Анализ отраслевых пропорций средней месячной номинальной заработной платы в Республике Татарстан показывает, что за период с 1985 г. по 1996 г. в относительных отраслевых уровнях оплаты труда произошли серьезные изменения. Анализ динамики отраслевых коэффициентов опережения свидетельствует, что данные изменения еще далеко не завершены. Высокий уровень отраслевой стабильности наблюдался в целом лишь по промышленности и в последние три года - в отраслях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, а также культуры и искусства. Напротив, наиболее высокий уровень отраслевой нестабильности по сравнению с общей динамикой средней месячной заработной платы по всему народному хозяйству с 1993 г. по 1996 г. имел место в отраслях "наука и научное обслуживание", "кредитование, страхование и финансы". В 1996 г. весьма значительные изменения в отраслевых уровнях оплаты труда произошли в результате опережающего роста оплаты труда в отраслях "связь", "строительство", "жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания", "наука и научное обслуживание", "кредитование, страхование и финансы". При этом существенно отставало по увеличению средней месячной заработной платы сельское хозяйство.
Вместе с тем следует отметить, что указанные изменения в динамике среднемесячной заработной платы в 1996 г. своим результатом имели существенный рост уровня межотраслевой дифференциации в оплате труда с 0,341 в 1995 г. до 0,432. Это превысило уровень межотраслевой дифференциации в оплате труда 1992 г. и переломило негативную тенденцию снижения уровня этого показателя, складывающуюся с 1992 г. (в 1995 г. уровень межотраслевой дифференциации начал приближаться к уровню 1991 г.).
Отраслевая динамика реальной средней месячной заработной платы, приведенная к уровню 1985 г., показывает, что наиболее приспособленными в условиях значительных ценовых сдвигов оказались отрасли "кредитование, страхование и финансы", "связь", "жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания". Более того, у связистов и в финансовых отраслях уровень реальной заработной платы в 1996 г. достиг уровня 1990 г. Приближается к уровню 1990 г. величина реальной заработной платы на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении. Существенно уступили свои позиции отрасли "сельское хозяйство" (снижение со 150 до 60 рублей), "наука и научное обслуживание" (снижение со 190 до 90 рублей). Интересно, что в 1994-96 гг. уровень межотраслевой дифференциации, рассчитанный по реальной заработной плате, несколько превышал аналогичные показатели, рассчитанные по номинальной заработной плате.
Большая стабильность по целому ряду отраслей наблюдалась в промышленности. Данная отраслевая структура средней месячной заработной платы также претерпела, начиная с 1992 г., серьезные структурные изменения. Существенно возрос относительный отраслевой уровень оплаты труда в топливной, химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, пищевой промышленностях. Заметно снизился относительный отраслевой уровень оплаты труда в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, электроэнергетике. При этом характерно, что относительное снижение в электроэнергетике последовало после беспрецедентного административного решения об увеличении уровня оплаты в этой отрасли более чем в 2,1 раза в 1991 г.
Как и в целом по экономике, структурные изменения в средней месячной заработной плате в отраслях промышленности еще не завершены. Высокий уровень относительной отраслевой стабильности, близкий к идеальному (коэффициент стабильности 0,02-0,04) наблюдается с 1993 г. в машиностроении и металлообработке и пищевой промышленности (коэффициенты устойчивости в диапазоне от 0,05 до 0,06). И в ближайшее время относительные уровни в средней месячной заработной плате в этих отраслях навряд ли изменятся.
По степени нестабильности в относительных отраслевых уровнях оплаты труда можно разбить на две основные группы. В первую группу могут быть отнесены электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая (коэффициент устойчивости в диапазоне 0,1-0,15). Ко второй группе относится промышленность строительных материалов (коэффициент устойчивости 0,19-0,22). Промышленность строительных материалов с учетом динамики средней месячной заработной платы в 1992-1993 гг. могла быть с полным основанием отнесена к особой третьей группе отраслевой нестабильности (коэффициент устойчивости 0,56). Если же взять период 1994-1996 гг., то коэффициент устойчивости составлял по данной отрасли 0,15, что позволяет отнести ее к первой группе отраслевой нестабильности.
