В связи с переходом на договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве назрела необходимость разделения функций заказчика и подрядчика. Служба заказчика (муниципальное учреждение) создается в целях:
обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества;
снижения издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
смягчения для населения процесса реформирования отрасли при переходе ее на режим безубыточного функционирования.
Службы заказчика являются ключевым звеном в реформе жилищно-коммунального хозяйства и создавать их рекомендуется органам местного самоуправления.
Основной задачей службы заказчика в городах и районах области является управление муниципальным жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города (района) с целью создания условий предоставления качественных, надежных услуг населению на основе заключения договоров:
с гражданами оформляются договоры найма, в том числе социального;
с юридическими лицами оформляется договор аренды жилых помещений;
с организациями, производящими услуги жилищно-коммунального хозяйства, - договоры подряда и оказания услуг.
Служба заказчика осуществляет контроль за деятельностью подрядчика, обслуживающего жилищный фонд.
Для реализации поставленных задач служба заказчика:
обеспечивает формирование источников финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения и других потребителей, средств федерального, областного и местного бюджетов и организует консолидацию финансовых потоков;
формирует банк данных по качеству, инженерному благоустройству, капитальности и другим техническим параметрам зданий и сооружений;
готовит предложения по приемке в состав муниципальной собственности существующих и вновь вводимых объектов жилищно- коммунального хозяйства, в том числе ведомственных.
Служба заказчика принимает в оперативное управление от администраций городов (районов) объекты жилищно- коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, и может по договору обслуживать жилищный фонд ведомств и объединений домовладельцев, а также квартиры, принадлежащие физическим лицам на праве собственности.
В целях удовлетворения нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления жилищно-коммунальных услуг органам местного самоуправления рекомендуется в 1998 году завершить создание служб заказчика.
В целях демонополизации отрасли, создания и развития конкурентной среды необходимо провести работу по:
увеличению числа товариществ собственников жилья;
переходу на конкурсный отбор подрядчика для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов.
В соответствии с постановлением губернатора области от 03.06.97 № 200 "О конкурсном отборе ремонтно- эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов" органам местного самоуправления рекомендуется:
1. В 1998 году разработать Положение о порядке конкурсного отбора предприятий всех форм собственности для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
2. До 2003 года завершить переход на конкурсный принцип отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда. (пункт с изменениями, внесенными решением Законодательного Собрания Пермской области от 7 марта 2000 года № 851)
3. В состав конкурсной комиссии включать представителей государственной жилищной инспекции, антимонопольного комитета, инспекции по защите прав потребителей, представителей профсоюзов и других общественных организаций, связанных с эксплуатацией жилищного фонда.
Система конкурсного отбора:
будет способствовать постепенному переходу к рыночной системе ценообразования, в результате которой цены и тарифы замедлят свой рост и повысится качество обслуживания;
позволит значительно повысить эффективность используемых финансовых ресурсов;
повысит качество обслуживания не только у фирм-победителей, но и у жилищно-эксплуатационных участков в связи с появлением конкурентов;
позволит вытеснить плохо работающие организации.