Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие и использование минерально- сырьевой базы Пермской области на 2003- 2005 годы и на перспективу до 2010 года» (утратил силу с 21 апреля 2007 года)


Таблица 4



Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых
в консолидированный бюджет области (оптимистический вариант), %


Полезное
ископаемое

Налоги

Год

2002

2003

2004

2005

2010

Нефть

Консолидированный бюджет

75,00

75,00

74,30

73,20

70,90

в т.ч. налог на добычу

90,20

90,25

89,80

85,10

83,00

Соли

Консолидированный бюджет

22,60

24,70

23,10

23,25

24,50

в т.ч. налог на добычу

6,30

6,35

6,50

8,50

8,70

Алмазы

Консолидированный бюджет

1,30

1,10

1,30

2,20

3,05

в т.ч. налог на добычу

1,80

1,50

1,70

3,80

5,10

Хромиты

Консолидированный бюджет

0,20

0,30

0,30

0,30

0,25

в т.ч. налог на добычу

0,30

0,40

0,40

0,50

0,50

ОПИ

Консолидированный бюджет

0,70

0,70

0,75

0,80

1,10

в т.ч. налог на добычу

0,90

0,90

0,95

1,30

1,75

Минерально- строительное сырье

Консолидированный бюджет

0,20

0,20

0,25

0,25

0,20

в т.ч. налог на добычу

0,50

0,60

0,65

0,80

0,95

ИТОГО

Консолидированный бюджет

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

в т.ч. налог на добычу

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00



При эксплуатации месторождений стратегического сырья (нефть, алмазы) доминирующим является налог на добычу, который составляет порядка 44% от общих отчислений в бюджеты всех уровней. Для соли величина этого налога значительно ниже - чуть более 10%.

При реализации углеводородного сырья на внутреннем рынке весьма существенным является налог на добавленную стоимость - около 31%. Значительную долю в структуре платежей занимает налог на прибыль: нефть - 22%, соли -53%, алмазы -10,5%. Оценки налога на имущество: нефть - около 3%, соли - более 10%, алмазы - около 5%.

При освоении месторождений полезных ископаемых доля налога на землю крайне мала. При разработке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей она достигает 6%, что связано с наличием земельных отводов в пределах городов Березники и Соликамск. При добыче алмазов этот показатель составляет всего 1,5%, при добыче нефти - менее 0,5%. Такой низкий уровень налога на землю обусловлен отсутствием кадастровой оценки земельных участков, предоставленных для освоения месторождений полезных ископаемых, дифференциации этих платежей в зависимости от вида добываемого сырья, качества участка (наличие инженерной инфраструктуры), горно-геологических условий и других факторов.  

Таким образом, вне зависимости от сценарных условий освоения минерально-сырьевых ресурсов Пермской области в перспективе до 2010 года не прогнозируется значительного снижения доходов от пользования недрами.

Увеличение консолидированного бюджета области в этот период возможно за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в водоохранных зонах, расширения рынка сбыта минеральных удобрений и вовлечения в разработку новых месторождений алмазов.

Определенные резервы при формировании доходов от разработки месторождений полезных ископаемых могут быть связаны с обоснованием дифференцированных платежей от пользования земельными участками, предоставленными для освоения георесурсов. В этом случае в зависимости от вида полезного ископаемого, горно-геологических условий разработки, количества и качества запасов, собственных функциональных особенностей земельного участка различие в платежах за его использование может отличаться в 10 и более раз.