ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 15 декабря 2014 года N 1801-01-ЗМО
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят Мурманской
областной Думой
28 ноября 2014 года
Статья 1
Внести в Закон Мурманской области от 28.12.2004 N 571-01-ЗМО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области" (с последующими изменениями) следующие изменения:
1. Текст статьи 3 изложить в следующей редакции:
"Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.".
2. Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Основные задачи и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Основными задачами областной комиссии и муниципальных комиссий являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Для решения возложенных задач областная комиссия и муниципальные комиссии в пределах своей компетенции:
обеспечивают координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
организуют (обеспечивают) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
участвуют в разработке и реализации государственных (муниципальных) программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений.
3. Областная комиссия в пределах своей компетенции:
осуществляет мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, в том числе посредством анализа отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Мурманской области;
разрабатывает и вносит в Правительство Мурманской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, подготавливает предложения по данным вопросам Мурманской областной Думе, Уполномоченному по правам ребенка в Мурманской области, руководителям органов местного самоуправления, Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью муниципальных комиссий в порядке, установленном Правительством Мурманской области;
проводит семинары, обобщает и распространяет положительный опыт работы муниципальных комиссий;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Мурманской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
представляет в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными объединениями, иными органами и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также в установленном порядке с соответствующими структурами государств - участников СНГ зарубежных стран по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов;
рассматривает предложения, заявления, жалобы и обращения граждан по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, законных интересов и принимает по ним необходимые меры;
может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения.
4. Муниципальные комиссии в пределах своей компетенции:
подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
подготавливают и направляют в органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Мурманской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" к компетенции комиссий;
информируют соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" их родителями или иными законными представителями несовершеннолетних;
принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
вносят в суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа совместно-с администрацией указанного учреждения представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении,
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа,
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации,
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
дают совместно с государственной инспекцией труда в Мурманской области согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
могут принимать участие в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД России по Мурманской области;
направляют в суд заявления о лишении или об ограничении родительских прав;
участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Областная и муниципальные комиссии принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер, а также другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Порядок рассмотрения муниципальными комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, определяется Правительством Мурманской области, если иное не установлено федеральным законодательством.".
3. В статье 5:
1) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Организационная основа деятельности областной комиссии определяется Положением, утверждаемым Правительством Мурманской области, на основе примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждаемого Правительством Российской Федерации.";
2) абзац восьмой пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Организационная основа деятельности муниципальной комиссии определяется положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, на основе примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждаемого Правительством Российской Федерации.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН
Мурманск
15 декабря 2014 года
N 1801-01-ЗМО