Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в отрасли ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. Решение этих задач практически целиком находится в компетенции субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ключевой проблемой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, которые связаны с появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик - подрядчик (предприятия жилищно-коммунального хозяйства)" формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:
инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, объединения домовладельцев, другие организации.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.