Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008-2010 годы"

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 22.06.2007 N 249-П

Концепция отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008 -2010 годы" г. Астрахань - 2007 ВВЕДЕНИЕ


Концепция отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008-2010 годы" разработана в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466).

Главной целью и задачей отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008 -2010 годы" является совершенствование на территории Астраханской области системы организации школьного питания, обеспечивающей качественное и сбалансированное питание учащихся, в том числе щадящее и диетическое питание школьников с учетом медицинских рекомендаций.

Обоснованием для разработки программы являются:

- Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (НГР:RU0000R199202808);

- Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (НГР:RU0000R199901451);

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (НГР:RU0000R200603650);

- Закон Астраханской области от 15.01.2007 N 1/2007-ОЗ "Об образовании в Астраханской области" (НГР:RU30000200700009);

- Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 79-р (НГР:RU0000R200700122);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях" (НГР:RU0000V200601262);

- постановление Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N 259-П "О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области" (НГР:RU30000200500363).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающему условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

В Астраханской области в 320 дневных общеобразовательных учреждениях обучаются 103 702 ученика. Анализ состояния здоровья школьников области показывает рост заболеваемости детей и подростков так называемыми алиментарно-зависимыми заболеваниями, к которым могут быть отнесены заболевания желудочно-кишечного тракта, крови, эндокринные заболевания. Установлено, что за последние 5 лет общая заболеваемость детей и подростков увеличилась на 22%, в том числе эндокринной системы - на 27,4%, органов пищеварения - на 16,3%, костно-мышечной системы и соединительной ткани - на 16%, глаза и его придаточного аппарата - на 3,2%. Анализ причин заболеваемости школьников показывает, что во многом они обусловлены недостаточным содержанием в рационах питания детей и подростков важнейших микронутриентов, в первую очередь йода, витаминов С, В1, В2, В6, А, Е, фолиевой кислоты и каротина. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным болезням, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса, неблагоприятных факторов среды обитания, действующих на организм детей и подростков в процессе обучения и трудовой деятельности, и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения.

Для обеспечения роста и развития детей необходимо полноценное, сбалансированное горячее питание. Процент охвата школьников области горячим питанием (горячее питание включает в себя горячее блюдо: кашу или второе блюдо) составляет 28%, в том числе старшеклассников - всего лишь 6%, отсутствует щадящее и диетическое питание для учащихся с патологией органов пищеварения, заболеваниями эндокринной системы и др.

По данным муниципальных образований, в Астраханской области негативное воздействие на организацию питания школьников оказывают следующие факторы:

- устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков. За последнее десятилетие оно практически не обновлялось. Большинство пищеблоков на сегодняшний день не соответствует современным требованиям: в 20% школ области нет пищеблоков, 5% школьных столовых требуют капитального ремонта, в 10% школ области износ холодильного и технологического оборудования составляет более 80%;

- школьные столовые, предназначенные для работы на сырье (50% школ), не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи; столовые - доготовочные (10% школ) не обеспечиваются полуфабрикатами; школьные пищеблоки не полностью обеспечены посудой и инвентарем, недостаточно посадочных мест;

- несоблюдение натуральных норм продуктового набора для школьного питания и принципов сбалансированного питания;

- нехватка кадров на предприятиях, обеспечивающих школьное питание, отсутствие или недостаточность их профессиональной подготовки;

- несовершенство системы управления организацией школьного питания;

- недостаточность организационных мероприятий предприятий и ведомств, обеспечивающих школьное питание.

Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода. Развитие системы школьного питания должно осуществляться через государственное регулирование этой сферы. Необходимо организовать работу по координации деятельности различных организаций и ведомств, участвующих в обеспечении школьного питания, усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания, определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания, создать на предприятиях школьного питания современную материально-техническую базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства, формы и методы обслуживания учащихся, привлечь в эту сферу деятельности субъекты малого предпринимательства через проведение тендеров на предоставление услуг по школьному питанию.