Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых
в консолидированный бюджет области (оптимистический вариант), %
Полезное | Налоги | Год | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | ||
Нефть | Консолидированный бюджет | 75,00 | 75,00 | 74,30 | 73,20 | 70,90 |
в т.ч. налог на добычу | 90,20 | 90,25 | 89,80 | 85,10 | 83,00 | |
Соли | Консолидированный бюджет | 22,60 | 24,70 | 23,10 | 23,25 | 24,50 |
в т.ч. налог на добычу | 6,30 | 6,35 | 6,50 | 8,50 | 8,70 | |
Алмазы | Консолидированный бюджет | 1,30 | 1,10 | 1,30 | 2,20 | 3,05 |
в т.ч. налог на добычу | 1,80 | 1,50 | 1,70 | 3,80 | 5,10 | |
Хромиты | Консолидированный бюджет | 0,20 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,25 |
в т.ч. налог на добычу | 0,30 | 0,40 | 0,40 | 0,50 | 0,50 | |
ОПИ | Консолидированный бюджет | 0,70 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 1,10 |
в т.ч. налог на добычу | 0,90 | 0,90 | 0,95 | 1,30 | 1,75 | |
Минерально- строительное сырье | Консолидированный бюджет | 0,20 | 0,20 | 0,25 | 0,25 | 0,20 |
в т.ч. налог на добычу | 0,50 | 0,60 | 0,65 | 0,80 | 0,95 | |
ИТОГО | Консолидированный бюджет | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
в т.ч. налог на добычу | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
При эксплуатации месторождений стратегического сырья (нефть, алмазы) доминирующим является налог на добычу, который составляет порядка 44% от общих отчислений в бюджеты всех уровней. Для соли величина этого налога значительно ниже - чуть более 10%.
При реализации углеводородного сырья на внутреннем рынке весьма существенным является налог на добавленную стоимость - около 31%. Значительную долю в структуре платежей занимает налог на прибыль: нефть - 22%, соли -53%, алмазы -10,5%. Оценки налога на имущество: нефть - около 3%, соли - более 10%, алмазы - около 5%.
При освоении месторождений полезных ископаемых доля налога на землю крайне мала. При разработке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей она достигает 6%, что связано с наличием земельных отводов в пределах городов Березники и Соликамск. При добыче алмазов этот показатель составляет всего 1,5%, при добыче нефти - менее 0,5%. Такой низкий уровень налога на землю обусловлен отсутствием кадастровой оценки земельных участков, предоставленных для освоения месторождений полезных ископаемых, дифференциации этих платежей в зависимости от вида добываемого сырья, качества участка (наличие инженерной инфраструктуры), горно-геологических условий и других факторов.
Таким образом, вне зависимости от сценарных условий освоения минерально-сырьевых ресурсов Пермской области в перспективе до 2010 года не прогнозируется значительного снижения доходов от пользования недрами.
Увеличение консолидированного бюджета области в этот период возможно за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в водоохранных зонах, расширения рынка сбыта минеральных удобрений и вовлечения в разработку новых месторождений алмазов.
Определенные резервы при формировании доходов от разработки месторождений полезных ископаемых могут быть связаны с обоснованием дифференцированных платежей от пользования земельными участками, предоставленными для освоения георесурсов. В этом случае в зависимости от вида полезного ископаемого, горно-геологических условий разработки, количества и качества запасов, собственных функциональных особенностей земельного участка различие в платежах за его использование может отличаться в 10 и более раз.