Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие и использование минерально- сырьевой базы Пермской области на 2003- 2005 годы и на перспективу до 2010 года» (утратил силу с 21 апреля 2007 года)


2.7. Анализ вклада добычи различных видов
полезных ископаемых в экономику региона


В условиях сложившей конъюнктуры цен на минеральное сырье добыча нефти в Пермской области в ближайшем будущем будет доминировать в структуре поступлений налогов и платежей в бюджет региона от разработки месторождений полезных ископаемых и определять основные тенденции их изменения.

Прогнозные сценарии изменения добычи нефти в период 2002-2010 годы следующие. Базовый вариант, или основной, отражающий планы нефтедобывающих предприятий, характеризуется отрицательной динамикой. Два других позволяют увеличить добычу нефти за счет вовлечения в разработку нераспределенного фонда, причем при третьем варианте (вовлечение в разработку двух месторождений, находящихся в водоохранных зонах) можно достичь в 2010 году уровня 10 млн. т. Этот вариант является наиболее оптимистическим.

Анализ поступления налоговых платежей в бюджет области от добывающих предприятий различного профиля проводился по отношению к двум вариантам прогнозного изменения добычи нефти - основному и оптимистическому. Обобщенные оценки суммарных налогов и платежей (в ценах 2002 года) в бюджет всех уровней, включая налог на добычу полезных ископаемых, по основным видам минерально-сырьевых ресурсов представлены в таблицах 1 и 2 (мировая цена на нефть принята равной 18,5 доллара США за баррель).

При освоении минерально-сырьевых ресурсов Пермской области по основному варианту (таблица 1) в 2003 году прогнозируется увеличение поступлений в консолидированный бюджет на 140 млн. рублей с последующим постепенным снижением доходов от пользования недрами. Это снижение обусловлено не только падением объемов производства нефти (в 2005 году - по сравнению с 2002 годом - около 90 тыс. т), а в большей степени связано с изменением в 2005 году системы исчисления налога на ее добычу (уменьшение его областной составляющей оценивается в 290 млн. рублей, или в 25%). Уменьшение налога на добычу несколько компенсируется увеличением отчислений в местный бюджет за счет роста налога на имущество вследствие дополнительных инвестиций в развитие нефтяной отрасли. В этой связи доходы консолидированного бюджета области даже при отрицательной динамике добычи нефти будут снижаться достаточно медленно: 2005 год - доходы останутся на уровне 2002 года, 2010 год - уменьшатся на 90 млн. рублей, или на 2% относительно поступлений 2002 года.