Недействующий

О Концепции (основных направлениях) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан (утратило силу)

1.1. Спрос и предложение на рынке рабочей силы

В целях реформирования системы оплаты труда Республики Татарстан необходимо исследовать важнейшие экономические тенденции, внутренние составляющие функционирования республиканского рынка рабочей силы.

Исследования рынка рабочей силы, формирования совокупного спроса и предложения рабочей силы в Республике Татарстан показывает, что, несмотря на то, что кризис миновал, в основных секторах национальной экономики начинает устанавливаться преддепрессионная ситуация, пропорции рынка рабочей силы практически не изменились (см. таблицу 1.1.1. "Расчет совокупного спроса и предложения рабочей силы Республики Татарстан", рис.1.1.1. "Динамика основных показателей занятости Республики Татарстан"). Кризис на рынке рабочей силы только назревает, об этом свидетельствуют следующие характерные признаки:

- Ускоренное увеличение разрыва между совокупным предложением и спросом на рынке рабочей силы. Необеспеченное ежегодное предложение новых секторов и производств на рабочую силу составляет около 340 тыс. работников и растет в среднем на 6,5% в год;

- Уровень безработицы, рассчитанный на основе совокупного предложения рабочей силы, составляет около 17%, что является в принципе приемлемым для реформирующейся экономики, но в то же время является индикатором социальной "взрывоопасности". Опасно не само значение показателя, а темпы его роста, составляющие в среднем около 25% в год. При этом специальные исследования, проведенные Центром социальных проблем Республики Татарстан, структуры выпускаемой продукции и запасов товарной продукции показывают, что одновременно происходит увеличение до критического уровня размеров скрытой безработицы (до 24% объемов совокупного предложения). Экспертные расчеты и прогнозы показывают, что имеются все основания утверждать, что данная неблагоприятная тенденция сохранится, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

- При существенном изменении за последние десять лет номинальной и реальной заработной платы совокупное предложение рабочей силы практически не изменилось. Несмотря на серьезные реформы и макроэкономические трансформации республиканский рынок рабочей силы практически не реагирует на происходящие в республике экономические и социальные изменения и фактически тормозит общий ход хозяйственных реформ.

- В экономике республики создается незначительное количество новых рабочих мест, что свидетельствует не об увеличении единичной производительности одного рабочего места, а, скорее, о формальном характере реформ в отдельных отраслях либо о том, что кризисная ситуация в целом ряде отраслей народного хозяйства еще не преодолена. Крайне медленное формирование рабочих мест делает вполне реальным возникновение в краткосрочной и среднесрочной перспективе тупиковой экономической ситуации, когда экономический рост будет существенно сдерживаться в результате этого.

- Динамика номинальной заработной платы практически не связана с динамикой сводного индекса потребительских цен (см. таблицу 1.1.2. "Динамика средней заработной платы и сводного индекса потребительских цен", коэффициент корреляции составляет всего 0,22) (Корреляционный анализ - метод экономико-статистического анализа зависимостей между показателями. Коэффициент корреляции показывает тесноту и форму статистической связи между изменениями значений показателей. Коэффициент варьирует от -1 до 1, чем ближе его значение к 1 или -1, тем более устойчивой и тесной является статистическая связь) . Это существенно влияло на динамику уровня скорректированной заработной платы, особенно в период галопирующей инфляции 1993-1995 гг., что не позволяло обеспечить устойчивые темпы роста реальной оплаты труда в народном хозяйстве Республики Татарстан.

Тем не менее положительная, тенденция увеличения уровня скорректированной на сводный индекс потребительских цен заработной платы имела место в нашей республике и в условиях галопирующей инфляции. А благодаря существенному снижению уровня инфляции в 1996 г. реальная средняя заработная плата в этом году заметно возросла и превысила уровень 1991 года.