Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ЗАКОН

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 декабря 2004 года N 571-01-ЗМО


О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области

(с изменениями на 19 февраля 2021 года)

(в ред. Законов Мурманской области от 19.12.2005 N 708-01-ЗМО, от 30.11.2006 N 810-01-ЗМО, от 12.03.2008 N 947-01-ЗМО, от 24.11.2008 N 1024-01-ЗМО, от 23.12.2008 N 1055-01-ЗМО, от 12.10.2009 N 1141-01-ЗМО, от 16.12.2009 N 1170-01-ЗМО, от 25.05.2011 N 1350-01-ЗМО, от 18.12.2012 N 1546-01-ЗМО, от 31.05.2013 N 1622-01-ЗМО, от 20.12.2013 N 1704-01-ЗМО, от 20.12.2013 N 1707-01-ЗМО, от 15.12.2014 N 1801-01-ЗМО, от 06.05.2015 N 1856-01-ЗМО, от 11.12.2015 N 1935-01-ЗМО, от 06.07.2017 N 2165-01-ЗМО, от 10.11.2017 N 2195-01-ЗМО, от 06.11.2018 N 2299-01-ЗМО, от 04.06.2020 N 2509-01-ЗМО, от 04.12.2020 N 2568-01-ЗМО, от 21.12.2020 N 2579-01-ЗМО, от 28.12.2020 N 2586-01-ЗМО, от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО, от 19.02.2021 N 2599-01-ЗМО, с изм., внесенными Законом Мурманской области от 27.12.2010 N 1294-01-ЗМО)




Принят
Мурманской
областной Думой
23 декабря 2004 года



Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом и законами Мурманской области, определяет основные задачи и порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области.



Статья 1. Статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) на территории Мурманской области.


(в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)



Статья 2. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


(статья 2 в ред. Закона Мурманской области от 19.12.2005 N 708-01-ЗМО)


Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области (далее - областная комиссия) и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (далее также - муниципальные комиссии).


(в ред. Закона Мурманской области от 04.12.2020 N 2568-01-ЗМО)



Статья 3. Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


(в ред. Закона Мурманской области от 15.12.2014 N 1801-01-ЗМО)


Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.



Статья 4. Основные задачи и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


(в ред. Закона Мурманской области от 15.12.2014 N 1801-01-ЗМО)


1. Основными задачами областной комиссии и муниципальных комиссий являются:


1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;


(в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;


(в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;


(в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.


(в ред. Законов Мурманской области от 06.07.2017 N 2165-01-ЗМО, от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


2. Для решения возложенных задач областная комиссия и муниципальные комиссии в пределах своей компетенции:


1) координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;


2) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;


3) анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;


4) утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;


5) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;


6) принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;


7) принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;


8) могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.


(п. 2 в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


3. Областная комиссия в пределах своей компетенции:


1) разрабатывает и вносит в Правительство Мурманской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;


2) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью муниципальных комиссий в порядке, установленном Правительством Мурманской области;


3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Мурманской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;


4) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;


5) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;


6) принимает меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики на территории Мурманской области;


7) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, вправе в установленном порядке посещать указанные учреждения;


8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.


(п. 3 в ред. Закона Мурманской области от 28.12.2020 N 2590-01-ЗМО)


4. Муниципальные комиссии в пределах своей компетенции:


1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;


2) дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;


3) дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Муниципальные комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;


4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);