Недействующий

О Концепции (основных направлениях) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан (утратило силу)

1.2. Структура денежных доходов

Анализ распределения доходов населения (по двадцатипроцентным группам населения) показал, что в 1995 году и первой половине 1996 года происходило развитие процессов усиления дифференциации населения по уровню их доходов. При этом в структуре денежных доходов заметно и устойчиво росли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, и происходило устойчивое снижение доли оплаты труда. Со второй половины 1996 года наметилась тенденция замедления концентрации доходов. Коэффициент Джини (показатель официальной статистики Российской Федерации, характеризующий степень неравномерности распределения суммы доходов между отдельными группами населения. Его величина может варьировать от до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем неравномернее распределяются доходы в обществе) составлял 0,34-0,35 против 0,29 в 1995 году и 0,39 в июне 1996 года. На 40% населения с наиболее высокими доходами приходилось 64-65% всех доходов, на другие 20% (с доходами чуть ниже среднего) - 16-17%, наконец, на 40% бедного населения - 35-36% доходов. В составе последней группы доле 20% самого бедного населения соответствовало лишь 7% доходов. Указанные пропорции практически не изменялись за последний год, что свидетельствует о стабилизации рассматриваемой структуры доходов в Республике Татарстан.

Исследование внутриотраслевых пропорций показывает формирование в Республике Татарстан следующих тенденций. За период с 1992 по 1995 год заметно снизилась доля оплаты по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам (без доплаты и надбавок) в общем фонде оплаты труда работников. В 1995 году она составила в среднем по Республике Татарстан 60%. В промышленности значение этого показателя равнялось 55,4%, сельском и лесном хозяйстве - 76,3-76,4%, в торговле - 72,1%, строительстве - 66,7%, связи - 66,7%, материально-техническом снабжении - 52,0%, на транспорте 48,2%, в отраслях финансово-кредитной сферы - 43,6%, жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере непроизводственного бытового обслуживания - 49,2%. В отраслях, оказывающих комплекс социальных услуг, самый высокий удельный вес тарифной части в области культуры и искусства - 70,1%. Затем следуют образование - 65,2%, наука и научное обслуживание - 56,2%, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 52,3%.

Если рассматривать отдельные отрасли промышленности, то доля тарифной части их базовых сдельных расценок в фонде оплаты труда колеблется от 38,3% в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, до 65,8% в промышленности строительных материалов. В легкой промышленности в 1995 году значение данного показателя составляло 60,5%, в машиностроении и металлообработке - 56%, химической и нефтехимической промышленности - 55,2%, топливной - 52,0%, пищевой 50,3%, электроэнергетике - 49,1%.

Приведенные различия в структуре оплаты труда, разумеется, отражают специфику оплаты труда в указанных отраслях. Так, например, вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы составляют заметную величину в здравоохранении (11,4%), сельском хозяйстве (10,6%), топливной промышленности (7,9%). В свою очередь, значительна доля в фонде оплаты труда премий за счет всех источников (включая вознаграждения по итогам работы за год) в кредитно-финансовой сфере (42,0%), жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере непроизводственного бытового обслуживания населения (32,4%), материально-техническом снабжении (32,3%), на транспорте (25,1%), в электроэнергетике (33,2%), топливной промышленности (30,4%), пищевой промышленности (33,7%).

Структура оплаты труда может быть охарактеризована и как соотношение между использованием различных форм оплаты труда. Задачей является постепенный переход к повременной форме оплаты труда (особенно в промышленности) на основе уточненных повременных тарифов. В международной практике широкое распространение получили повременные системы оплаты труда, основанные на применении почасовых тарифных ставок. В отечественной экономике действуют иные стандарты повременной оплаты труда, базирующиеся на поденной и сменной оплате труда. В связи с этим в условиях последовательной рыночной трансформации возникает потребность в переходе на почасовую временную оплату труда. Однако такой переход в значительной степени должен быть подготовлен соответствующим решением вопросов тесной увязки уровня заработной платы с результатами хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, выплат социального характера на предприятиях, в организациях и учреждениях с динамикой заработной платы, структурной стабилизацией уровней оплаты труда в народном хозяйстве Республики Татарстан. Если почасовую форму повременной оплаты труда будут ускоренно внедрять в хозяйственную практику уже сегодня, то это приведет к увеличению доли временно занятого населения и деформированной структуре почасовых тарифных ставок заработной платы.

Анализ также показывает, что, несмотря на позитивные тенденции изменения в реальной заработной плате в отраслях народного хозяйства республики, реальная заработная плата 65% работников бюджетной сферы Республики Татарстан, тарифицированных выше 6 разряда, уменьшилась. С увеличением компенсационных выплат, которые вплоть до 5 разряда превышают тарифную часть, заработная плата указанных категорий работников фактически превратилась в разновидность социального пособия.

Важнейшей характеристикой в структуре оплаты труда является соотношение между фактически выплаченной и начисленной заработной платой. Статистика по трем основным отраслям народного хозяйства Республики Татарстан - промышленности, сельскому хозяйству, строительству свидетельствует, что из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней в 1996 году (по состоянию на 23 декабря) неплатежи по заработной плате предприятий, организаций и учреждений составляли 12,9% всей задолженности по заработной плате. В 1997 году (по состоянию на 24 марта) объем указанных неплатежей был заметно снижен (за три месяца более чем в два раза) и их доля в общем объеме задолженности по заработной палате снизилась до 7,6%. Параллельно в 1,2 раза снизились неплатежи предприятий из-за отсутствия собственных средств. В целом за рассматриваемые три месяца общий объем неплатежей по заработной плате сократился в 1,3 раза.

В структуре задолженности по заработной плате из-за отсутствия собственных средств значительна доля промышленности (44-46%), сельского хозяйства (25-30%), строительства (20-22%). При этом имеет место негативная тенденция быстрого роста неплатежей в сельском хозяйстве.

При выработке решений по снижению задолженности по заработной плате следует иметь в виду, что указанные неплатежи носят не только финансовый, но и институциональный характер. В данном отношении крайне важно прежде всего стабилизировать "правила игры" (налоговую систему, порядок индексации и повышения минимальной заработной платы, процедуры, увязывающие результаты хозяйственной деятельности с уровнем оплаты за труд, урегулирование проблемы неплатежей между предприятиями в целом с использованием механизмов вексельного обращения, возвратности выделяемых предприятиям кредитных ресурсов, интенсификации системы расчетов между предприятиями путем применения современных информационных технологий расчетов).

Вместе с тем, чтобы снизить неплатежи по заработной плате в Республике Татарстан, следует реструктурировать стратегические финансовые потоки, повышать ликвидность финансовых балансов предприятий, решить вопрос по финансированию отдельных статей накладных расходов (например, по поддержанию мобилизационных мощностей).