам общества.
4.2. Равенство прав и возможностей семей
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан предполагает равенство прав и возможностей семей и их членов в реализации своих общественных функций, а также прав на государственную поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений, возможности выбора форм поддержки. Государство обязано предоставить реальные права не только отдельной личности, но и всей семье в целом. Правовое регулирование отношений семей разных типов, учет интересов семьи в процессе осуществления социально-экономических реформ и культурно-исторического развития общества необходимы как при разработке различных республиканских и региональных социальных программ, так и при их реализации.
4.3. Равноправие мужчины и женщины в семье
Мужчина и женщина в семье имеют равные права в распределении семейных обязанностей, принятии решений, качающихся всех сфер жизнедеятельности семьи - и материальных, и духовных. Они равны перед возможностью сочетания своих семейных и профессиональных интересов и потребностей и в равной степени могут рассчитывать на поддержку общества и государства в решении проблемы самореализации.
4.4. Приоритетность интересов ребенка
Интересы ребенка в реализации мер государственной социальной поддержки семьи и детей являются приоритетными независимо от пола ребенка, очередности его рождения и типа семьи, в которой он воспитывается.
4.5. Самостоятельность и автономность семьи
Меры помощи, защиты и поддержки принимаются семьей только на добровольных началах с опорой на собственные силы. Защита семьи не должна превращать ее в иждивенца. Исключается какое-либо вмешательство во внутренний мир семьи, за исключением случаев административно или уголовно наказуемого поведения семьи либо отдельных ее членов. Главным регулятором внутрисемейных взаимоотношений должны являться нормы морали.
4.6. Реализация национальных интересов семей
Государственная социальная поддержка национальных интересов семьи и детей состоит в обеспечении гражданского мира и национального согласия, нейтрализации причин и условий для возникновения социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, сохранении и укреплении духовных и культурных ценностей семей, принадлежащих к различным национальным группам, продолжении традиций патриотизма, коллективизма и гуманизма.
4.7. Социальная защищенность семьи
Социальная защищенность семьи предполагает гарантированный, стандартный для каждого типа семьи минимальный уровень доходов, обеспеченность жилой площадью, правовую защиту и другие условия социальной поддержки. Меры помощи семьям, проживающим в Республике Татарстан, разрабатываются с учетом максимально возможной доступности ее получения. Дополнительная государственная помощь оказывается семьям, которые в ней нуждаются, с учетом их реального социально-экономического положения. Дифференциация позволяет гарантировать поддержание социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически благоприятных условий активным ее членам с целью повышения семейного благосостояния.
4.8. Комплексность в осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан реализуется на основе интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения различных проблем жизнедеятельности семьи.
4.9. Научная обоснованность государственной социальной поддержки семьи и детей
Эффективность решения сложных практических задач общества по укреплению и развитию института семьи, формированию государственной стратегии и конкретных программ действий в области социальной поддержки семьи и детей определяется ее научной разработкой.
Научная экспертиза разрабатываемой стратегии, а также направлений, форм и методов проведения государственной социальной поддержки семьи и детей является условием ее результативности и обоснованности, средством защиты от ошибок и искажений в процессе реализации.