Актуальность реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан. Десять лет экономических реформ серьезно затронули практически все ключевые отрасли и сферы национальной экономики. Рыночный уклад, несмотря на многие проблемы, связанные с переходным периодом, последовательно трансформирует хозяйственные важнейшие пропорции. Однако трудовые отношения, рынок рабочей силы изменились меньше всего. Это соответствует зарубежным тенденциям, поскольку социальная сфера, сфера воспроизводства человеческих ресурсов наиболее консервативно реагирует на происходящие в экономике, изменения. Специальные экономические исследования показывают, что слишком медленное реформирование рынка рабочей силы начинает все сильнее сдерживать общее хозяйственное развитие республики. Для сохранения темпов преобразований возникает объективная необходимость повышения мобильности и гибкости рынка рабочей силы. Политика реформирования системы оплаты труда при этом является основным и наиболее действенным инструментом индикативного управления государственными органами социальной сферы в рыночной экономике.
Реформирование системы оплаты труда заключается в осуществлении последовательных и согласованных между собой изменений по совершенствованию отношений на рынке труда, нормализации структуры оплаты труда, усилению трудовой мотивации в рамках существующих полномочий, закрепленных за органами государственного управления Республики Татарстан в Договоре и соглашениях о разграничении полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией.
Необходимость Концепции. Центральная экономическая программа Правительства Республики Татарстан, одобренная Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан, Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан заложила ключевые подходы к реформированию экономических отношений. Последовательная реализация заложенных в нее принципов потребовала обоснования государственной политики Республики Татарстан в области регулирования хозяйственных отношений на рынке рабочей силы. Таким образом, Концепция по роли и месту в формировании эффективной системы нормативно-правового обеспечения государственного управления является органичным продолжением и развитием Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан в этой области.
Новизна предлагаемых, в Концепции подходов заключается в следующем:
- в формировании принципов и направлений реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан на макро- и микроэкономическом уровнях национальной экономики;
- в применении системного подхода к анализу рынка рабочей силы, занятости и сферы оплаты труда, что позволяет сформировать действенную долгосрочную государственную политику по соответствующим направлениям;
- в разработке механизма совершенствования системы индексации денежных доходов занятого населения, ориентированных на передовую зарубежную практику и опыт индексации денежных доходов;
- в ориентации на систему разработанных индикаторов при заключении трудовых контрактов с руководителями государственных предприятий, организаций, и учреждений и с руководителями предприятий, организаций и учреждений, контролируемых государственными органами;
- в предложениях по использованию бюджетных и фискальных инструментов в регулировании рынка труда для обеспечения тесной взаимосвязи динамики заработной платы и социальных выплат с конечными результатами деятельности отечественных товаропроизводителей;
- в создании условий, обеспечивающих эффективное выполнение возложенных Правительством Республики Татарстан функций и полномочий на Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости, с целью усиления его роли в проведении единой, скоординированной активной экономической политики на республиканском рынке труда.
В соответствии с Государственной программой экономического и социального прогресса Республики Татарстан, проводимым Президентом и Правительством Республики Татарстан экономическим курсом, видятся следующие основные задачи реформирования системы оплаты труда и рынка рабочей силы.
Долгосрочные задачи:
- повышение мобильности и гибкости республиканского рынка рабочей силы;
- создание условий для полной занятости всего экономически активного населения в Республике Татарстан;
- создание гибкого социального "буфера" экономических реформ, защита интересов трудящегося населения, его денежных доходов и накоплений от влияния, макроэкономических и структурных сдвигов, изменения цен, инфляции.
Среднесрочные задачи:
- снижение отрицательного влияния безработицы, вызванной общим промышленным спадом и реструктуризацией народного хозяйства, на экономические преобразования;
- рационализация структуры заработной платы в отраслевом разрезе, нормализации внутриотраслевой дифференциации в оплате труда;
- создание эффективной системы материального поощрения, и контроля за результатами трудовой деятельности в государственном секторе экономики.
Краткосрочные задачи:
- внедрение рыночных систем регулирования трудовых отношении в области оплаты труда на рынке рабочей силы;
- внесение контрактных форм взаимоотношений на рынке труда с учетом формируемой в Республике Татарстан системы индикативного планирования;
- совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по индексации денежных доходов населения.
Решение вышеуказанных задач позволит осуществить выполнение стратегической задачи реформирования экономики республики - создание условий для роста конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и народного хозяйства в целом.
Основная цель реформирования системы оплаты труда - повышение экономической активности населения и создание условий для роста занятости.