По уровню межотраслевой дифференциации средней месячной заработной платы в промышленности максимальное значение наблюдалось в 1992 г. В 1993 г. произошло его заметное снижение с 0,466 до 0,374, а затем до 1995 г. имело место его некоторое увеличение до 0,383. В 1996 г., к сожалению, уровень межотраслевой дифференциации в оплате труда существенно уменьшится до 0,328, приблизившись к значению этого показателя в 1991 г.
Отраслевая динамика реальной средней месячной заработной платы, приведенная к уровню 1985 г., показывает, что наиболее приспособленными в условиях значительных ценовых сдвигов оказались отрасли "топливная промышленность", "электроэнергетика", "химическая и нефтехимическая промышленность", "лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность", "промышленность строительных материалов", "пищевая промышленность". Так, например, в топливной промышленности уровень реальной заработной платы в 1996 г. превзошел уровень 1991 г. - 190 против 160 рублей. В электроэнергетике он составит 170 против 190 рублей, в химической и нефтехимической промышленности - 140 против 120 рублей, в промышленности строительных материалов - 130 против 130 рублей, в пищевой - 130 против 120 рублей, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 140 против 140 рублей.
Наибольшее снижение средней месячной заработной платы имело место в легкой промышленности (70 против 110 рублей).
При анализе внутриотраслевой дифференциации во всем народном хозяйстве, за исключением электроэнергетики, топливной, химической и нефтехимической, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, транспорта, банковской деятельности, наблюдалось смещение распределения численности работников по размерам заработной платы в пользу низкооплачиваемых категорий работников.
При анализе взаимосвязей изменения средней месячной номинальной заработной платы в различных отраслях народного хозяйства и промышленности Республики Татарстан была выявлена тесная парная корреляционная зависимость (на уровне значений коэффициента парной корреляции 0,98-0,99) между всеми рассматриваемыми отраслями.
Расчет коэффициентов парной корреляции, проведенный по реальной заработной плате (приведенной к уровню 1985 г.), показал, что корреляционная зависимость также достаточно сильна (в основном выше 0,8). Исключение составляют пары "кредитование, страхование, финансы - сельское хозяйство", "кредитование, страхование, финансы - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт", "легкая промышленность - пищевая промышленность". Более подробные данные о степени статистической взаимосвязи между динамикой отраслевых уровней средней месячной заработной платы приведены в соответствующих таблицах.
Выявленную тесную статистическую зависимость между динамикой отраслевых уровней заработной платы на общем фоне различной и неравномерной отраслевой динамики производства трудно объяснить действием экономических факторов. Как уже отмечалось, связь между оплатой труда и результатами производства крайне слаба. Статистическая связь между изменением уровней заработной платы и динамикой потребительских цен практически отсутствует. Существующая зависимость размеров оплаты труда от монопольного положения отдельных отраслей также не объясняет наличия отмеченных отраслевых взаимосвязей. Между тем значительное влияние на динамику отраслевой заработной платы в Республике Татарстан оказывало и оказывает активное применение при государственном регулировании доходов населения различного рода социальных компенсаторов. Именно их широкое использование при нерешенности и неурегулированности вопросов эффективной организации оплаты труда (как на уровне государства, так и на уровне предприятия) во многом и обусловило данный эффект тесной отраслевой взаимосвязи.
При анализе отраслевых пропорций заработной платы также приходится констатировать неполное использование возможностей ежегодно заключаемого трехстороннего генерального соглашения, отсутствие в Республике Татарстан межотраслевого тарифного соглашения, крайне слабое задействование в реструктурировании оплаты труда механизмов отраслевых тарифных соглашений. Это не позволяет вести целенаправленную работу по ликвидации диспропорций в сфере оплаты труда.