Действующий

Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан

6. Механизмы реализации государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан

Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан реализуется в процессе осуществления целого комплекса мер экономического, финансового, политического, правового, социального, информационного и организационно-управленческого характера, который направлен на обеспечение согласованного взаимодействия государства, семьи и каждого ее члена и служит стабилизации института семьи в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования. Реализация государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан осуществляется на основе программно-целевого подхода с учетом региональных особенностей.

К числу основных механизмов реализации государственной социальной поддержки семьи и детей в республике относятся ее организационно-управленческое и аналитическое обеспечение, выявление необходимых материальных и кадровых ресурсов, разработка нормативно-правового, научно-методического и информационного обеспечения.

6.1. Организационно-управленческое обеспечение

Органы государственной власти Республики Татарстан играют определяющую роль в государственной социальной поддержке семьи и детей, разделяя ответственность за судьбу семей с другими социальными институтами, включая и сам институт семьи.

Кабинет Министров Республики Татарстан определяет центр ответственности за координацию межотраслевых функций по реализации государственной социальной поддержки семьи и детей. Указанная функция может быть закреплена за Республиканской межведомственной комиссией по обеспечению социальной защиты населения с целью содействия принятию своевременных и эффективных мер по реализации социальной поддержки семьи и детей, согласованности действий различных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждений и организаций, общественных объединений, политических партий и движений, а также преодоления узковедомственного подхода к решению проблем функционирования семьи.

При комиссии могут создаваться временные рабочие группы из числа ведущих ученых и специалистов для подготовки предложений по актуальным проблемам социальной поддержки семьи и детей в республике.

Органы государственной власти на местах осуществляют деятельность по созданию необходимых экономических, социальных, психолого-педагогических и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности семьи на основе соответствующих законодательных и иных нормативных актов и региональных программ.

6.2. Аналитическое обеспечение

Государственная социальная поддержка семьи и детей без аналитического обеспечения останется случайным набором разрозненных мер.

Аналитическое обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей осуществляется в целях:

прогнозирования позитивных и негативных тенденций в развитии семьи;

совершенствования работы с семьей на основе инновационных информационных технологий;

совершенствования законодательства в области защиты прав и интересов семьи и детей;

усиления ориентации социальной политики на семью.

Органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют последовательные меры по обеспечению жизнедеятельности семьи на основе объективной аналитической информации о положении семьи и тенденциях ее изменения под воздействием проводимых социально-экономических преобразований. Примерная структура аналитической информации о реализации государственной социальной поддержки семьи и детей приведена в приложении к настоящей Концепции.

6.3. Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан основано на выборе такой стратегии деятельности, которая способствовала бы укреплению института семьи и не являлись высокозатратной для государства в настоящих социально-экономических условиях.

В процессе разработки, принятия и реализации разноуровневых (республиканских, региональных, отраслевых и др.) долгосрочных и среднесрочных программ государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан наряду с бюджетными средствами используются поступления средств внебюджетных фондов, негосударственных предприятий, организаций, благотворительной деятельности иных субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей и других источников, не запрещенных законодательством.

Помимо финансово-экономических и материально-технических ресурсов, государственная социальная поддержка семьи и детей предусматривает и кадровое обеспечение.

Кадровое обеспечение осуществляется на основе:

совершенствования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов, занимающихся социальной работой с семьей во всех ее видах;

разработки и совершенствования государственных социальных стандартов профессиональной деятельности специалистов, а также стандартов, направленных на обеспечение эффективной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

6.4. Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Совершенствование и систематизация республиканских нормативных актов Республики Татарстан по проблемам семьи, женщин и детей происходит с учетом общественно-политических, социально-экономических, территориальных, культурно-исторических, медико-социальных и социально-психологических условий жизнедеятельности семьи.

Формирование нормативной базы правового регулирования государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан включает в себя:

разработку и совершенствование законодательства о семье с учетом изменяющихся условий жизни;

совершенствование деятельности субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей в процессе ее реализации в Республике Татарстан;

определение форм государственного контроля за реализацией социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.

6.5. Научно-методическое и информационное обеспечение